город Омск |
|
03 июня 2021 г. |
Дело N А81-10679/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Солодкевич Ю.М., судей Рожкова Д.Г., Сафронова М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарём Губанищевой У.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3665/2021) акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.02.2021 по делу N А81-10679/2020 (судья С.В. Соколов), по иску акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153) к государственному казённому учреждению "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН 8901017526, ОГРН 1068901000926) о взыскании 85 856 руб. 05 коп.,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" представителя государственного казённого учреждения "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" - Захарчука В.В. по доверенности от 30.10.2020 N 116,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - АО "Ямалкоммунэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к государственному казённому учреждению "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ГКУ "ДКСиИ ЯНАО", учреждение, ответчик) о взыскании 85 856 руб. 05 коп. пени за период с 11.04.2020 по 11.09.2020, начисленных за нарушение ответчиком обязательств по государственному контракту теплоснабжения от 07.03.2020 N ЯМ00ТВ0100000535 (далее - государственный контракт).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.02.2021 в удовлетворении требований истца отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец в апелляционной жалобе просит его отменить полностью и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указал, что в нарушение условий контракта и действующего законодательства Российской Федерации ответчик надлежащим образом обязательства перед истцом не исполнил. Оплату образовавшейся задолженности ответчик произвел только 11.09.2020.
Истец надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества.
ГКУ "ДКСиИ ЯНАО" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором высказалось против её удовлетворения.
АО "Ямалкоммунэнерго" поступили возражения на отзыв ответчика, к которому приложены копии писем, касающихся заключения государственного контракта N ЯМ00ТВ0100000535.
Представитель ГКУ "ДКСиИ ЯНАО" сообщил, что с возражениями не знаком.
Суд озвучил представителю ответчика возражения, поступившие от истца, и приложенные к нему документы.
Представитель ответчика пояснил, что ему понятна суть возражений, приведённых истцом.
Учитывая необходимость оценки представленных истцом документов в совокупности с другими, имеющимися доказательствами, а также, исходя из того, что не приобщение указанных документов может привести к принятию необоснованного судебного акта (пункт 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 12 от 30.06.2020 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции"), суд апелляционной инстанции, в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств настоящего спора, руководствуясь частью 1, 2 статьи 268 АПК РФ приобщил к материалам дела копии писем, касающихся заключения государственного контракта N ЯМ00ТВ0100000535.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и установил, что исковые требования мотивированы тем, что между АО "Ямалкоммунэнерго" и ГКУ "ДКСиИ ЯНАО" заключен государственный контракт теплоснабжения от 07.03.2020 N ЯМ00ТВ0100000535, по условиям которого истец обязался осуществлять подачу тепловой энергии, а ответчик обязался принять и оплатить подачу тепловой энергии в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных контрактом.
Во исполнение условий государственного контракта истец в марте, апреле, мае 2020 года поставил ответчику тепловую энергию на общую сумму 2 496 713 руб. 24 коп., что подтверждается универсальными передаточными документами от 31.03.2020 N ЕР002477, от 30.04.2020 N ЕР0028353, от 31.05.2020 N ЕР.0034626.
В нарушение условий договора и действующего законодательства Российской Федерации ответчик надлежащим образом обязательства перед истцом не исполнил, в связи с чем, в адрес учреждения была направлена претензия N И-ПД-ЕРИЦ-Л-2020-3495 от 28.04.2020 о необходимости погашения имеющейся задолженности. Оплату образовавшейся задолженности ответчик произвел только 11.09.2020.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пришел к выводу, что истец не доказал наличие вины ответчика в ненадлежащем исполнении обязательства.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции.
Сложившиеся правоотношения сторон подлежат регулированию параграфом 6 главы 30 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
На основании пункта 9.1 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Истцом начислена учреждению неустойка за период с 11.04.2020 по 11.09.2020 в сумме 85 856 руб. 05 коп. за просрочку оплаты потреблённой в марте-мае 2020 года тепловой энергии.
Ответчик является некоммерческой организацией (статьи 123.21, 123.22 ГК РФ), основания ответственности которой за нарушение обязательства регулируются пунктом 1 статьи 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При этом в силу пункта 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, отсутствие вины должника в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства может служить основанием для его освобождения от ответственности.
Как разъяснено в пункте 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" отсутствие вины организации в невыполнении договорных обязательств может служить основанием для освобождения ее от ответственности по статье 401, а не по статье 333 ГК РФ.
При отсутствии вины учреждения в ненадлежащем исполнении обязательств оно вправе поставить вопрос об освобождении от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 ГК РФ, согласно которому лицо, не исполнившее обязательства, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Таким образом, отсутствие вины должника в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства может служить основанием для его освобождения от ответственности.
В данном случае, ответчик в отзыве на иск, не отрицая факт заключения муниципального контракта, вместе с тем указал, что ГКУ "ДКСиИ ЯНАО" является государственным заказчиком строительства объекта: "Центр национальных культур с музейно-библиотечным комплексом и архивом, с. Яр-Сале, Ямальского района, в том числе проектно-изыскательские работы" (далее - объект).
Государственный контракт был заключен в целях обеспечения теплоснабжением строящегося объекта. Объект до настоящего времени является строящимся объектом и не введен в эксплуатацию, до марта 2020 года строительные работы на объекте осуществлялись силами и средствами ООО "Контур" на основании заключенного с ГКУ "ДКСиИ ЯНАО" государственного контракта на строительство объекта.
ГКУ "ДКСиИ ЯНАО" не могло оплачивать поставляемые ресурсы на объект в силу того, что расходы за поставленные коммунальные ресурсы несла подрядная организация (ООО "Контур"), ресурсоснабжающая организация (истец) имела заключенные с подрядной организацией (ООО "Контур") договоры тепловодоснабжения, подписывала акты оказания услуг и направляла счета не в адрес ГКУ "ДКСиИ ЯНАО", а в адрес ООО "Контур" которые и оплачивались подрядной организацией. В марте 2020 года ГКУ "ДКСиИ ЯНАО" вынужденно расторгло с ООО "Контур" государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Центр национальных культур с музейно-библиотечным комплексом и архивом, с. Яр-Сале, Ямальского района, в том числе проектно-изыскательские работы", в свою очередь подрядная организация расторгла договоры, заключенные с ресурсоснабжающей организацией.
С марта 2020 года ГКУ "ДКСиИ ЯНАО" вынуждено было предпринимать действия для возобновления строительства объекта, для чего необходимо было время для проведения процедур предусмотренных законодательством по отбору новой подрядной организации, в течении которого у ГКУ "ДКСиИ ЯНАО" и возникло обязательство перед АО "Ямалкоммунэнерго" по оплате поставленных в период март-май 2020 года коммунальных ресурсов.
ГКУ "ДКСиИ ЯНАО" не отрицало и не оспаривало имеющуюся перед истцом задолженность, но оплатить выставленные счета АО "Ямалкоммунэнерго" не представлялось возможным в силу отсутствия на тот период между истцом и ответчиком договорных отношений.
Государственный контракт теплоснабжения N ЯМ00ТВ0100000535 был заключен между истцом и ответчиком с учетом протокола разногласий и протокола урегулирования разногласий только 28.08.2020, а не 07.03.2020 как это указал истец в исковом заявлении, при этом в силу специфичности государственного контракта, согласно пункту 7.1 государственного контракта, государственный контракт вступает в силу с момента его подписания (то есть с 28.08.2020), при этом распространяет свою силу на отношения сторон возникшие с 07.03.2020.
После урегулирования между сторонами всех разногласий в отношении проекта государственного контракта, подписания сторонами государственного контракта, ответчик получил правовые основания для перечисления денежных средств в уплату поставленного истцом коммунального ресурса с марта по май 2020 года, и оплатил имеющуюся перед истцом задолженность.
В подтверждение данных доводов ответчиком к материалам дела приобщены подписанные сторонами государственный контракт от 28.08.2020 N ЯМ00ТВ0100000535, протокол разногласий к государственному контракту от 28.08.2020 и протокол урегулирования разногласий к государственному контракту от 28.08.2020, а также сопроводительные письма, подтверждающие направления указанных документов истцу.
На основании вышеизложенного, задержка по оплате услуг теплоснабжения за март, апрель и май 2020 года связана с тем, что в указанный период, между истцом и ответчиком договорные отношения отсутствовали и государственный контракт на услуги теплоснабжения был заключен лишь 28.08.2020.
Пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Как установлено абзацем 8 статьи 6 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ), бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
В статье 30 Закона N 83-ФЗ определено, что лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации открываются и ведутся соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований.
При этом лицевые счета, открываемые бюджетным учреждением субъектов Российской Федерации (муниципальным бюджетным учреждением) в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В соответствии с заключенным с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) соглашением территориальные органы Федерального казначейства открывают и ведут лицевые счета для учета операций бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных учреждений) в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Проведение кассовых операций со средствами бюджетных учреждений осуществляется территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования), от имени и по поручению указанных учреждений в пределах остатка средств, поступивших бюджетным учреждениям.
Операции со средствами бюджетных учреждений осуществляются не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления бюджетными учреждениями платежных документов, оформленных в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации.
Таким образом, операции со средствами бюджетных учреждений осуществляются соответствующим финансовым органом, который осуществляет проверку поступивших от учреждения на оплату документов, в том числе в части указания основания для оплаты.
При этом обязательства по контракту могут быть приняты к оплате только после постановки на учет такого контракта.
В связи с чем, заключение контрактов бюджетными организациями является необходимым условием для исполнения обязательств по оплате.
В отсутствие действующего государственного контракта, ГКУ "ДКСиИ ЯНАО" было лишено возможности подавать заявку для погашения задолженности за потребленную теплоэнергию, поскольку обязательными сведениями, подлежащими указанию в такой заявке, являются реквизиты документа-основания для перечисления денежных средств. В отсутствие заполнения данных реквизитов заявка подлежит возврату.
Соответственно, в отсутствие государственного контракта N ЯМ00ТВ0100000535, финансируемый из бюджета субъект, не имел оснований для оплаты потребленной энергии, исходя из особенностей финансирования бюджетного учреждения.
В представленных в суд апелляционной жалобе и возражениях на отзыв на жалобу истец не привел доводов, опровергающих обстоятельства, приведенные учреждением в обоснование отсутствия его вины в оплате ресурса в сентябре 2020 года.
Документы, касающиеся обстоятельств заключения государственного контракта N ЯМ00ТВ0100000535, не свидетельствуют о намеренном затягивании учреждением срока заключения контракта.
В письмах от 26.03.2020 и 09.04.2020 учреждение просило не прекращать подачу ресурсов на строящийся объект. Акционерное общество "Единый расчётно-информационный центр ЯНАО", представляющее интересы АО "Ямалкоммунэнерго", 14.04.2020 направило в адрес ГКУ "ДКСиИ ЯНАО", в том числе, государственный контракт на теплоснабжение.
Учреждение 07.05.2020 просило откорректировать условия государственного контракта, что было сделано обществом и 14.07.2020 контракт вновь направлен ГКУ "ДКСиИ ЯНАО".
Акционерным обществом "Единый расчётно-информационный центр ЯНАО" подписаны и направлены протоколы урегулирования разногласий учреждению 27.08.2020.
Фактически Акционерным обществом "Единый расчётно-информационный центр ЯНАО", подготовившим проект контракта, согласованы разногласия, заявленные учреждением, по 5 пунктам контракта и приложению к нему.
Подписанный со стороны учреждения протокол урегулирования разногласий направлен обществу 08.09.2020.
Следовательно, ответчик подтвердил отсутствие своей вины в просрочке исполнения обязательства по оплате потреблённого в марте-мае 2020 года ресурса, а истец не доказал наличие таковой (статьи 9, 65 АПК РФ).
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в связи с отказом в её удовлетворении по правилам статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.02.2021 по делу N А81-10679/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-10679/2020
Истец: АО "Ямалкоммунэнерго"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДИРЕКЦИЯ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ИНВЕСТИЦИЙ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"