г.Самара |
|
16 апреля 2024 г. |
Дело N А65-31229/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сычевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10.04.2024 в помещении суда апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2024 по делу N А65-31229/2023 (судья Мазитов А.Н.), возбужденному по заявлению акционерного общества "Продторг" (ИНН 4345164751, ОГРН 1074345005778), г.Москва, к муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ИНН 1655065681, ОГРН 1061655001440), г.Казань, об оспаривании решения,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Продторг" (далее - АО "Продторг", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным отказа муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Управление), изложенного в письме от 01.09.2023, в согласовании паспорта (номер услуги У-236421) на средство наружной информации по адресу: г.Казань, ул.Гудованцева, зд.43Г, и об обязании Управления устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем согласования паспорта на средство наружной информации.
Решением от 30.01.2024 по делу N А65-31229/2023 Арбитражный суд Республики Татарстан заявленные требования удовлетворил.
Управление в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
АО "Продторг" отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, АО "Продторг" является арендатором нежилого помещения по адресу: г.Казань, ул.Гудованцева, зд.43Г, кадастровый номер 16:50:310502:38, на основании договора аренды нежилого помещения от 03.02.2023 N Ч16008, заключенного с ИП Калимуллиным З.Ф. и ИП Жуковым Д.С. (арендодатели).
АО "Продторг" обратилось в Управление с заявлением о согласовании проекта размещения средства наружной информации (паспорт) по адресу: г.Казань, ул.Гудованцева, зд.43Г (номер услуги У-236421).
В письме от 01.09.2023 Управление сообщило обществу об отказе в согласовании проекта размещения средства наружной информации (паспорт) в связи с выявленной недостоверной информации, содержащейся в представленных документах. Кроме того, Управление указало, что согласно Решению Казанской городской Думы от 14.12.2016 N 8-12 "О местных нормативах градостроительного проектирования городского округа Казань" во внутриквартальной жилой застройке, не выходящей фасадами на территорию общего пользования, не разрешается размещать отдельно стоящие объекты нежилого назначения, за исключением социальных, инженерных объектов, паркингов, объектов спорта, библиотек, подростковых клубов. Следовательно, размещение информационных конструкций с текстом "Чижик Продукты" на отдельно стоящем объекте нежилого назначения, расположенном во внутриквартальной застройке, не представляется возможным.
Изложенное послужило основанием для обращения АО "Продторг" с заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Согласно Решению Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 27-3 "О Муниципальном казенном учреждении "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Управление является органом Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и к его полномочиям относится, в том числе согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства и согласование проектов благоустройства на территории г.Казани, паспортов объектов благоустройства, дизайн-проектов (паспортов) размещения вывески.
Постановлением Исполкома муниципального образования г.Казани от 12.12.2022 N 4315 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по установке информационной вывески, согласованию дизайн-проекта размещения вывески (далее - Регламент N 4315).
Регламент N 4315 устанавливает стандарт и порядок предоставления муниципальной услуги по установке информационной вывески, согласованию дизайн-проекта размещения вывески (далее - муниципальная услуга).
Согласно п.1.2 Регламента N 4315 получателями муниципальной услуги являются физические, физические (самозанятые), юридические лица, индивидуальные предприниматели, правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства или лица, которым в установленном порядке предоставлены разрешения на использование земельных участков, заинтересованные в доведении до сведения потребителей информации, указание которой является обязательным согласно ст.9 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и которая обязательна к размещению в соответствии с законом или размещается в силу обычая делового оборота и не преследует целей, связанных с рекламой.
П.2.4.1 Регламента N 4315 предусмотрен срок предоставления муниципальной услуги, который составляет 10 рабочих дней.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления (п.2.5 Регламента N 4315).
Согласно п.2.5.1 Регламента N 4315 для получения муниципальной услуги заявитель представляет следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность (не требуется в случае обращения посредством Единого, Республиканского порталов);
2) документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя, в случае обращения за предоставлением муниципальной услуги представителя заявителя (не требуется в случае обращения законных представителей физических лиц: в заявлении указываются реквизиты решения об установлении опеки или свидетельства о рождении, выданного на территории Российской Федерации);
3) заявление:
- в форме документа на бумажном носителе (приложение N 3 к данному Регламенту);
- в электронной форме (заполняется посредством внесения соответствующих сведений в электронную форму заявления), подписанное в соответствии с требованиями п.2.5.3 данного Регламента, при обращении посредством Единого, Республиканского порталов;
4) дизайн-проект вывески (информационной конструкции);
5) документ, подтверждающий право заявителя на объект (здание, строение, сооружение) или земельный участок размещения вывески, в случае если право на объект недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество или имущество предоставлено во владение и (или) пользование Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан или Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г.Казани (в случае если необходимые документы и сведения о правах на объект отсутствуют в ЕГРН);
6) документ, подтверждающий согласие собственника или иного законного владельца объекта (здания, строения, сооружения) на размещение вывески (в случае если для установки вывески используется имущество иных лиц).
Согласно п.2.5.4 Регламента N 4315 запрещается требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги;
2) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в ч.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) (необходимых и обязательных услуг);
3) представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, за исключением следующих случаев:
а) изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги;
б) наличие ошибок в заявлении о предоставлении муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;
в) истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги;
г) выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица Управления, работника МФЦ при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя органа при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства;
4) представления на бумажном носителе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с п.7.2 ч.1 ст.16 Закона N 210-ФЗ, за исключением случаев, если нанесение отметок на такие документы либо их изъятие является необходимым условием предоставления государственной или муниципальной услуги, и иных случаев, установленных федеральными законами.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их представления; государственный орган, орган местного самоуправления либо организация, в распоряжении которых находятся данные документы (п.2.6 Регламента N 4315).
Согласно п.2.6.1 Регламента N 4315 в рамках межведомственного взаимодействия получаются:
1) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (в случае подачи заявления юридическим лицом) - Федеральная налоговая служба;
2) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (в случае подачи заявления индивидуальным предпринимателем) - Федеральная налоговая служба;
3) выписка из ЕГРН - Росреестр;
4) договор аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (если обращается арендатор указанного имущества), - Управление;
5) сведения о факте выдачи и содержании доверенности - единая информационная система нотариата.
Согласно п.2.6.5 Регламента N 4315 запрещается требовать от заявителя документы и сведения, в том числе подтверждающие внесение заявителем платы за предоставление муниципальной услуги, находящиеся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Непредставление заявителем документов, содержащих сведения, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, не является основанием для отказа заявителю в предоставлении муниципальной услуги.
В соответствии с п.2.7.1 Регламента N 4315 основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, являются:
1) некорректное заполнение обязательных полей в форме заявления на Республиканском портале (отсутствие заполнения, недостоверное, неполное либо неправильное, не соответствующее требованиям, установленным Регламентом);
2) представление электронных документов (электронных образов документов), не позволяющих в полном объеме прочитать текст документа и (или) распознать реквизиты документа;
3) несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным заявителя, указанным в заявлении, поданным в электронной форме посредством Единого, Республиканского порталов;
4) представление неполного комплекта документов, предусмотренных Регламентом, являющихся обязательными для предоставления муниципальной услуги;
5) наличие в документах повреждений, которые не позволяют в полном объеме использовать информацию и сведения, прочитать текст и (или) распознать реквизиты документов;
6) подача заявления и иных документов в электронной форме лицом, не уполномоченным на подачу документов;
7) наличие в документах исправлений, не заверенных в установленном законодательством порядке;
8) утрата документами силы на момент обращения за предоставлением муниципальной услуги.
В п.2.7.2 Регламента N 4315 указано, что перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для получения муниципальной услуги, является исчерпывающим.
П.2.8 Регламента N 4315 содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно п.2.8.1 Регламента N 4315 основания для приостановления предоставления муниципальной услуги отсутствуют.
В соответствии с п.2.8.2 Регламента N 4315 основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
1) документы (сведения), представленные заявителем, противоречат документам (сведениям), полученным в рамках межведомственного взаимодействия;
2) отсутствие у заявителя прав на объект размещения вывески;
3) отсутствие согласия собственника (законного владельца) на размещение информационной вывески;
4) наличие на предполагаемых к размещению вывески участке фасада, земельном участке средства наружной рекламы и информации, срок действия разрешения (согласования) на размещение которого не истек;
5) обращение заявителя о прекращении работ по согласованию дизайн-проекта;
6) несоответствие представленного заявителем дизайн-проекта размещения вывески требованиям правил размещения и содержания информационных вывесок.
В силу п.2.8.3 Регламента N 4315 указанный перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является исчерпывающим.
В соответствии с п.2.8.4 Регламента N 4315 решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин отказа оформляется по форме согласно приложению N 2 к данному Регламенту, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в установленном порядке уполномоченным должностным лицом Управления и направляется заявителю в личный кабинет на Едином, Республиканском порталах и (или) в МФЦ в день принятия решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно п.2.8.5 Регламента N 4315 запрещается отказывать в предоставлении муниципальной услуги в случае, если заявление о предоставлении муниципальной услуги подано в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления муниципальной услуги, опубликованной на Едином портале, Республиканском портале.
Между тем, изложенное в письме Управления от 01.09.2023 основание для отказа в согласовании проекта размещения средства наружной информации (паспорта) - размещение информационной конструкции на отдельно стоящем объекте, расположенном во внутриквартальной застройке, не выходящей фасадами на территорию общего пользования, не разрешается - не предусмотрено п.2.7.1, 2.8.2 Регламента N 4315.
Кроме того, как указано АО "Продторг" и не опровергнуто Управлением, с заявлением общество представило договор аренды от 03.02.2023 N Ч16008 нежилого помещения (адрес: г.Казань, ул.Гудованцева, зд.43Г, кадастровый номер 16:50:310502:38) сроком действия 10 лет с даты государственной регистрации договора; при этом, земельный участок, на котором расположено здание, отнесен к зоне Ж-4, чей вид разрешенного использования допускает размещение магазинов.
Ссылка Управления в оспариваемом письме от 01.09.2023 на выявление недостоверной информации, содержащейся в документах, как на основание для отказа в предоставлении услуги, является несостоятельной, поскольку из письма от 01.09.2023 не представляется возможным установить, какая именно информация и в каком конкретно документе являлась недостоверной.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Управления не соответствует закону, нарушает права и законные интересы АО "Продторг" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи заявленные требования подлежат удовлетворению.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ Управление освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 января 2024 года по делу N А65-31229/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-31229/2023
Истец: Акционерноре общество "Продторг", г.Москва
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани", г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд