г. Хабаровск |
|
04 июня 2021 г. |
А04-9389/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Амурблагуправление": не явились;
от Государственной жилищной инспекции Амурской области: не явились;
от Прокуратуры Амурской области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Амурблагуправление"
на решение от 16.02.2021 по делу N А04-9389/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Амурблагуправление"
к Государственной жилищной инспекции Амурской области
о признании недействительным распоряжения
третье лицо: Прокуратура Амурской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Амурблагуправление" (далее - общество, ООО "УК Амурблагуправление") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - инспекция, ГЖИ Амурской области) о проведении внеплановой документарной проверки от 18.11.2020 N 210-Л.
Решением суда от 16.02.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "УК Амурблагуправление" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, в связи с неполным выяснением всех обстоятельств спора.
В обоснование доводов жалобы общество указывает, что в оспариваемом распоряжении инспекции N 210-Л отсутствуют основания для проведения проверки, такие как причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что является нарушением части 1.1 статьи 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Закон N294-ФЗ).
Инспекция в отзыве на жалобу отклонила изложенные в ней доводы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура в отзыве на жалобу выразила несогласие с изложенными в ней доводами, настаивала на законности судебного решения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом отзывов, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, инспекцией 18.11.2020 принято распоряжение N 210-Л о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "УК Амурблагуправление" в рамках осуществления регионального лицензионного контроля по управлению многоквартирными домами принято с целью установления фактов нарушения обществом лицензионных требований (пункт 4.2 статьи 20, части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162, части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирными домами, деятельность по управлению которыми осуществляется на основании лицензии от N 028000069 от 27.04.2015.
Не согласившись с этим распоряжением, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 2, пункт 8.1 статьи 13, часть 2 статьи 20 ЖК РФ).
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (часть 3 статьи 192 ЖК РФ).
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, согласно пункту 1.3 которого инспекция осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль.
Согласно подпункту "а" пункта 3 и пункту 10 Положения в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Закона N 294-ФЗ.
Пунктом 1 Положения о государственной жилищной инспекции Амурской области, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 03.08.2007 N 455, региональный государственный жилищный надзор на территории Амурской области осуществляется Государственной жилищной инспекцией Амурской области.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности, в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ и положения Закона N 99-ФЗ с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи (часть 1 статьи 196 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (пункт 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в части 2 статьи 10 этого Закона.
Согласно части 3.3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ при выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 10 предусматривает, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
В части 1 статьи 11 Закона N 294-ФЗ определено, что предметом документарной проверки являются документы юридического лица, документы, используемые им при осуществлении деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора).
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 данного закона (часть 2 статьи 11 Закона).
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, имеющиеся в распоряжении органа, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этого юридического лица государственного контроля.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований орган государственного контроля (надзора) направляют в адрес юридического лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки (части 3, 4 статьи 11 Закона N 294-ФЗ).
Из части 1 статьи 14 вышепоименованного Закона следует, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Содержание распоряжения закреплено в части 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определен состав общего имущества. Внутридомовые инженерные системы газоснабжения являются общим имуществом, ответственность за содержание и эксплуатацию которых несет управляющая компания.
Согласно пункту 21 раздела 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме относятся: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов.
В соответствии с пунктом 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Правила N410), техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - это определение технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей, поиск и определение неисправностей указанного оборудования, а также определение возможности его дальнейшего использования.
Пунктом 10 этих Правил предусмотрено, что техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в целях: определения фактического технического состояния указанного газового оборудования либо его составных частей; поиска и определения неисправности внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; определения срока возможного дальнейшего использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Лицом, которое обязано проводить техническое диагностирование внутридомового газового оборудования является управляющая организация (пункт 8 Правил N 410).
Таким образом, проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования в МКД входит в предмет лицензионного контроля.
В рассматриваемой ситуации материалами дела подтверждается, что на основании поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 16.01.2019 N ВМ-П9-148 органом жилищного надзора в целях лицензионного контроля проводились проверки управляющих организаций на предмет надлежащего использования и содержания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах (далее - МКД), а также организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в МКД.
Проведенной инспекцией в 2019 году проверкой в рамках исполнения указанного предписания, установлено, что между ООО "УК Амурблагуправление" и ООО "РегионГазСервис" заключен договор от 20.02.2019 N 6727-ТД на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, срок исполнения которого до 31.07.2019.
При этом инспекцией в 2020 году без взаимодействия с юридическим лицом проведен мониторинг системы ГИС ЖКХ на предмет наличия информации о проведении работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "УК Амурблагуправление", в ходе которого установлено, что в отчетах о выполненных работ и услугах по 14 газифицированным многоквартирным домам, находящимся под управлением ООО "УК Амурблагуправление", за 2019 год и размещенных в системе ГИС ЖКХ, отсутствует информация о проведении технического диагностирования внутридомового газового оборудования данных многоквартирных домов.
В связи с чем, в адрес общества инспекцией направлены запросы от 12.05.2020 N 04-3410, от 19.06.2020 N 04-4708, от 02.09.2020 N 04-7122 о предоставлении информации о проведении технического диагностирования внутридомовое газового оборудования в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "УК Амурблагуправление".
Из ответа общества от 17.09.2020 N 487 следовало, что исполнение данного запроса вне рамок проверки не представляется возможным.
Инспекцией 29.09.2020 направлен запрос в ООО "РегионГазСервис" для предоставления сведений о проведении технического диагностирования внутридомового газового оборудования многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "УК Амурблагуправление". На момент согласования внеплановой документарной проверки в отношении заявителя по делу ответ на запрос не поступил.
Кроме того, инспекцией направлен запрос от 27.10.2020 N 04-8921 в ОАО "Амургаз" (являющейся газораспределительной организацией по поставкам сжиженных углеводородных газов потребителям Амурской области для бытовых нужд) о предоставлении информации об имеющихся заключениях экспертной организации о результатах проведения технического диагностирования внутридомовое газового оборудования многоквартирных домов, находящихся на управлении ООО "УК Амурблагуправление".
Согласно ответу ОАО "Амургаз" от 16.11.2020 N 10-1508, поступившему в инспекцию, заключения экспертной организации о результатах проведения технического диагностирования внутридомовое газового оборудования многоквартирных домов, находящихся на управлении ООО "УК Амурблагуправление", в ОАО "Амургаз" не поступали.
Таким образом, инспекцией были приняты должные меры для выяснения фактического проведения ООО "УК Амурблагуправление" работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "УК Амурблагуправление".
Поводом для принятия оспариваемого распоряжения N 210-Л послужило мотивированное заявление от 18.11.2020 N 06-9613 начальника инспекции о согласовании проведения внеплановой документарной проверки юридического лица, которое может быть расценено как представление.
Решением прокурора области от 20.11.2020 согласовано проведение внеплановой проверки в отношении общества с 23.11.2020 по 18.12.2020.
Уведомлением от 20.11.2020 ООО "УК Амурблагуправление" информировано о проведении внепланового документарного мероприятия по проверке соблюдения им лицензионных требований при управлении газифицированными МКД.
Из материалов дела видно, что указанное уведомление вместе с распоряжением от 18.11.2020 N 210-л, а также решением прокуратуры от 20.11.2020 направлено в адрес общества заказным письмом (67502853007175), а также по электронной почте: ukamurblagupravlenie@rambler.ru., uk_abu@mail.ru, а также (л.д. 117).
Изданное распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки по форме и содержанию соответствует типовой форме распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной в приложении 1 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Изложенные в спорном распоряжении предмет и цель проверки соблюдения обществом лицензионных требований по осуществляемому им виду деятельности, нормативное обоснование, включая установленный Правилами N 410 порядок проведения работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, правомерны, что опровергает заявленные в жалобе обществом доводы об обратном.
Принимая во внимание, что на момент вынесения инспекцией распоряжения о проведении в отношении общества внеплановой документарной проверки, последним не были представлены доказательства, подтверждающие принятие им мер по выполнению лицензионных требований при управлении газифицированными МКД, что позволяло бы исключить факты возникновения угрозы причинения вреда или непосредственного причинения вреда жизни, здоровью проживающих в них граждан, судебная коллегия считает, что инспекция действовала в пределах своих полномочий, поскольку имелись основания для проведения в отношении общества, осуществляющего деятельность по управлению МКД на основании лицензии, внеплановой документарной проверки соблюдения лицензионных требований, истребованию документов, необходимых для осуществления контроля.
Доводы апеллянта об отсутствии оснований для проведения проверки отклоняются судебной коллегией.
Согласно абзацу "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, в числе прочего, возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как подтверждается материалами дела, основанием для проведения внеплановой проверки, то есть принятия контролирующим органом спорного распоряжения от 18.11.2020 N 210-Л, явилось мотивированное представление начальника инспекции (заявление от 18.11.2020 N 06-9613).
Из указанного документа следует, что оно вынесено по результатам проверки и получения данных о фактах нарушения обществом лицензионных требований (пункт 4.2 статьи 20, части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162, части 1 статьи 193 ЖК РФ).
Информация, оформленная вышеуказанным заявлением, отвечает признакам сведений, поименованных в подпункте "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ и части 4.2 статьи 20 ЖК РФ, что обоснованно расценено органом жилищного надзора, а также прокуратурой в качестве повода для проведения внеплановой проверки.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным лицами, участвующими в деле, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 16.02.2021 по делу N А04-9389/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9389/2020
Истец: ООО "УК Амурблагуправление"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Амурской области
Третье лицо: Прокуратура Амурской области, Шестой арбитражный апелляционный суд (9389/20-а.ж,1т; 513/17-а.ж,1т; 1670/18-а.ж,1т)