г. Москва |
|
03 июня 2021 г. |
Дело N А41-66778/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "ГранельЖКХ": не явились, извещены;
от Администрации Ленинского городского округа Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ленинского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2021 года по делу N А41-66778/20 по иску ООО "ГранельЖКХ" к Администрации Ленинского городского округа Московской области о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГранельЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрация Ленинского городского округа Московской области о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.01.2020 г. по 31.07.2020 г. в размере 393 849,73 руб., неустойки за период с 21.01.2020 г. по 31.03.2020 г. в размере 459,49 руб., расходов по оплате госпошлины в размере 10 886 руб. (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2021 года по делу N А41-66778/20 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ГранельЖКХ" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов по адресу: Московская область, Ленинский р-н, с.п. Булатниковское, д. Лопатино, ул. Сухановская, д. 11 и Солнечный бульвар, д. 2, на основании Протоколов общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме N 1 от 03.08.2018 г. и от 30.08.2018 г.
Помещения N 3, 4, 11, 57, 58, 71, 118, 119, 195, 243, 244, 307, 308, 371, 372 по адресу: Московская область, Ленинский р-н, с.п. Булатниковское, д. Лопатино, Солнечный бульвар, д. 2, а также нежилое помещение N 2 по адресу: Московская область, Ленинский р-н, с.п. Булатниковское, д. Лопатино, ул. Сухановская, д. 11, принадлежат на праве собственности Муниципальному образованию Ленинского муниципального района Московской области, что подтверждается выписками из ЕГРН.
В обоснование заявленных требований, истцом указано, что в мае 2020 года произведено доначисление за коммунальную услугу "Обращение с твердыми коммунальными отходами" в связи с тем, что Истец как управляющая организация, заключило договор "На оказание услуг по обращению с ТКО" с Региональным оператором ООО "Каширский РО".
Кроме того, для осуществления расчетов с населением, заключен трехсторонний договор N 812ТКО-0523 между ООО "МосОблЕИРЦ" - ООО "ГранельЖКХ" - ООО "Каширский РО" об организации расчетов за услугу "Обращение с ТКО", в рамках которого обязанность по ежемесячным начислениям и сбору денежных средств с плательщиков взяло на себя ООО "МосОблЕИРЦ".
В мае 2020 года, в соответствии с условиями дополнительного соглашения от 14.05.2020 к договору "Об организации расчетов за услугу "Обращение с ТКО" N 812ТКО-0523, Истец произвел оплату задолженности абонентов, в том числе Ответчика, перед ООО "Каширский РО" и выставил задолженность в своих платежных документах.
Между ООО "ГранельЖКХ" и Администрацией Ленинского муниципального района Московской области, 15.07.2019 заключен типовой Договор о возмещении расходов на оплату коммунальных услуг, в соответствии с Постановлением N 2498 от 23.08.2018 г. "Об утверждении Порядка финансирования расходных обязательств Ленинского муниципального района Московской области на возмещение расходов Управляющим организациям по содержанию временно свободных муниципальных жилых помещений и коммунальные услуги".
Администрация Ленинского городского округа Московской области является правопреемником имущества и имущественных обязательств администрации Ленинского муниципального района Московской области, в соответствии с решением Совета Депутатов Ленинского городского округа Московской области N 4/4 от 27.02.2020.
Ответчик принятые на себя обязательства не исполнил в полном объеме, в связи с чем, за период с 01.01.2020 по 31.07.2020 у него образовалась задолженность в размере 393 849,73 руб.
Уклонение ответчика от оплаты указанной задолженности послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 - 2 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитор) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в ГК РФ.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. "а" п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. Уклонение собственников от заключения договора управления и факт отсутствия подписанного договора с управления с управляющей организацией не освобождает от внесения платы за помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Выбор способа управления домом осуществляется на общем собрании собственников в порядке ст. ст. 44 - 48, 161 - 164 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Таким образом, в случае, если выбран способ управления домом - управление управляющей организацией, каждый собственник помещения обязан заключить договор управления с выбранной управляющей организацией.
Как следует из материалов дела, на основании Протоколов общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме N 1 от 03.08.2018 г. и от 30.08.2018 г., управление многоквартирными домами по адресу: Московская область, Ленинский р-н, с.п. Булатниковское, д. Лопатино, ул. Сухановская, д. 11 и Солнечный бульвар, д. 2, осуществляет, оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данных многоквартирных домах ООО "ГранельЖКХ".
Стоимость услуг по содержанию, и ремонту общего имущества многоквартирного дома определяется путем умножения площади принадлежащего Ответчику помещений на размер платы, установленный решением Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области от 24.10.2018 N 7/21.
Плата за коммунальные услуги начисляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домой".
Стоимость отопления, горячего, холодного водоснабжения и водоотведения рассчитана исходя из установленного решением Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области N 12/16 от 17.12.2008 г. норматива потребления соответствующей коммунальной услуги и тарифов, утвержденных Комитетом по ценам и тарифам Московской области.
С 1 января 2019 года сбор и утилизацию мусора в Московской области осуществляют региональные операторы. Размер платы за услугу "обращение с твердыми коммунальными отходами" определяется исходя из тарифов, утвержденных Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 N 690/34, нормативов накопления отходов, установленных Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 424-РМ, и площади занимаемого жилого помещения.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20 декабря 2019 г. N 403-Р "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020-2022 годов на территории московской области" установлен тариф ООО "Каширский региональный оператор" 875,93 руб./куб. м, (с НДС).
Распоряжением Минэкологии МО от 09.10.2018 N 607-РМ установлен норматив потребления (ТКО + КГО) - 0,114 м3 на 1 кв. м (из них ТБО 0,087 м3, КГО 0,027 м3)
Расчет ежемесячного тарифа: 875,93 * 0,114 / 12 = 8,321335.
Размер ежемесячной платы за услугу "обращение с ТКО" рассчитывается по формуле: тариф регионального оператора * площадь помещения.
В соответствии с п. 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
При таких обстоятельствах, Администрация Ленинского городского округа Московской области, как собственник данных помещений в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, и расходы за коммунальные услуги.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что жилые помещения являются свободными, потребители в данных помещениях отсутствует, в связи с чем, плата за обращение с ТКО не должна начисляться.
Между тем, ответчик не учитывает следующее.
Ответчик как собственник помещений несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и в силу ч. 7 ст. 155 ЖК РФ вносит плату за помещение и коммунальные услуги управляющей организации, независимо от наличия у него расходов на содержание собственных помещений.
Кроме того, плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ.
Довод о том, что в отношении спорного нежилого помещения плата за коммунальные услуги не подлежит возмещению, поскольку поставка коммунальных ресурсов осуществляется исключительно на основании договоров с ресурсоснабжающими организациями и оплата производится напрямую таким организациям, апелляционный суд также не может принять во внимание, поскольку доказательств того, что между Ответчиком и Ресурсоснабжающими организациями заключены прямые договоры на поставку коммунальных услуг в спорном нежилом помещении, в материалы дела не представлено.
Истцом также были заявлены требования о взыскании неустойки за период с 21.01.2020 по 31.03.2020 в размере 459,49 руб.
В соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой, увеличение размера которой по соглашению сторон допускается согласно пункту 2 статьи 332 ГК РФ только в случае, когда закон этого не запрещает.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01.03.2021 по делу N А41-66778/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-66778/2020
Истец: ООО "ГРАНЕЛЬЖКХ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ