г. Санкт-Петербург |
|
03 июня 2021 г. |
Дело N А56-49412/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Горбачевой О.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Борисенко Т.Э.,
при участии:
от истца (заявителя): Ильичев А.С., по доверенности от 24.03.2020;
от ответчика (должника): 1. Ковалева Е.А., по доверенности от 22.10.2019;
2. Шахова В.В., по доверенности от 14.01.2021;
3. Шпигель И.Б., по доверенности от 27.10.2020;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11564/2021) общества с ограниченной ответственностью "Метсплав" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2021 по делу N А56-49412/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Метсплав"
к Кингисеппской таможне
Северо-Западной оперативной таможне
Центральному экспертно-криминалистическому управлению
3-е лицо: Уральское таможенное управление
Федеральная таможенная служба
о признании незаконным и отмене решений и действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственности "Метсплав" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом утонения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Кингисеппской таможне (далее - заинтересованное лицо, Таможня) о признании незаконным действий (бездействия), совершенного в отношении товара, оформленного по ДТ N N 10511010/160320/0042446, 10511010/160320/0042456, 10511010/180320/0044186, 10511010/180320/0044260, 10511010/180320/0044277, 10511010/190320/0045015, а именно по удержанию товара; непринятию решения о выдаче разрешения на убытие товара, проведению таможенного досмотра в отношении товара без уведомления собственника (декларанта) товара; проведению отбора проб и образцов в отношении товара по ДТ без уведомления собственника (декларанта) товара; о признании незаконным действия, выразившегося в нарушении сроков направления документов и проб товара на экспертизу, о признании незаконными действий Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее - ЦКТУ) в отношении товара, оформленного по ДТ N N10511010/160320/0042446, ДТ N 10511010/160320/0042456, ДТ N10511010/180320/0044186, ДТ N 10511010/180320/0044260, ДТ N10511010/180320/0044277, ДТ N 10511010/190320/00450, выразившиеся в нарушении срока проведения таможенной экспертизы, а также о признании незаконными действий Северо-Западной оперативной таможни по удержанию товара, оформленного по ДТ NN 10511010/160320/0042446, 10511010/160320/0042456, 10511010/180320/0044186, 10511010/180320/0044260, 10511010/180320/0044277, 10511010/190320/00450, выразившихся в его изъятии; обязании возвратить Северо-Западную оперативную таможню и Кингисеппскую таможню товар по ДТ NN 10511010/160320/0042446, 10511010/160320/0042456, 10511010/180320/0044186, 10511010/180320/0044260, 10511010/180320/0044277, 10511010/190320/00450.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Северо-Западная оперативная таможня, Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Уральское таможенное управление, Федеральная таможенная служба.
Определением от 25.12.2020 суд выделил в отдельное производство требования Общества о признания незаконными действий Северо-Западной оперативной таможни по удержанию товара, оформленного по ДТ N N 10511010/160320/0042446, 10511010/160320/0042456, 10511010/180320/0044186, 10511010/180320/0044260, 10511010/180320/0044277, 10511010/190320/00450, выразившееся в его изъятии; обязании возвратить Северо-Западную оперативную таможню товар по ДТ NN 10511010/160320/0042446, 10511010/160320/0042456, 10511010/180320/0044186, 10511010/180320/0044260, 10511010/180320/0044277, 10511010/190320/00450.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2021 признано незаконным действие Кингисеппской таможни, выразившееся в нарушении сроков направления документов и проб товара, отобранных по акту отбора проб и образцов товаров в Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
ООО "Метсплав" не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой ссылается на то, что вследствие незаконных решений, действий (бездействия) таможенного органа ООО "Метсплав" нарушены сроки поставки товара по контракту N 01FN-04/19 от 06.05.2019 и в настоящее время покупателем в адрес Общества выставлены требования об уплате неустойки.
Податель жалобы считает, что таможенным органом, без уведомления ООО "Метсплав" был проведен таможенный досмотр с отбором проб и образцов в большем размере чем установлено Приказом ФТС N 2264, то есть в количестве 22 образцов (вес отобранного образца в некоторых случаях превышает 1 кг) от каждой товарной партии и принято решение о назначении таможенной экспертизы, следовательно, реализовать права, предусмотренные ст. ст. 84, 395 ТК ЕАЭС ООО "Метсплав" не могло. Также Общество было лишено возможности делать какие-либо заявления, замечания, пояснения, возражения в рамках проведения таможенным органом досмотра и отбора проб и образцов товаров. Положения Конвенции не регулируют правоотношения между перевозчиком и таможенным органом, не устанавливают обязанность перевозчика производить определенные грузовые операции с товаром и транспортными средствами, необходимых для проведения таможенного контроля. Доказательств, подтверждающих наличие между Обществом и перевозчиком гражданско-правового договора обязывающего перевозчика при перевозке товара с целью его экспорта для таможенных целей производить грузовые операции с товаром и транспортными средствами, таможней не представлено.
По мнению подателя жалобы, тот факт, что ЦЭКТУ представлено письмо о продлении сроков проведения экспертизы датированное 04.06.2020 которое подтверждает, что Решение о продлении срока проведения экспертизы, принятое в порядке п.п. 2-3 Порядка продления срока, было принято ЦЭКТУ только 04.06.2020, поскольку иные доказательства о принятии ЦЭКТУ Решения о продлении сроков до 04.06.2020 в материалах дела отсутствуют. Оснований для удержания товара и не выдачи разрешения на убытие с территории ЕАЭС у таможенного органа не имелось, при этом, действия таможни не соответствуют, в том числе, положениям п.п. 10,11 ст. 310 ТК ЕАЭС.
22.04.2021 Центральное экспертно-криминалистическое управление представило отзыв на апелляционную жалобу.
19.05.2021 поступили отзывы от Северо- Западного таможенного управления и Кингисеппской таможни.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представители заинтересованных лиц просили в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 20.03.2020 по 23.03.2020 с целью убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) на таможенный пост МАПП Ивангород Кингисеппской таможни (далее - т/п МАПП Ивангород) прибыли транспортные средства международной перевозки (далее - ТСМП) с регистрационными номерами В007КУ/АТ076566, Е651ОР/АУ377066, 279BVY/012YHV, 515MHZ/631YHV, 890DBL/734YHT, 923TLV/257YLK с товаром "ферроникельхром в слитках, код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 7202998000.
Согласно представленным товаросопроводительным документам (далее - ТСД) отправителем товара является ООО "Метсплав" (Комсомольский пр-т, д. 82А, офис 311, г. Челябинск, Российская Федерация), получатель товара - TRIART CAPITAL OU (11912, TALLIN, TOOMIKU TEE 8/1).
Согласно отметкам, указанным в декларациях на товары N N 10511010/180320/0044277, 10511010/160320/0042456, 10511010/160320/0042446, 10511010/180320/0044186, 10511010/180320/0044260, 10511010/190320/0045015 товар "ферроникельхром" 20.03.2020 выпущен в соответствии с таможенной процедурой экспорта Уральским таможенным постом (центр электронного декларирования) Уральской электронной таможней.
При регистрации сообщения об убытии ТСМП на основании полученной информации СЗОТ в отношении указанных транспортных средств разработаны и применены целевые правоохранительные профили рисков (далее - ЦППР) на технологическую операцию "убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС", предусматривающие применение следующих мер по минимизации рисков: таможенный досмотр товаров, отбор проб и образцов товаров, таможенная экспертиза товаров.
По ДТ N 10511010/160320/0042456 (государственный регистрационный номер транспортного средства 515MHZ/631YHV, перевозчик - компания OU Gabotei) на этапе регистрации сообщения об убытии 10218030/200320/0006104 в 21:42 20.03.2020 выявлен профиль риска.
20.03.2020 представителю перевозчику выставлено уведомление о проведении таможенного досмотра, требование о предъявлении товара, требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств (20.03.2020 и 26.03.2020).
Таможенный досмотр начат 24.03.2020 в 17 час. 30 мин., окончен 30.03.2020 в 12 час.30 мин.
Акт таможенного досмотра составлен 30.03.2020 в 19 час.35 мин.
К таможенному досмотру предъявлен товар в количестве 46 мест, весом брутто по документам 21708 кг.
Таможенный досмотр проведен в присутствии представителя перевозчика Алексеева С. представителя ОРО Кингисеппской таможни на открытой площадке склада временного хранения (далее - СВХ).
По результатам таможенного досмотра (АТД N 10218030/300320/00177) установлено, что товар представляет собой сплав металлов в виде слитков темно-серого цвета. Всего 46 слитков (грузовых мест), что соответствует сведениям, указанным в ТСД. однако по результатам применения методики установлено, что вес слитков составил 21598 кг.
03.04.2020 т/п МАПП Иваногород принято решение о назначении таможенной экспертизы N 10218030/030420/ПВ/000007, которое вручено представителю перевозчика.
С принятием решения о назначении таможенной экспертизы отобраны пробы и образцы (акт отбора проб и образцов от 03.04.2020 N 10218030/030420/000007) в присутствии представителя перевозчика. Заявлений, замечаний от перевозчика по отбору проб и образцов товаров не поступало, что подтверждается его подписью в акте отбора проб и образцов. Копия акта отбора проб и образцов также вручена представителю перевозчика.
Письмами от 06.04.2020 N N 34-41/0489, 34-41/0495 в адрес перевозчика ООО "Метсплав" направлены уведомления о назначении таможенной экспертизы.
По ДТ N 10511010/160320/0042446 (государственный регистрационный номер транспортного средства 890DBL/734YHT, перевозчик - компания OU ILBERS) на этапе принятия сообщения об убытии N 10218030/210320/0006124 в 02:15 21.03.2020 выявлен вышеуказанный профиль риска.
21.03.2020 в 02:40 таможенным органом выписано поручение на таможенный досмотр (N 10218030/210320/00179), согласно которому степень таможенного досмотра: полное взвешивание, перерасчет грузовых мест, со вскрытием всех грузовых мест, перерасчет количества предметов; измерение и определение характеристик товаров (с частичной разборкой; со взятием проб и образцов), в присутствии сотрудников СЗОТ или ОРО Кингисеппской таможни.
21.03.2020 представителю перевозчику выставлено уведомление о проведение таможенного досмотра, требование о предъявлении товара, требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств (21.03.2020 и 26.03.2020).
Таможенный досмотр начат 25.03.2020 в 15 час. 42 мин., окончен 30.03.2020 в 16 час. 50 мин. Акт таможенного досмотра составлен 30.03.2020 в 22 час. 13 мин.
К таможенному досмотру предъявлен товар в количестве 44 места, весом брутто по документам 21198 кг.
Таможенный досмотр проведен в присутствии представителя перевозчика Алтухова В. и представителя ОРО Кингисеппской таможни на открытой площадке склада временного хранения (далее - СВХ).
По результатам таможенного досмотра (АТД N 10218030/300320/00179) установлено, что товар представляет собой сплав металлов в виде слитков темно-серого цвета. Всего 44 слитка (грузовых мест), что соответствует сведениям, указанным в ТСД. однако по результатам применения методики установлено, что вес слитков составил 21126 кг.
02.04.2020 т/п МАПП Иваногород принято решение о назначении таможенной экспертизы N 10218030/020420/ПВ/000006, которое вручено представителю перевозчика.
С принятием решения о назначении таможенной экспертизы отобраны пробы и образцы (акт отбора проб и образцов от 02.04.2020 N 10218030/020420/000006) в присутствии представителя перевозчика. Заявлений, замечаний от перевозчика по отбору проб и образцов товаров не поступало, что подтверждается его подписью в акте отбора проб и образцов. Копия акта отбора проб и образцов также вручена представителю перевозчика.
Письмами от 06.04.2020 N N 34-41/0491, 34-41/0493 в адрес перевозчика, ООО "Метсплав" направлены уведомления о назначении таможенной экспертизы.
По ДТ N 10511010/160320/0044277 (государственный регистрационный номер транспортного средства 923TLV/257YLK. перевозчик - компания OU EKOSTEP GRUPP) на этапе принятия сообщения об убытии в 04:40 22.03.2020 выявлен вышеуказанный профиль риска.
22.03.2020 представителю перевозчику выставлено уведомление о проведение таможенного досмотра, требование о предъявлении товара, требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств.
Таможенный досмотр начат 24.03.2020 в 15 час. 00 мин., окончен 01.04.2020 в 18 час. 00 мин. Акт таможенного досмотра составлен 01.04.2020 в 21 час.25 мин.
К таможенному досмотру предъявлен товар в количестве 45 мест, весом брутто по документам 21663 кг.
Таможенный досмотр проведен в присутствии представителя перевозчика Алтухова В. и представителя ОРО Кингисеппской таможни на открытой площадке склада временного хранения (далее - СВХ).
По результатам таможенного досмотра (АТД N 10218030/010420/00182) установлено, что товар представляет собой сплав металлов в виде слитков темно-серого цвета. Всего 45 слитков (грузовых мест), что соответствует сведениям, указанным в ТСД, однако по результатам применения методики установлено, что вес слитков составил 21623 кг.
03.04.2020 т/п МАПП Иваногород принято решение о назначении таможенной экспертизы N 10218030/030420/ПВ/000008, которое вручено представителю перевозчика.
С принятием решения о назначении таможенной экспертизы отобраны пробы и образцы (акт отбора проб и образцов от 03.04.2020 N 10218030/030420/000010) в присутствии представителя перевозчика. Заявлений, замечаний от перевозчика по отбору проб и образцов товаров не поступало, что подтверждается его подписью в акте отбора проб и образцов. Копия акта отбора проб и образцов также вручена представителю перевозчика.
Письмами от 06.04.2020 N N 34-41/0490, 34-41/0496 в адрес перевозчика, ООО "Метсплав" направлены уведомления о назначении таможенной экспертизы.
По ДТ N 10511010/180320/0044260 (государственный регистрационный номер транспортного средства В007КУ/АТ076566, перевозчик - ИП Белянин СМ.) на этапе принятия сообщения об убытии в 09:55 23.03.2020 выявлен вышеуказанный профиль риска.
23.03.2020 представителю перевозчика выставлено уведомление о проведение таможенного досмотра, требование о предъявлении товара, требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств (23.03.2020 и 26.03.2020).
Таможенный досмотр начат 26.03.2020 в 09 час. 55 мин., окончен 29.03.2020 в 18 час. 20 мин. Акт таможенного досмотра составлен 30.03.2020 в 18 час.00 мин.
К таможенному досмотру предъявлен товар в количестве 43 места, весом брутто по документам 20997 кг.
Таможенный досмотр проведен в присутствии представителя перевозчика Смеликова Е.Р.. представителя ОРО Кингисеппской таможни на открытой площадке склада временного хранения (далее - СВХ).
По результатам таможенного досмотра (АТД N 10218030/300320/00186) установлено, что товар представляет собой сплав металлов в виде слитков темно-серого цвета. Всего 45 слитков (грузовых мест), что соответствует сведениям, указанным в ТСД. однако по результатам применения методики установлено, что вес слитков составил 21623 кг.
30.03.2020 т/п МАПП Иваногород принято решение о назначении таможенной экспертизы N 10218030/300320/ПВ/000003, которое вручено представителю перевозчика.
С принятием решения о назначении таможенной экспертизы отобраны пробы и образцы (акт отбора проб и образцов от 31.03.2020 N 10218030/310320/000003) в присутствии представителя перевозчика. Заявлений, замечаний от перевозчика по отбору проб и образцов товаров не поступало, что подтверждается его подписью в акте отбора проб и образцов. Копия акта отбора проб и образцов также вручена представителю перевозчика.
Письмами от 31.03.2020 N N 34-41/0467, 34-41/0468 в адрес перевозчика ООО "Метсплав" направлены уведомления о назначении таможенной экспертизы.
По ДТ N 10511010/190320/0045015 (государственный регистрационный номер транспортного средства Е651ОР/АУ377066, перевозчик - ИП Белянин СМ.) на этапе принятия сообщения об убытии N 10218030/230320/0006374 в 09:56 23.03.2020 выявлен вышеуказанный профиль риска.
23.03.2020 представителю перевозчику выставлено уведомление о проведение таможенного досмотра, требование о предъявлении товара, требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств.
Таможенный досмотр начат 26.03.2020 в 10 час. 55 мин., окончен 29.03.2020 в 20 час. 20 мин. Акт таможенного досмотра составлен 31.03.2020 в 17 час. 32 мин.
К таможенному досмотру предъявлен товар в количестве 43 места, весом брутто по документам 20987 кг.
Таможенный досмотр проведен в присутствии представителя перевозчика Беляхова Л.Ю. и представителя ОРО Кингисеппской таможни на открытой площадке склада временного хранения (далее - СВХ).
По результатам таможенного досмотра (АТД N 10218030/3103420/00187) установлено, что товар представляет собой сплав металлов в виде слитков темно-серого цвета. Всего 43 слитка (грузовых мест), что соответствует сведениям, указанным в ТСД, однако по результатам применения методики установлено, что вес слитков составил 20960 кг.
30.03.2020 т/п МАПП Иваногород принято решение о назначении таможенной экспертизы N 10218030/300420/ПВ/000002, которое вручено представителю перевозчика.
С принятием решения о назначении таможенной экспертизы отобраны пробы и образцы (акт отбора проб и образцов от 31.03.2020 N 10218030/310320/000002) в присутствии представителя перевозчика. Заявлений, замечаний от перевозчика по отбору проб и образцов товаров не поступало, что подтверждается его подписью в акте отбора проб и образцов. Копия акта отбора проб и образцов также вручена представителю перевозчика.
Письмами от 31.03.2020 N N 34-41/0466, 34-41/0469 в адрес перевозчика. ООО "Метсплав" направлены уведомления о назначении таможенной экспертизы.
По ДТ N 10511010/180320/0044186 (государственный регистрационный номер транспортного средства 279BVY/012YHV, перевозчик - компания OU ILBERS) на этапе принятия сообщения об убытии N 10218030/230320/0006369 в 11:40 23.03.2020 выявлен профиль риска.
23.03.2020 представителю перевозчику выставлено уведомление о проведение таможенного досмотра, требование о предъявлении товара, требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств.
Таможенный досмотр начат 25.03.2020 в 13 час. 57 мин., окончен 25.03.2020 в 15 час. 42 мин. Акт таможенного досмотра составлен 30.03.2020 в 21 час. 20 мин.
К таможенному досмотру предъявлен товар в количестве 44 места, весом брутто по документам 21259 кг.
Таможенный досмотр проведен в присутствии представителя перевозчика Горнева Г., представителя ОРО Кингисеппской таможни на открытой площадке склада временного хранения (далее - СВХ).
По результатам таможенного досмотра (АТД N 10218030/3003420/00188) установлено, что товар представляет собой сплав металлов в виде слитков темно-серого цвета. Всего 44 грузовых места, что соответствует сведениям, указанным в ТСД, однако по результатам применения методики установлено, что вес слитков составил 21225 кг.
02.04.2020 т/п МАПП Иваногород принято решение о назначении таможенной экспертизы N 10218030/020420/ПВ/000005, которое вручено представителю перевозчика.
С принятием решения о назначении таможенной экспертизы отобраны пробы и образцы (акт отбора проб и образцов от 02.04.2020 N 10218030/020420/000005) в присутствии представителя перевозчика. Заявлений, замечаний от перевозчика по отбору проб и образцов товаров не поступало, что подтверждается его подписью в акте отбора проб и образцов. Копия акта отбора проб и образцов также вручена представителю перевозчика.
Письмами от 06.04.2020 N N 34-41/0490, 34-41/0494 в адрес перевозчика, ООО "Метсплав" направлены уведомления о назначении таможенной экспертизы.
Полагая, что у таможенных органов отсутствовали основания для проведения таможенного досмотра товаров, отбор проб и образцов, назначения таможенной экспертизы, удержания товара, в связи с проведением указанных мероприятий, а в дальнейшем его изъятия, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом уточнений).
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В силу пункта 2 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Пунктом 1 статьи 378 ТК ЕАЭС установлено, что таможенные органы используют систему управления рисками для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков.
Пунктом 5 статьи 377 ТК ЕАЭС установлено, что информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков, является конфиденциальной и не подлежит разглашению, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством государств-членов.
Частью 3 статьи 314 Федерального закона N 289-ФЗ определено, что тактика применения таможенными органами системы управления рисками определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению, за исключением случаев, если такая информация необходима государственным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 351 ТК ЕАЭС в целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач, таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют, в том числе, функции по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений.
Частью 2 статьи 254 Федерального закона N 289-ФЗ определены функции таможенных органов, в том числе выявление, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проведение неотложных следственных действий и осуществления предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществление производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 6 Положения о СЗОТ, утвержденного приказом ФТС России от 23.04.2018 N 574, к полномочиям СЗОТ отнесены разработка, утверждение и актуализация в установленном порядке целевых правоохранительных профилей рисков.
Приказом ФТС России от 18.08.2015 N 1677 (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2015 N 40462) утверждена стратегия и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений) (далее - Стратегия и тактика).
В соответствии с пунктом 12 Стратегии и тактики в целях определения возможности возникновения риска и последствий нарушений законодательства в случае его возникновения таможенными органами на основе информации, полученной в результате сбора и обработки, проводятся анализ и оценка риска.
На основании пункта 14 Стратегии и тактики таможенные органы при оценке и управлении рисками, а также реализации риск-категорирования участников ВЭД используют информационные системы и информационные технологии, основанные на электронных способах передачи, хранения и обработки информации, а также средства их обеспечения
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 144-ФЗ задачами оперативно-розыскной деятельности являются, в том числе, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Статьей 7 Федерального закона N 144-ФЗ установлено, что основаниями для проведения оперативно-розыскньк мероприятий являются, в том числе, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Судом первой инстанции установлено, что СЗОТ располагала информацией о возможном незаконном перемещении через таможенную границу ЕАЭС стратегических товаров "отходы и лом черных металлов", код ТП ВЭД ЕАЭС - 7204.
Данное обстоятельство послужило основанием проведения в отношении товаров таможенного контроля в форме таможенного досмотра, отбора проб и назначения экспертизы, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 923) товар с вышеуказанным кодом ТН ВЭД ЕАЭС входит в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, фактически выявленный таможенным органом профиль риска не является документом властно-распорядительного характера непосредственно для участников внешнеэкономической деятельности, в частности для истца, а перечисленные в нем необходимые к принятию меры корреспондируют праву таможенного органа проверять достоверность заявленных сведений.
Относительно используемых таможенным органом форм таможенного контроля следует отметить, что ни ТК ЕАЭС, ни Федеральный закон N 289-ФЗ не ограничивают таможенные органы в части выбора тех или иных мер по минимизации рисков, предоставляя таможенному органу право определить конкретные формы таможенного контроля необходимые в каждом конкретном случае.
При наличии у правоохранительных подразделений таможенных органов информации о возможном нарушении права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации, а также при необходимости проверки данной информации посредством проведения таможенного досмотра и (или) таможенной экспертизы, информация, поступившая на т/п МАПП Ивангород обязательна к использованию, и в соответствии с данной информацией применяются меры по минимизации рисков.
Таким образом, вышеуказанные действия Кингисеппской таможни совершены правомерно, нарушений закона и прав Общества не допущено.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что Кингисеппской таможней допущено нарушение прав Общества в части проведения таможенных операций без уведомления собственника товара. Общество полагает, что уведомление декларанта о времени и месте проведения таможенного досмотра, совершении действий по отбору проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы в присутствии декларанта является безоговорочной обязанностью таможенного органа.
В силу пункта 3 статьи 328 ТК ЕАЭС следует, что таможенный орган уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица установлены. При назначении времени проведения таможенного досмотра учитываются разумные сроки прибытия таких лиц.
Согласно пункту 5 статьи 328 ТК ЕАЭС по требованию таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присутствовать при проведении таможенного досмотра и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.
Таким образом, содержание пункта 3 статьи 328 ТК ЕАЭС, а также пунктов 4 и 5 статьи 393 ТК ЕАЭС не устанавливают обязанности информирования о предстоящем проведении таможенного досмотра либо отбора проб и образцов только в присутствии декларанта.
В данном случае, ТК ЕАЭС устанавливает иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товара.
В силу пункта 1 статьи 82 ТК ЕАЭС таможенные операции совершаются таможенными органами, декларантами, перевозчиками, лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, иными заинтересованными лицами.
Таким лицом является также перевозчик, поскольку обладает полномочиями в отношении товара при совершении таможенных операций, связанных с убытием товара с таможенной территории ЕАЭС.
Приказом ФТС России от 26.05.2011 N 1067 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении (далее - Инструкция).
Из пункта 49 Инструкции следует, что в целях идентификации товаров, убывающих с таможенной территории ЕАЭС, при выявлении рисков, для минимизации которых необходимо применять формы таможенного контроля, содержащиеся в профилях риска, уполномоченное должностное лицо проводит в присутствии лица, управляющего транспортным средством, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, а также отбирает пробы и образцы товаров для исследования (экспертизы).
При проведении досмотра и (или) отбора проб и образцов товаров уполномоченное должностное лицо составляет акт, один из экземпляров которого прикладывает к документам (копиям), поданным при сообщении об убытии, для хранения в архиве таможенного органа, а другой - передает перевозчику.
Кроме того, отношения отправителя, получателя, перевозчика товара регулируются положениями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (Женева, 19.05.1956).
Отправитель ответственен перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документо1в и сведений, за исключением случаев вины перевозчика.
Исходя из вышеизложенного, представители перевозчика наделены правами осуществления всех необходимых действий, предусмотренных правами ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, в том числе правами и обязанностями, предусмотренными ТК ЕАЭС при проведении форм фактического контроля, являясь в данном случае иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров.
Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции (статья 1 Конвенции).
В соответствии со статьей 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) договор перевозки устанавливается накладной.
Доказательством, подтверждающим наличие между ООО "Метсплав" и перевозчиком гражданско-правового договора, обязывающего перевозчика представлять интересы в таможенном органе, является СМК графы 22 и 23, согласно статьям 3, 4 и 5 главы III Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956.
Положениями статьи 11 Конвенции КДПГ установлено, что отправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей.
Отправитель ответственен перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений, за исключением случаев вины перевозчика.
Исходя из вышеизложенного, представители перевозчика наделены правами осуществления всех необходимых действий, предусмотренных правами ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном регулировании при перемещении товаров через тамолсенную границу ЕАЭС, в том числе правами и обязанностями, предусмотренными ТК ЕАЭС при проведении форм фактического контроля, являясь в данном случае иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров.
Должностными лицами Кингисеппской таможни соблюдены положения Инструкции, поскольку товар не покидал места перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и был изъят, то есть не подлежал фактическому вывозу с таможенной территории ЕАЭС, на накладной СМК проставлена надпись "Возврат в РФ" с указанием даты и времени проставления отметки, завизирована личной номерной печатью и подписью лица, оформляющего убытие, а также посредством КПС "АПП".
Судом установлено, что спорный товар отобран Кингисеппской таможней в соответствии с пунктом 8 Порядка, то есть минимальное количество проб отобрано с учетом того, что товар без упаковки, но с маркировкой слитков (трехзначный номер). От каждой чушки отобрано по одному образцу, которые разделены на 3 равные части (контрольную, аналитическую и арбитражную).
Довод подателя жалобы о том, что Кингисеппская таможня фактически лишила Общества прав, предусмотренных статьями 393, 395 ТК ЕАЭС, не может быть признан обоснованным, поскольку решения о назначении экспертиз были направлены в адрес Общества, в которых разъяснены права, предусмотренные статьей 395 ТК ЕАЭС и заявлений и ходатайств от Общества в связи с назначением экспертизы в Кингисеппскую таможню не поступало.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС или в соответствии с ТК ЕАЭС.
Товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС (пункт 2 статьи 9 ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС определено, что товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно пункту 2 статьи 12 ТК ЕАЭС товары, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат вывозу с таможенной территории ЕАЭС, не могут быть фактически вывезены с таможенной территории ЕАЭС, если иное не установлено международными договорами государств-членов с третьей стороной.
Пунктами 1, 2 статьи 92 ТК ЕАЭС определено, что для убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, для убыгия товаров с таможенной территории ЕАЭС перевозчиком либо иным лицом в соответствии с пунктом 8 статьи 92 ТК ЕАЭС представляются:
1) декларация на товары или ее копия, транзитная декларация в отношении товаров, указанных в пункте 3 настоящей статьи, либо сведения о декларации на товары или транзитной декларации, если такая декларация на товары или транзитная декларация не представляется в соответствии с пунктом 2 статьи 80 ТК ЕАЭС, либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС;
2) документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
В силу пункта 9 статьи 92 ТК ЕАЭС следует, что убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС допускается с разрешения таможенного органа.
Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС, за исключением товаров для личного пользования, оформляется с использованием информационной системы таможенного органа и путем проставления соответствующих отметок таможенного органа на таможенной декларации, либо на ее копии, либо на ином документе, допускающем вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС, и на транспортных (перевозочных) документах.
Если для убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС таможенная декларация не представляется в соответствии с пунктом 2 статьи 80 ТК ЕАЭС, разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС оформляется с использованием информационной системы таможенного органа и путем проставления соответствующих отметок таможенного органа на транспортных (перевозочных) документах.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 144-ФЗ при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право, в том числе, проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 Федерального закона N 144-ФЗ, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации,
Учитывая, что товар изъят (не подлежал фактическому вывозу с таможенной территории ЕАЭС) т/п МАПП Ивангород приняты решения о возврате товара.
Таким образом, вывозимый Обществом товар с таможенной территории ЕАЭС Кингисеппская таможня не удерживала, поскольку, таможенным органом организовано проведение форм таможенного контроля, необходимых для обеспечения исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, после завершения, которых товар изъят в рамках оперативно - розыскных мероприятий.
Довод подателя жалобы о нарушении Экспертно-криминалистической службой регионального филиала ЦЭКТУ в г. Нижний Новгород (далее - ЭКС ЦЭКТУ) сроков проведения таможенной экспертизы апелляционным судом отклоняется на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 29.04.2020 эксперт ЭКС ЦЭКТУ приступил к проведению таможенных экспертиз.
04.06.2020 в Кингисеппскую таможню поступило уведомление ЭКС ЦЭКТУ о продлении сроков проведения таможенных экспертиз.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 ТК ЕАЭС таможенная экспертиза проводится в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов и документов для проведения таможенной экспертизы.
В случае невозможности завершения в указанный срок таможенной экспертизы срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС.
Обществом при исчислении сроков проведения таможенной экспертизы не учтено, что Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой корона вирусной инфекции (COVID-19)" установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы с 04.04.2020 по 30.04.2020 включительно.
Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы продлены с 06.05.2020 по 08.05.2020 включительно.
Учитывая нерабочие дни, установленные Указами Президента Российской Федерации, и нерабочие праздничные дни в мае 2020 года, начало рабочих дней исчисляется с 12.05.2020.
Таким образом, решение ЭКС ЦЭКТУ от 04.06.2020 о продлении сроков проведения таможенной экспертизы не нарушает требований статьи 390 ТК ЕАЭС.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными настоящим Федеральным законом лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации, в том числе юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия (пункт 1 часть 1 статьи 1 Федерального закона N 412-ФЗ).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 27 декабря 2002 г, N 184-ФЗ "О техническом регулировании" аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным, органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
ЦЭКТУ не осуществляет деятельность и работы по оценке соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В соответствии с пунктом 2 Положения о ЦЭКТУ, утвержденного приказом ФТС России от 08.09.2020 N 770 (далее - Положение), ЦЭКТУ является специализированным региональным таможенным управлением, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации, обеспечивающим реализацию полномочий ФТС России в области проведения таможенных экспертиз, судебных экспертиз и иных исследований, экспертиз назначаемых по делам об административных правонарушениях, а также научно-методического обеспечения экспертной деятельности таможенных органов.
ЦЭКТУ осуществляет экспертно-исследовательское обеспечение потребностей таможенных органов при осуществлении таможенного контроля в проведении экспертиз и иных исследований товаров, транспортных средств, документов, а также других объектов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС (подпункт 1 пункта 10 Положения о ЦЭКТУ).
Согласно пункту 2 статьи 389 ТК ЕАЭС таможенная экспертиза проводится уполномоченным таможенным органом.
Приказом ФТС России от 19.11.2018 N 1859 "Об определении таможенного органа, уполномоченного на производство таможенных экспертиз при проведении таможенного контроля" ЦЭКТУ определено таможенным органом, уполномоченным на производство таможенных экспертиз при проведении таможенного контроля.
Целью таможенной экспертизы является установление характеристик товара, позволяющих его классифицировать в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Проведение таможенных экспертиз осуществляется таможенными экспертами, аттестованными на право производства судебных и таможенных экспертиз Главной экспертно-квалификационной комиссией ЦЭКТУ. Таможенные эксперты предупреждаются об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта по статье 19.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таможенные эксперты ЦЭКТУ, выполняют измерения и исследования с использованием средств измерения и оборудования, прошедшего поверку и аттестацию в установленном законом порядке.
Следовательно, деятельность ЦЭКТУ в части производства экспертиз и исследований для таможенных органов не требует аккредитации.
Данная позиция подтверждается письмом Росаккредитации от 14.04.2015 N 11238/04-СМ.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что ТК ЕАЭС, содержащий основания для отказа в проведении таможенной экспертизы (пункт 6 статьи 389 ТК ЕАЭС), такого основания как отсутствие у таможенного органа, уполномоченного в установленном порядке на производство таможенных экспертиз, аккредитации, не содержит.
Таким образом, довод Общества об отсутствии у регионального филиала ЦЭКТУ в г. Нижнем Новгороде полномочий на производство таможенных экспертиз в связи с отсутствием аккредитации не обоснован.
При отсутствии в уполномоченном таможенном органе (ЦКЭТУ) необходимой материально - технической базы для производства таможенной экспертизы не связано с наличием или отсутствием аккредитации и в соответствии с пп. 4 пункта 6 статьи 389 ТК ЕАЭС является одним из оснований для отказа в проведении таможенной экспертизы.
Кроме того, требований о признании незаконными действий Кингисеппской Таможни по назначению экспертизы именно в Нижегородский филиал ЦЭКТУ Общество не заявляло, поэтому рассмотрение вопроса об аккредитации выходит за рамки рассмотрения спора.
В рассматриваемом случае предусмотренное подпунктом 4 пункта 6 статьи 389 ТК ЕАЭС основание для отказа в проведении таможенных экспертиз в отношении товара, заявленного по ДТ N N 10511010/160320/0042446, 10511010/160320/0042456, 10511010/180320/0044186, 10511010/180320/0044260, 10511010/180320/0044277, у регионального филиала ЦЭКТУ в г. Нижний Новгород отсутствовало: перечень использованного таможенными экспертами при производстве таможенных экспертиз оборудования приведен в разделе "Примененное оборудование" каждого из заключений таможенных экспертов.
В апелляционной жалобы Общество указывает на несоблюдение Кингисеппской таможней требований, предусмотренных пунктами 8, 10, 13, 17, 20 раздела 2 Порядка подтверждения таможенными органами государств-членов ЕАЭС фактического вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.02.2018 N 25, поскольку в указанных пунктах Порядка N 25 регламентируются действия таможенного органа в месте убытия при проведении таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений.
Проведение таможенного контроля в форме документарной проверки не исключает право таможенного органа в месте убытия осуществить фактический контроль товара.
Кроме того, таможенный контроль в форме проверки таможенных документов и иных документов производится должностным лицом таможенного органа с использованием программных продуктов непосредственно перед принятием разрешения на убытие.
При прибытии темп и предоставления перевозчиками документов, должностными лицами т/п МАПП Ивангород осуществлен посредством единой автоматизированной информационной системы таможенных органов запрос в таможенный орган выпуска информации (1СПС "АПП"), на основании которого сформированы сообщения об убытии, о чем свидетельствуют номера сообщений об убытии.
Доводы Общества, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2021.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Выводы суда соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых положения статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не нарушены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2021 по делу N А56-49412/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-49412/2020
Истец: ООО "МЕТСПЛАВ"
Ответчик: КИНГИСЕППСКАЯ ТАМОЖНЯ, Северо-Западную оперативную таможню
Третье лицо: Уральское таможенное управление, ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ФТС Северо-Западное таможенное управление