г. Санкт-Петербург |
|
04 июня 2021 г. |
Дело N А56-114371/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10297/2021) Комитета государственного жилищного надзора и контроля ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2021 по делу N А56-114371/2020 (судья Черняковская М.С.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" (далее - Общество, заявитель, ООО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет, административный орган) от 01.12.2020 о назначении административного наказания N 700, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 16.03.2021, принятым в порядке упрощенного производства, оспариваемое постановление Комитета признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным решением, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что факт нарушения Обществом нормативов предоставления коммунальных услуг собственнику помещения N 32 в МКД доказан Комитетом, что образует объективную сторону административного правонарушения предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения и.о. председателя Комитета от 02.11.2020 N 700, административным органом установлено, что ООО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" в период с 28.10.2020 по 02.11.2020 не предоставлялась коммунальная услуга по газоснабжению в жилом помещении N 32 многоквартирного дома, находящегося по адресу: Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Московская, д.13 (далее - МКД).
Указанные обстоятельства зафиксированы актом проверки от 12.11.2020 N 700.
12.11.2020 Комитетом в отношении Общества составлен протокол N 700 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ. В действиях ООО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" выявлены нарушения подпункта "в" пункта 3, пункта 11 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных, домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Постановлением Комитета от 01.12.2020 о назначении административного наказания N 700, ООО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде 5 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества события вмененного правонарушения, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Указанные Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В соответствии с пунктом 11 приложения N 1 к Правилам N 354 допустимая продолжительность перерыва газоснабжения - не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца.
В подпунктах "в", "е" пункта 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549), предусмотрено право поставщика газа в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случаях неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд, а также отсутствия у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией.
В соответствии с пунктом 46 Правил N 549 до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
Привлекая Общество к административной ответственности, Комитет пришел к выводу, что Обществом в нарушение указанных правил в период с 28.10.2020 по 02.11.2020 включительно в жилом помещении N 32 в МКД коммунальная услуга по газоснабжению не предоставлялась, при этом доказательств соблюдения процедуры уведомления собственника жилого помещения N 32 в МКД о предстоящем приостановлении подачи газа в порядке, установленном пунктом 46 Правил N 549 Обществом не представлено.
Вместе с тем, судом первой инстанции правомерно установлено, что в целях обеспечения исполнения обязательств по поставке газа Обществом заключен договор с АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" от 14.11.2014 N 729-9150-14, в соответствии с которым Общество, как поставщик, обязуется подавать газ в сети АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" на выходе газораспределительной станции газотранспортной организации ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" и оплачивать услугу по транспортировке газа, а АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" принимать и транспортировать газ по сетям газораспределения до границы раздела балансовой принадлежности сетей абонента и АО "Газпром газораспределение Ленинградская область".
Также между Обществом и АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" заключен договор на выполнение работ от 30.12.2019 N 729-13566-19, в соответствии с которым Общество, руководствуясь договором поставки таза для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, поручает АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" выполнять за плату работы по принудительному прекращению газоснабжения абонентов Ленинградской области, а также возобновлению газоснабжения абонентов.
Отношения, возникающие при техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования (далее - ВКГО/ВДГО) между собственниками (пользователями) жилых помещений/домов и специализированными организациями регулируются Правилам пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждены постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410).
С учетом положений договоров от 14.11.2014 N 729-9150-14, от 30.12.2019 N 729-13566-19 АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию и ремонту ВКГО/ВДГО в соответствии с требованиями Правил N 410.
Пунктом 80 Правил N 410 установлено, что специализированная организация вправе самостоятельно, по своей инициативе принять решение о приостановлении подачи газа, в случаях, установленных Правилами, в том числе в случае отсутствия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования
До приостановления подачи газа специализированная организация обязана направить потребителю 2 уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Приостановление подачи газа осуществляется не ранее чем через 40 дней после направления 1-го уведомления и не ранее чем через 20 дней после направления 2- го уведомления (пункт 81 Правил N 410).
Обществом в Комитет была представлена копия акта отключения газоиспользующего оборудования от 27.10.2020, составленного АО "Газпром газораспределение Ленинградская область", из которого следует, что отключение производилось АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" в связи с отсутствием заключенного договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования, сотрудники Общества какого-либо участия в отключении не принимали.
Кроме того, письмом от 28.10.2020 АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" подтвердило, что самостоятельно принимало решение о приостановлении подачи газа в связи отсутствием заключенного договора в соответствии с Правилами N 410, направляло уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа на основании п.80 и п. 81 Правил N 410 и в итоге произвело приостановление подачи газа.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество, как поставщик газа, решений о приостановлении поставки газа не принимало, указаний о необходимости приостановлении поставки газа не давало, работы по приостановлению поставки газа не выполняло. Доказательств обратного Комитетом не представлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о недоказанности Комитетом в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьями 2.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ. При отсутствии, а равно недоказанности хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения устанавливается на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, в иных протоколах, предусмотренных данным Кодексом, в объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в показаниях потерпевшего, свидетелей, в заключениях экспертов, в иных документах, составленных, в частности, вследствие использования специальных технических средств.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества, признав незаконным оспариваемое постановление Комитета.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 марта 2021 года по делу N А56-114371/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-114371/2020
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ