г. Тула |
|
3 июня 2021 г. |
Дело N А68-421/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.06.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И., в отсутствие заявителя - Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Тула, ОГРН 1097154013461, ИНН 7107516785), заинтересованного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Водоресурс-К" (Тульская область, Киреевский район, г. Липки, ОГРН 1187154005301, ИНН 7128013912) Кузнецова Юрия Леонидовича, третьего лицо - акционерного общества "ТНС энерго Тула" (г. Тула, ОГРН 1067105008376, ИНН 7105037307), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "ТНС энерго Тула" на решение Арбитражного суда Тульской области от 29.03.2021 по делу N А68-421/2021 (судья Елисеева Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Приокское управление Ростехнадзора, управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о привлечении должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Водоресурс-К" (далее - общество, ООО "Водоресурс-К") Кузнецова Юрия Леонидовича (далее - Кузнецов Ю.Л.) к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 28.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "ТНС энерго Тула" (далее - АО "ТНС энерго Тула", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 29.03.2021 по делу N А68-421/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, АО "ТНС энерго Тула" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым привлечь директора общества с ограниченной ответственностью "Водоресурс-К" Кузнецова Юрия Леонидовича к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что Кузнецов Ю.Л. надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а неполучение лицом заказной корреспонденции является риском последнего. Сведений о наличии препятствий для получения заказного письма материалы дела не содержат.
Податель жалобы указывает на то, что отправление, содержащее уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, отправленное Ростехнадзором Кузнецову Ю.Л., в течение одного месяца, как того требует пункт 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, хранилось в соответствующем почтовом отделении (с 11.12.2020 по 13.01.2021). При этом направление вторичного извещения вышеуказанными Правилами N 234 не предусмотрено.
По мнению заявителя жалобы, на дату составления протокола об административном правонарушении (14.01.2021) управлению уже была доступна информация, содержащаяся на сайте Почта России о статусе направленной Кузнецову Ю.Л. почтовой корреспонденции, а также о том, что вышеуказанная почтовая корреспонденция возвращена в г. Тулу, следовательно, неудачная попытка вручения Ростехнадзору 15.01.2021 возвращенной из г. Липки почтовой корреспонденции (т.е. неполучение Ростехнадзором обратно своего письма), с учетом того, что информация о статусе почтового отправления доступна на сайте Почта России.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не направили.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от управления и АО "ТНС энерго Тула" поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 31.08.2020 от АО "ТНС энерго Тула" в Приокское управление Ростехнадзора поступили материалы (исх. от 26.08.2020 N 01/2-6637-АЯ) в отношении ООО "Водоресурс-К" по факту нарушения установленного порядка предоставления исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), сопряженного с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в отношении потребителя электрической энергии ООО "Водоресурс-К".
При рассмотрении Приокским управлением Ростехнадзора поступивших материалов установлено, что ООО "Водоресурс-К" ненадлежащим образом выполняет обязательства в части оплаты потребленной электроэнергии по договору купли-продажи электрической энергии от 16.11.2018 N 71516400066 (далее - договор), по условиям которого АО "ТНС энерго Тула", выступающий в данном договоре в качестве гарантирующего поставщика обязуется осуществлять продажу электрической (энергии) мощности, а ООО "Водоресурс-К" обязуется оплачивать поставленную ему электроэнергию. Порядок расчетов за электрическую энергию (мощность) и срок исполнения обязательств по оплате установлен разделом "6" договора.
В нарушение условий договора и норм законодательства ООО "Водоресурс-К" систематически нарушаются установленные договором обязательства по оплате поставленной электрической энергии.
Факт задолженности подтверждается копиями решений Арбитражного суда Тульской области, вступивших в законную силу.
Согласно приложению к Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.20212 N 442, ООО "Водоресурс-К" включено в "Перечень потребителей электрической энергии в Тульской области, ограничение режима потребления электрической энергии, которых может привести к экологическим, социальным последствиям".
Согласно уведомлению АО "ТНС энерго Тула" от 20.01.2020 исх. N 04-2/354 об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств оплате электрической энергии (мощности), направленному в адрес ООО "Водоресурс-К", размер задолженности, послужившей основанием для предъявления требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, за период май, июнь 2019 года за электрическую энергию по договору электроснабжения в сумме составил 499 453 руб. 74 коп.
Среднемесячная величина обязательств по оплате электрической энергии (мощности) составила 249 726 руб. 87 коп.
В вышеуказанном уведомлении АО "ТНС энерго Гула" установило величину обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии в размере: 499 453 руб. 74 коп. и срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение: не позднее 65 дней со дня получения уведомления.
Уведомление АО "ТНС энерго Тула" получено потребителем электрической энергии ООО "Водоресурс-К" 24.01.2020, что подтверждается отчетом отслеживания почтовых отправлений.
Установленный АО "ТНС энерго Тула" срок предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии согласно уведомлению АО "ТНС энерго Тула" от 20.01.2020 N 04-2/354 истек 30.03.2020.
ООО "Водоресурс-К" задолженность по оплате электрической энергии, поставленной согласно договору на снабжение электрической энергией, не погасило.
В установленные сроки обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии, согласно уведомлению об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) АО "ТНС энерго Тула" от 20.01.2020 N 04-2/354, не предоставлено.
Данный факт подтверждается имеющейся в материалах делах справкой начальника управления реализацией юридических лиц от 26.08.2020 N 01/2-6637/1/АЯ.
На момент получения потребителем уведомления (24.01.2020) от 20.01.2020 N 04-2/354 об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической (мощности), а также в период срока, в течение которого необходимо было предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) генеральным директором ООО "Водоресурс-К" являлся Кузнецов Юрий Леонидович, о чем свидетельствует выписка из ЕГРЮЛ.
Усмотрев в бездействии генерального директора общества Кузнецова Юрия Леонидовича признаки состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ, управление составило протокол об административном правонарушении от 14.01.2021 N 06-22-5П/21.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы по факту административного правонарушения направлены управлением в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении генерального директора общества к административной ответственности.
В силу положений части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 14.61 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области энергопотребления, в том числе установленный законодательством порядок и режим потребления электрической энергии потребителями, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
С объективной стороны правонарушение заключается в нарушении установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по оплате в соответствии с договорами о предоставлении энергетических ресурсов.
Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, несут административную ответственность как должностные лица (примечание к статье 2.4 КоАП РФ)
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определяются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона N 35-ФЗ законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеназванного федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Частью 6 статьи 38 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что для потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (далее - потребители), установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.
Как установлено судом, ООО "Водоресурс-К" включено в "Перечень потребителей электрической энергии в Тульской области, ограничение режима потребления электрической энергии, которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям", утвержденный постановлением Правительства Тульской области от 26.06.2017 N 256.
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
В случае, если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Срок, в течение которого действует обязанность потребителя электрической энергии, соответствующего установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенного гарантирующим поставщиком, по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения об указанном нарушении направляются в федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен на осуществление федерального государственного энергетического надзора и к компетенции которого Правительством Российской Федерации отнесено рассмотрение данных сведений.
Порядок определения потребителей, обязанных предоставлять гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), и порядок предоставления указанного обеспечения установлен главой XIII Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
В силу положений пункта 255 Основных положений N 442 потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
Квалифицирующим признаком соответствия названного субъекта критериям, установленным абзацем первым пункта 255 Основных положений N 442, является наличие у такого лица задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденной вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем. Документами, свидетельствующими о признании потребителем задолженности перед гарантирующим поставщиком, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие потребителя с фактом наличия задолженности перед гарантирующим поставщиком и с размером такой задолженности (соглашение между гарантирующим поставщиком и потребителем, акт сверки взаимных расчетов, письмо, подписанное уполномоченным лицом потребителя, или иной документ) (абзацы 2 - 3 пункта 255 Основных положений N 442).
Поскольку ООО "Водоресурс-К" по состоянию на 20.01.2020 обладало квалифицирующими признаками лица, в отношении которого у гарантирующего поставщика возникла обязанность по направлению в адрес общества требования о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), то, как верно указал суд первой инстанции, АО "ТНС энерго Тула" правомерно направило в адрес ООО "Водоресурс-К" уведомление от 20.01.2020 N 04-2/2354 об обязанности предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), которое получено обществом 24.01.2020.
В свою очередь факт непредставления директором в установленный в уведомлении срок обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что названные действия (бездействие) генерального директора образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции пришел к выводу, что при производстве по делу об административном правонарушении управлением нарушены процессуальные нормы, установленные КоАП РФ.
Суд посчитал, что Кузнецов Ю.Л. не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола, а, значит, протокол об административном правонарушении составлен без надлежащего о том уведомления лица, привлекаемого к ответственности, чем существенно нарушен процессуальный порядок привлечения директора общества к административной ответственности (директору не предоставлена возможность реализовать гарантированные законом процессуальные права при осуществлении в отношении него административного производства.
Однако с данными выводами суд апелляционной инстанции не может согласиться в силу следующего.
Действительно, нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
В силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанное нарушение носит существенный характер и не позволяет или не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В силу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, которому должны быть разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, предоставлена возможность ознакомления с протоколом и другое, административным органом должны быть приняты все необходимые и достаточные меры для извещения юридического лица о проведении данных процессуальных действий.
Согласно части 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2. КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 14.01.2021 N 06-22-5П/21 составлен в отношении генерального директора ООО "Водоресурс-К" Кузнецова Ю.Л. в его отсутствие.
В качестве доказательства надлежащего извещения лица, привлекаемого к ответственности, административный орган ссылается на почтовую квитанцию с идентификатором N 3000053019272, согласно которой уведомление от 08.12.2020 о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении (14.01.2021 г. 11 час. 00 мин.) направлено в адрес генерального директора ООО "Водоресурс-К" Кузнецова Ю.Л., Тульская область, Киреевский район, д. Липки, ул. Октябрьская, д. 24, кв./пом. 6.
Между тем суд, анализируя сведения с сайта "Почта России" по состоянию на 19.01.2021, указал, что почтовое отправление с номером 3000053019272 14.01.2021 прибыло в место вручения отправителя, 15.01.2021 состоялась неудачная попытка вручения отправления отправителю, на дату составления протокола об административном правонарушении, а именно 14.01.2021 информации о вручении вышеуказанного письма Кузнецову Ю.Л. у административного органа не имелось.
Между тем суд первой инстанции не учел следующее.
Поскольку письму, отправленному в адрес Кузнецова Ю.Л., присвоен идентификационный номер, имеется возможность воспользоваться услугой отслеживания почтовых отправлений на официальном сайте Почта России. Данная услуга предполагает внесение информации почтового идентификатора на каждом этапе пересылки в единую систему учета и контроля, благодаря чему через Интернет можно отследить прохождение почтового отправления (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2013 N 3563/13).
Так, из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 30000053019272 следует, что:
- 08.12.2020 почтовое отправление принято в отделении связи - 300000, Тула;
- 11.12.2020 почтовое отправление прибыло в место вручения - 301264, Липки;
- 24.12.2020 имела место неудачная попытка вручения - 301264, Липки (Кузнецову Ю.Л.);
- 12.01.2021 возврат отправителю по иным обстоятельствам - 301264, Липки;
- 13.01.2021 покинуло место возврата/досылки - 301264, Липки, и в этот же день прибыло в сортировочный центр -- 300971, Тула;
- 14.01.2021 прибыло в место вручения - 300041, Тула;
- 15.01.2021 неудачная попытка вручения - 300041, Тула (Ростехнадзору).
В соответствии с абзацем 1 пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (в редакции, действующей в спорный период, далее - Правила N 234), письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней.
При этом направление вторичного извещения Правилами N 234 (редакция от 19.11.2020) не предусмотрено.
По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. По истечении установленного срока хранения или при отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных (абзац 5 пункта 34 Правил N 234).
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по указанным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
В соответствии с частью 2 статьи 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства, а поэтому, именно Кузнецов Ю.Л. несет риск неполучения им юридически значимой корреспонденции, которая направлялась ему по адресу регистрации.
С учетом изложенного, а также установленных фактических обстоятельств следует признать, что спорное почтовое отправление, содержащее уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, отправленное управлением Кузнецову Ю.Л., в течение одного месяца, как того требует пункт 34 Правил N 234, хранилось в соответствующем почтовом отделении (с 11.12.2020 по 13.01.2021). Доказательств, подтверждающих наличие каких-либо нарушений со стороны работников органа почтовой связи при осуществлении извещения Кузнецова Ю.Л. о поступлении в его адрес почтового отправления, в материалах дела не имеется.
Следовательно, на дату составления протокола об административном правонарушении (14.01.2021) управлению уже была доступна информация, содержащаяся на сайте Почта России, о статусе направленной Кузнецову Ю.Л. почтовой корреспонденции, а также о том, что вышеуказанная почтовая корреспонденция возвращена в г. Тулу, следовательно, неудачная попытка вручения управлению 15.01.2021 возвращенной из г. Липки почтовой корреспонденции (т.е. неполучение управлением обратно своего письма), с учетом того, что информация о статусе почтового отправления в любое время доступна на сайте Почта России, правового значения не имеет.
Таким образом, управлением была надлежащим образом выполнена установленная КоАП РФ обязанность по уведомлению Кузнецова Ю.Л. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а неполучение лицом заказной корреспонденции является риском этого лица. Сведений о наличии препятствий для получения заказного письма материалы дела не содержат.
Само по себе отсутствие в материалах дела на дату составления протокола об административном правонарушении почтового конверта с отметкой органа почтовой связи о том, что отправление не получено по причине "истек срок хранения", при наличии у административного органа иных сведений о невозможности его вручения, в частности, информации, размещенной на официальном сайте Почта России, а также документов, позволяющих установить, что имеющийся на сайте почтовый идентификатор присвоен почтовому отправлению, в котором направлялось извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не является нарушением законодательства, которое могло бы повлечь за собой не привлечение лица к административной ответственности.
С учетом изложенного в этой части выводы суда первой инстанции нельзя признать обоснованными.
Вместе с тем, как следует из протокола об административном правонарушении от 14.01.2021 N 06-22-5П/21, нарушение обязательных норм и правил генеральным директором Кузнецовым Ю.Л. совершено 30.03.2020 (истечение срока предоставления обеспечения).
В соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об электроэнергетике не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Административное правонарушение, предусмотренное статье 14.61 КоАП РФ, находится в главе 14 Особенной части КоАП РФ "Административные нарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций". Отдельной главы административных правонарушений в сфере электроэнергетики КоАП РФ не содержит, следовательно, при квалификации конкретного правонарушения следует выяснять, были ли нарушены требования (правила), установленные нормами законодательства в сфере электроэнергетики, имея в виду, что постановление по делу об указанных административных правонарушениях не может быть вынесено по истечении одного года со дня их совершения (статья 4.5 КоАП РФ).
Поскольку диспозиция административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, охватывает действия (бездействие) лица в области электроэнергетики, для привлечения к административной ответственности подлежит применению срок давности 1 год.
Как установлено судом, административное правонарушение совершено 30.03.2020, следовательно, на момент рассмотрения апелляционной жалобы (31.05.2021) срок давности привлечения генерального директора ООО "Водоресурс-К" Кузнецова Ю.Л. к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ истек.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об истечении срока давности привлечения предпринимателя к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" сроки давности не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции, которым отказано в удовлетворении требований управления о привлечении генерального директора ООО "Водоресурс-К" Кузнецова Ю.Л. к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 29.03.2021 по делу N А68-421/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "ТНС энерго Тула" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-421/2021
Истец: Приокское управление Федеральной службы по экологоческому, технологическому и атомному надзору, Приокское управление Федеральной службы по экологоческому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
Ответчик: Кузнецов Юрий Леонидович
Третье лицо: АО "ТНС Энерго Тула"