г. Хабаровск |
|
04 июня 2021 г. |
А04-6183/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для суда первой инстанции, дело N А04-6183/2020 Арбитражного суда Амурской области по заявлению министерства экономического развития и внешних связей Амурской области (ОГРН 1122801005062, ИНН 2801172728) к индивидуальному предпринимателю Степаненко Маргарите Викторовны (ОГРН 304280135800594, ИНН 280108465375) о привлечении к административной ответственности.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось министерство экономического развития и внешних связей Амурской области (далее - заявитель, Министерство) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Степаненко Маргариты Викторовны (далее - Степаненко М.В.) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 13.08.2020 заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А04-6183/2020, дело назначалось к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 10 часов 40 минут 10.09.2020.
Определением суда от 10.09.2020 дело назначалось к судебному разбирательству в судебном заседании на 11 часов 15 минут 01.10.2020.
Решением от 06.10.2020 (резолютивная часть решения от 01.10.2020) по делу N А04-6183/2020 Арбитражный суд Амурской области признал Степаненко М.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ и назначил административное наказание в виде штрафа 500 000 руб.
Степаненко М.В. не согласилась с вышеуказанным судебным актом, подала на него апелляционную жалобу, просила изменить решение в части размера административного штрафа, уменьшить штраф до 250 000 руб. К апелляционной жалобе было приложено ходатайство о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы, в обоснование которого Степаненко М.В. сослалась на неосведомленность о времени и месте предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по делу вследствие прекращения работы почтового отделения по месту ее проживания.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 14.04.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда, дело назначалось к рассмотрению в судебном заседании суда апелляционной инстанции на 13.05.2021 на 10 часов 50 минут.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 13.05.2021 Шестой арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции, назначил дело к судебному разбирательству в судебном заседании на 03.06.2021 на 12 часов 40 минут.
Стороны не явились в судебное заседание, не заявили возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие. Министерство в дополнении к отзыву на апелляционную жалобу после перехода суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции, настаивало на привлечении Степаненко М.В. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, пояснило, что процедуры привлечения к административной ответственности, составления процессуальных документов Министерством соблюдена.
Степаненко М.В. представило справку УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 21.04.2021 N 2939/21 о размере пенсии Степаненко М.В.
Исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно определению от 13.05.2021 о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции, Степаненко М.В. (с 30.09.2020 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя) не была извещена надлежащим образом о возбуждении производства по настоящему делу, о предварительном судебном заседании и о судебном разбирательстве, следовательно, согласно части 6.1 статьи 268, пункту 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" решение от 06.10.2020 по делу N А04-6183/2020 Арбитражного суда Амурской области подлежит отмене.
Суд апелляционной инстанции по правилам статьи 71 АПК РФ исследовал доказательства, пояснения сторон и установил следующие обстоятельства по существу дела.
Степаненко М.В. 04.03.1962 года рождения, место рождения город Благовещенск, была зарегистрирована индивидуальным предпринимателем 23.12.2004 в ЕГРИП, ОГРН 304280135800594, ИНН 280108465375, по месту нахождения: 675504, Благовещенский район, с. Волково, ул. Ленина, 15.
В силу положений части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, пунктов 1.1, 2.12, 2.13, 3.3.1 Положения о министерстве экономического развития и внешних связей Амурской области, утверждённого постановлением губернатора Амурской области от 05.10.2018 N 236 Министерство является исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляющим государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, должностные лица которого вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.17 КоАП РФ.
02.06.2020 в Министерство поступило письменное обращение от жителя Благовещенского района об осуществлении розничной продажи алкогольной продукции без лицензии в магазине, расположенном по адресу: Амурская область, Благовещенский район, с. Волково, ул. Ленина, д. 15.
Согласно данным УФНС России по Амурской области от 05.06.2020 N 13-25/009380@ по адресу, указанному в обращении, зарегистрирована контрольно-кассовая техника на имя Степаненко М.В.
Определением от 08.06.2020 Министерство возбудило дело об административном правонарушении и определило провести административное расследование в отношении индивидуального предпринимателя Степаненко Маргариты Викторовны по месту осуществления деятельности в торговом объекте: Благовещенский район, с. Волково, ул. Ленина, 15.
Определение вручено индивидуальному предпринимателю 08.06.2020, о чем имеется соответствующая запись в определении.
Должностными лицами Министерства 08.06.2020 при проведении административного расследования, возбужденного на основании определения, проведен осмотр принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
Осмотр торгового объекта зафиксирован протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов от 08.06.2020 в присутствии индивидуального предпринимателя Степаненко М.В. В качестве способа фиксации вещественных доказательств, применялась фото- видеосъёмка на видеокамеру.
В ходе осмотра установлено, что торговый объект по адресу: Благовещенский район, с. Волково, ул. Ленина, 15 является нестационарным. На торговом объекте имеется вывеска с наименованием "Торговый павильон "Покупайка", информацией о режиме работы и наименованием хозяйствующего субъекта "ИП Степаненко М.В.".
В данном торговом объекте осуществляет деятельность индивидуальный предприниматель Степаненко М.В., о чем свидетельствует информация на уголке потребителя, на ее имя выбиваются чеки банковского терминала. При осмотре торгового зала павильона под прилавком у кассового аппарата (ККТ) выявлено наличие алкогольной продукции в ассортименте (контрафакт):
- водка "Царская охота платиновая", объем 0,5 л., крепость 40%, производитель: ООО "Курант", дата розлива отсутствует, федеральная специальная марка (далее - ФСМ) и акцизная марка (далее - AM) отсутствуют, в количестве 14 (четырнадцати) бутылок;
- водка "Мороша", объем 0,7 л., крепость 40%, производитель: ООО "Русский Север", дата розлива отсутствует, ФСМ и AM отсутствуют, в количестве 4 (четырех) бутылок;
- водка "Белый лебедь", объем 1 л., крепость 40%, производитель и дата розлива отсутствуют, ФСМ и AM отсутствуют, в количестве 12 (двенадцати) бутылок;
- водка "Zero Wite", объем 0,5 л., крепость 40%", производитель: АлРоспищепром, дата розлива отсутствует, с наклейкой "Не является акцизной маркой и федеральной специальной маркой", в количестве 4 (четырех) бутылок;
- водка "Ивушка люкс", объем 0,25 л., крепость 40%, производитель: ООО "РОРО", дата розлива 24.12.2014, ФСМ и AM отсутствуют, в количестве 2 (двух) бутылок с указанием черным маркером на каждой единице алкогольной продукции стоимости 135 рублей за 1 штуку;
- напиток винный фруктовый полусладкий "Яшма" рецепт N 1, объем 1 л., крепость 14%, производитель: ООО "Винзавод "Тольяттинский", дата розлива 28.10.2019 090 за номером ФСМ 400 56841813 в количестве 1 (одной) бутылки с указанием черным маркером на алкогольной продукции стоимости 150 рублей за 1 штуку;
- коньяк "Людовик" трехлетний, объем 0,5 л., крепость 40%, производитель: АО "Татспиртпром", дата розлива 07.11.2018 за номером ФСМ 002 227198674 в количестве 1 (одной) бутылки с указанием черным маркером на алкогольной продукции стоимости 622 рубля за 1 штуку;
- напиток винный газированный "Светское общество" полусладкий, объем 0,75 л., крепость 7,5%, производитель: ООО "Минераловодский винзавод", дата розлива 13.11.2019 за номером ФСМ 401 86458946 в количестве 1 (одной) бутылки с указанием черным маркером на алкогольной продукции стоимости 186 рублей за 1 штуку;
- напиток винный газированный полусладкий "Vinalia Luchiano. Виналия Лучиано", объем 0,75 л., крепость 7,5%, производитель: ООО "Минераловодский винзавод", дата розлива 06.06.2019 за номером ФСМ 401 05568260, ФСМ 401 05568294 в количестве 2 (двух) бутылок с указанием черным маркером на каждой единице алкогольной продукции стоимости 182 рубля за 1 штуку.
В подсобном помещении на деревянных стеллажах, установленных по периметру стены, выявлена следующая алкогольная продукция (контрафакт):
- напиток винный фруктовый полусладкий "Яшма" рецепт N 1, объем 1 л., крепость 14%, производитель: ООО "Винзавод "Тольяттинский", дата розлива 28.10.2019 090 за номером ФСМ 400 56841816, ФСМ 400 56841815 в количестве 2 (двух) бутылок с указанием черным маркером на каждой единице алкогольной продукции стоимости 150 рублей за 1 штуку;
- вино столовое полусладкое белое "Совеньон", объем 1 л., крепость 10-12%, производитель: ЗАО РПК "Славянский", дата розлива 16.10.2019 за номерами ФСМ 300 60788979, 300 60788985, 300 60788998, 300 60788973, 300 60738992, 300 60788991, 300 60788986, 300 60789004, 300 60788974, 300 60789003 в количестве 10 (десяти) тетрапакетов с указанием черным маркером на каждой единице алкогольной продукции стоимости 170 рублей за 1 штуку;
- вино столовое полусладкое красное "Каберне", объем 1 л., крепость 10-12%, производитель: ЗАО РПК "Славянский", дата розлива 15.11.2019 за номерами ФСМ 201 85179150, 201 85179155, 201 85179149, в количестве 3 (трех) тетрапакетов с указанием черным маркером на каждой единице алкогольной продукции стоимости 170 рублей за 1 штуку;
- водка "Царская охота платиновая", объем 0,5 л., крепость 40%, производитель: ООО "Курант", дата розлива отсутствует, федеральная специальная марка (далее - ФСМ) и акцизная марка (далее - AM) отсутствуют, в количестве 4 (четырех) бутылок;
- водка "Мороша", объем 0,7 л., крепость 40%, производитель: ООО "Русский Север", дата розлива отсутствует, ФСМ и AM отсутствуют, в количестве 6 (шести) бутылок;
- водка "Ивушка люкс", объем 0,25 л., крепость 40%, производитель: ООО "РОРО", дата розлива 24.12.2014, ФСМ и AM отсутствуют, в количестве 25 (двадцати пяти) бутылок с указанием черным маркером на каждой единице алкогольной продукции стоимости 135 рублей за 1 штуку;
- напиток винный полусладкий "С ароматом рябины и коньяка", объем 0,5 л., крепость 12%, производитель: ООО "Минераловодский Винзавод", дата розлива 13.07.2019 090 за номером ФСМ 401 38119550, ФСМ 401 38119543, 401 38119539 в количестве 3 (трех) бутылок с указанием черным маркером на каждой единице алкогольной продукции стоимости 140 рублей за 1 штуку.
В ходе осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей, и документов на вышеуказанную алкогольную продукцию не представлены сопроводительные документы, подтверждающие легальность ее производства и оборота, предусмотренные статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Из торгового объекта, принадлежащему индивидуальному предпринимателю, изъята контрафактная алкогольная продукция в количестве 94 единиц продукции, что зафиксировано протоколом изъятия от 08.06.2020. Протокол составлен в присутствии индивидуального предпринимателя Степаненко Маргариты Викторовны, с применением видеозаписи.
Изъятая протоколом от 08.06.2020 алкогольная продукция в количестве 94 единиц продукции министерством переданы на ответственное хранение в АО "Росспиртпром" по акту приема-передачи продукции и (или) предметов N У7-5876/09 от 25.06.2020.
Извещением от 06.07.2020 предприниматель информирована о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении 05.08.2020 в 11 час. 00 мин. по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 135, подъезд N 4, 2 этаж, кабинет 211.
Извещение направлено индивидуальному предпринимателю заказным письмом по адресу регистрации, указанному в выписки из ЕГРИП: 675504, Благовещенский район, с. Волково, ул. Ленина, 15 с почтовым идентификатором N 80080249512478, которое возвращено министерству из-за истечения срока хранения 22.07.2020.
По факту выявленного правонарушения уполномоченным должностным лицом Министерства составлен протокол об административном правонарушении от 05.08.2020 в отсутствии индивидуального предпринимателя, извещенного в установленном порядке, действия предпринимателя квалифицированы по части 3 статьи 14.17 КоАП.
Копия протокола об административном правонарушении направлена индивидуальному предпринимателю по адресу регистрации, указанному в выписки из ЕГРИП заказным письмом с почтовым идентификатором N 80082351622533.
В порядке статьи 23.1 КоАП РФ Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, которой установлена ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Все вышеизложенные обстоятельства, послужившие Министерству основанием для подачи заявления по настоящему делу, подтверждаются материалами дела. Из пояснений сторон суд апелляционной инстанции пришел к выводу о признании таких обстоятельств сторонами дела согласно частям 3, 3.1 статьи 70 АПК РФ.
Согласно части 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ Степаненко М.В., являвшаяся на день составления протокола от 08.06.2020 индивидуальным предпринимателем, относится к категории должностных лиц, применительно к положениям части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Объектом посягательства по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ выступают общественные отношения в сфере государственного регулирования алкогольного рынка, объективная сторона правонарушения заключается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, субъектами предусмотренных частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ деяний могут выступать юридические лица и должностные лица (индивидуальные предприниматели).
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
Правонарушение носит формальный характер.
Правоотношения в сфере оборота и производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимаются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Пунктами 1 и 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции.
Законом прямо предусмотрен запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии и сопроводительных документов (пункт 1 статьи 10.2, абзацы 7 и 8 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 11 и пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и ни при каких обстоятельствах не могут получить лицензию на осуществление видов деятельности из числа указанных в пункте 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47, в том случае, если индивидуальный предприниматель, в нарушении пункта 1 статьи 11 и пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, осуществляет какой-либо иной вид деятельности из числа перечисленных, в пункте 2 статьи 18 Федерального закона, он может быть привлечен к административной ответственности, за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии по части 3 статьи 14.17 КоАП (с учетом правовой позиции, изложенной в п.2 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)).
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах.
Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федераций алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, поставку, розничную продажу, в соответствии с законодательством российской Федерации (пункт 2 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ).
Статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками запрещен.
Осуществление оборота (хранения) алкогольной продукции без соответствующей лицензии индивидуальным предпринимателем в торговом объекте павильоне "Наливайка" по адресу: Благовещенский район, с. Волково, ул. Ленина, 15 подтверждено материалами дела, в том числе:
- протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов министерства от 08.06.2020;
- протоколом изъятия от 08.06.2020;
- фактическим наличием алкогольной и спиртосодержащей продукции в торговом объекте (фотоматериалы, видеозаписи).
- протоколом об административном правонарушении от 05.08.2020;
- нахождением в обороте спиртосодержащей продукции, которая не имела федеральные специальные марки и акцизные марки, а также имела надпись: "Не является федеральной специальной марко и акцизной маркой", что так же подтверждает нахождение алкоголя в нелегальном обороте.
Из материалов дела установлено, что на товарной и первичной упаковке алкогольной продукции указана цена за единицу продукции для реализации, данная цена указана как в торговом зале, так и в складском помещении. Следовательно, цена, указанная на алкогольной продукции, находящаяся в торговом объекте предназначена именно для реализации через торговый объект - павильон "Покупайка" по адресу: Благовещенский район, с. Волково, ул. Ленина, 15, принадлежащий индивидуальному предпринимателю Степаненко М.В.
Наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, доказано. Степаненко М.В. в апелляционной жалобе, иных письменных пояснениях на стадии рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции не оспаривает такое обстоятельство.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Правонарушение совершено предпринимателем с умышленной формой вины, поскольку ему должны были быть известны требования законодательства, регулирующего отношения в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции до начала осуществления соответствующей деятельности, однако необходимых действий им предпринято не было, что свидетельствует о безразличном отношении к требованиям публичного порядка.
Местом совершения административного правонарушения является, место осуществления деятельности предпринимателя - торговый объект - павильон "Покупайка" по адресу: Благовещенский район, с. Волково, ул. Ленина, 15.
В действиях предпринимателя содержатся элементы состава вменяемого ему административного правонарушения: объект посягательства; объективная сторона; вина в форме прямого умысла и сам субъект правонарушения, следовательно, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ - оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии в рассматриваемом случае имеет место быть.
В ходе производства по делу Министерством не было допущено процессуальных нарушений, а также нарушений прав Степаненко М.В. Порядок производства по делу об административном правонарушении соблюден, при этом процессуальные гарантии предпринимателя как лица, привлекаемого к ответственности, не нарушены.
Годичный срок давности привлечения к ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для нарушений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, исчисляется с 08.06.2020, не истек на день рассмотрения дела и принятия по нему постановления.
С учетом пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 суд пришел к выводу, что отсутствуют основания признать рассматриваемое правонарушение малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ).
Предупреждение в качестве административного наказания (статьи 3.4, 4.1.1 КоАП РФ) в рассматриваемом случае не применимо, поскольку незаконным оборотом алкогольной продукции может быть причинен существенный вред нравственности, здоровью, правам и законным интересам граждан, экономическим интересам Российской Федерации к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения норм и правил оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Оборот алкогольной продукции без лицензии, представляет угрозу безопасности жизни, здоровья, нравственности покупателей, а также свидетельствует о пренебрежительном отношении индивидуального предпринимателя к своим обязанностям по соблюдению законодательства об обороте и реализации алкогольной продукции, нарушает баланс частных, общественных и публичных интересов (абзац 2 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ).
Санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.
При этом конкретную меру ответственности, подлежащую применению, назначает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, в настоящем случае - суд, с учетом указанных обстоятельств.
В соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Учитывая, что Степаненко М.В. на день рассмотрения дела не является индивидуальным предпринимателем, является пенсионером (согласно справке от 21.04.2021 N 2939/21 суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии - 14 168 руб.), отсутствуют сведения о привлечении Степаненко М.В. ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения, исходя из принципов справедливости и соразмерности административного наказания, суд пришел к выводу о необходимости назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа - 250 000 руб.
На основании части 3 статьи 29.10 КоАП РФ арбитражный суд в резолютивной части судебного акта должен решить вопрос об изъятых вещах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В соответствии с положениями абзаца второго пункта 2 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 пункта 1 настоящей статьи, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, изъятая в соответствии с протоколом изъятия от 08.06.2020 г. и переданная на хранение в АО "Росспиртпром" Приморский край, г. Владивосток, ул. Междугородняя, д. 39 ОСП-Владивосток-2 алкогольная продукция подлежит передаче на уничтожение.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
отменить решение от 06.10.2020 по делу N А04-6183/2020 Арбитражный суд Амурской области.
Степаненко Маргариту Викторовну (ОГРН 304280135800594, ИНН 280108465375), дата рождения - 04.03.1962, место рождения - Амурская область, г. Благовещенск, зарегистрированную по адресу места жительства - Амурская область, Благовещенский район, село Волково, улица Ленина, дом 15, признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: получатель УФК по Хабаровскому краю (Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу), ИНН 2721170838, КПП 272101001, расчетный счет 40101810300000010001, банк получателя платежа Отделение Хабаровск г. Хабаровск, БИК 040813001, ОКТМО 08701000, КБК 160 1 16 01141 01 0017 140.
Алкогольную продукцию в количестве 94 единиц, изъятую в соответствии с протоколом изъятия от 08.06.2020 и переданную на хранение в АО "Росспиртпром" Приморский край, г. Владивосток, ул. Междугородняя, д. 39 ОСП-Владивосток-2 направить на уничтожение в установленном порядке.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6183/2020
Истец: Министерство экономического развития Амурской области
Ответчик: ИП Степаненко Маргарита Викторовна
Третье лицо: ОСП N3 по городу Благовещенску и Благовещенскому району, ОСП по исполнению исполнительных документов вотношении юридических лиц по Владивостокскому городскому округу, Управление Федеральной миграционной службы России по Амурской области, УФМС РОССИИ ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ