г. Вологда |
|
03 июня 2021 г. |
Дело N А44-129/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 июня 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройИндустрия" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 01 апреля 2021 года по делу N А44-129/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтройИндустрия" (ОГРН 1125321000265, ИНН 5310017525; адрес: 173000, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Московская, дом 38, офис 1; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; адрес: 173002, Новгородская область, Великий Новгород, бульвар Воскресенский, дом 13А; далее - министерство) от 22.12.2020 N 34 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833; адрес: 191028, Ленинградская область, Санкт-Петербург, улица Мохова, дом 3).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 01 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на то, что общество привлечено к административной ответственности с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами, изложенными в жалобе несогласно, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой города Вологды 08.09.2020 проверки деятельности общества установлено, что пользование недрами им осуществляется с нарушением условий, предусмотренных лицензий.
В частности, обществу выданы следующие лицензии на право пользования недрами:
НВГ 53070 TP, выданная 13.08.2013 с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение (поиски и оценка), разведка и добыча песка на участке недр "Северное-1" месторождения "Лисья Гора", расположенного в 12,3 км на юго-запад от г.Великий Новгород, между деревнями Лисья Гора, Желкун и Моисеевичи Новгородского муниципального района Новгородской области, сроком до 31.12.2023 (л.д. 100-101, т.1);
НВГ 53425 ТЭ, выданная 11.01.2016 с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча песка на месторождении "Северный-3", расположенном между деревнями Желкун и Моисеевичи Новгородского района Новгородской области, сроком до 29.12.2026 (л.д. 92, т. 1);
НВГ 53426 ТЭ, выданная 11.01.2016 с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча песка на месторождении "Северный-4", расположенном между деревнями Желкун и Моисеевичи Новгородского района Новгородской области, сроком до 29.12.2025 (л.д. 81-82, т. 1).
На основании лицензионных соглашений об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи песка на указанных выше месторождениях (приложения N 3 к лицензиям), условиями недропользования предусмотрен ряд обязательств, в том числе (пункт 7.1): производить добычу песка в объеме 60 тыс. м.куб. в год по каждой лицензии (л.д. 84-88, 95-98, 104-107, т.1).
Однако согласно отчетам по форме федерального государственного статистического наблюдения N 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" за 2019 год, представленным обществом, объем добытого заявителем полезного ископаемого не соответствует проектной годовой производственной мощности и составил: 88,2 тыс. м.куб. по лицензии НВГ 53070 TP; 50,3 тыс. м.куб. по лицензии НВГ 53425 ТЭ; 6,1 тыс. м.куб. по лицензии НВГ 53426 ТЭ (л.д. 62-74, т. 1).
Таким образом, общество не обеспечило необходимый уровень добычи полезных ископаемых по лицензиям НВГ 53425 ТЭ и НВГ 53426 ТЭ и не вышло на годовую проектную производственную мощность.
20 ноября 2020 года министерством в отношении общества составлен протокол N 155 об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Рассмотрев указанный протокол и иные материалы административного дела, министерство вынесло постановление от 22.12.2020 N 34, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество оспорило указанное постановление в судебном порядке.
При рассмотрении заявленного требования суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно положениям частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
На основании статьи 6 Закона о недрах к видам пользования недрами, в том числе, относится добыча полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Статьей 12 Закона N 2395-1 предусмотрено, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В части 2 статьи 22 Закона о недрах установлено, что пользователь недр обязан обеспечить в том числе:
- соблюдение требований законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр (пункт 1);
- соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (пункт 2);
- представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики (пункт 5);
- выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10).
В ходе проведения министерством мониторинга соблюдения условий лицензий на пользование участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, расположенных на территории Новгородской области выявлено, что в нарушение требований пунктов 1, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, обществом не соблюдаются условия лицензий в части обеспечения установленного уровня добычи в 2019 году, что является неисполнением пункта 7.1 лицензионных соглашений к лицензиям НВГ 53070 TP, НВГ 53425 ТЭ, НВГ 53426 ТЭ.
Как следует из материалов дела, обществу выданы следующие лицензии на право пользования недрами НВГ 53070 TP, НВГ 53425 ТЭ, НВГ 53426 ТЭ.
Обязанность по соблюдению уровня добычи предусмотрена пунктом 7.1 лицензионного соглашения лицензии НВГ 53070 TP, согласно которому уровень добычи должен составлять 60 тыс. м.куб. в год (расчетный, в процессе разработки ежегодно корректируется планами развития горных работ). 07 октября 2019 года проведена корректировка уровня добычи на месторождении "Лисья Гора" участок "Северное-1" на 2019 год, согласно которому уровень добычи составляет 100 тыс. м.куб. в год (протокол управления N 151, л.д. 29-30, т.1). Однако, как видно из статистической отчетности формы 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых ископаемых" за 2019 год, представленной обществом 29.01.2020, уровень добычи на участке недр "Северное-1" месторождения "Лисья Гора" составил 88,2 тыс. м.куб. Корректируемый план развития горных работ в министерство представлен не был.
Таким образом, по состоянию на 31.12.2019 пункт 7.1 лицензионного соглашения лицензии НВГ 53070 TP не был исполнен, в том числе с учетом корректировки добычи от 07.10.2019.
Обязанность по соблюдению уровня добычи предусмотрена пунктом 7.1 лицензионного соглашения лицензии НВГ 53425 ТЭ, в соответствии с которым уровень добычи должен был составить 60 тыс. м.куб. в год (расчетный, в процессе разработки ежегодно корректируется планами развития горных работ). Вместе с тем, из статистической отчетности формы 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых ископаемых" за 2019 год, представленной заявителем 29.01.2020, добыча на месторождении "Северный-3" составила 50,3 тыс. м.куб. Корректируемый план развития горных работ в Министерство представлен не был. Следовательно, по состоянию на 31.12.2019 пункт 7.1 лицензионного соглашения лицензии НВГ 53425 ТЭ не исполнен.
Обязанность по соблюдению уровня добычи предусмотрена пунктом 7.1 лицензионного соглашения лицензии НВГ 63426 ТЭ, согласно которому уровень добычи должен был составить 60 тыс. м.куб. в год (расчетный, в процессе разработки ежегодно корректируется планами развития горных работ). Однако, из статистической отчетности формы 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых ископаемых" за 2019 год, представленной обществом 29.01.2020, добыча на месторождении "Северный-4" составила 6,1 тыс. м.куб. Корректируемый план развития горных работ в Министерство представлен не был. В связи с чем, по состоянию на 31.12.2019 пункт 7.1 лицензионного соглашения лицензии НВГ 53426 ТЭ не был исполнен.
Пунктами 10.2 и 11.2 лицензионных соглашений лицензий НВГ 53070 TP и НВГ 53425 ТЭ, НВГ 53426 ТЭ соответственно, предусмотрено, что обязательства недропользователя являются существенными условиями лицензий.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 указанного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По данному делу доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований лицензии на недропользование НВГ 53070 TP, НВГ 53425 ТЭ, НВГ 53426 ТЭ, а также требований Закона о недрах в материалы дела не предъявлено.
В связи с этим, суд первой инстанции верно отметил, что в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности, а также процедура привлечения к административной ответственности соблюдены.
Наказание обществу назначено с учетом положений статьи 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Доводы общества о нарушении министерством положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при проведении проверки были предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
В соответствии со статьей 2 Закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, к формам государственного контроля относятся проведение проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований.
В силу положений статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также уполномоченными органами местного самоуправления.
Следовательно, систематическое наблюдение (в данном случае мониторинг) является самостоятельным, наряду с проведением проверок, видом государственного надзора за деятельностью организаций и не относится к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами. В результате выявления нарушения по результатам проведенного систематического наблюдения лицо, его проводившее, имеет право при наличии достаточных данных, указывающих на наличие состава и события административного правонарушения, возбудить дело об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП, а также направить в соответствующий орган мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия решения о проведении (не проведении) внеплановой проверки по установленным законом основаниям.
Данный вывод согласуется с положениями пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, согласно которому одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В данном случае факт совершения обществом вменяемого ему в вину правонарушения выявлен путем непосредственного обнаружения должностным лицом управления в ходе проведения планового систематического наблюдения.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении и составлению протокола об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение должностным лицом уполномоченного органа нарушения пункта 7.1 лицензионных соглашений. При этом осмотр принадлежащих обществу месторождений не производился.
Следовательно, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, положения названного выше Закона N 294-ФЗ в сложившихся обстоятельствах неприменимы.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 апреля 2021 года по делу N А44-129/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройИндустрия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-129/2021
Истец: ООО "Стройиндустрия"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд