г. Самара |
|
4 июня 2021 г. |
Дело N А55-2762/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Митиной Е.А., судей Романенко С.Ш., Ястремского Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Липовецкой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Жемковка Муниципального района Сызранский Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 марта 2021 года по делу N А55-2762/2020 (судья М.В. Михайлова) по иску Администрации сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области к Администрации городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области,
о признании права,
третьи лица:
ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
АО "Балашейские пески",
Территориальное управление Росимущества в Самарской области,
с участием:
от истца - Неретина В.В., по доверенности от 23.04.2021 г.,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения Жемковка Муниципального района Сызранский Самарской области обратилась в арбитражный суд с иском к Администрации городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области, в котором с учетом уточнения исковых требований просила:
- признать отсутствующим право собственности городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области на земельный участок с КН: 63:33:0411002:50 РФ, расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, сельское поселение Жемковка, с. Жемковка, земельный участок N 50, S - 42 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов.
- признать право собственности сельского поселения Жемковка Муниципального района Сызранский Самарской области на земельный участок с КН: 63:33:0411002:50 РФ, расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, сельское поселение Жемковка, с. Жемковка, земельный участок N 50, S - 42 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 марта 2021 года по делу N А55-2762/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрации сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обосновании доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что передача земельного участка, находящегося по адресу: Самарская область, Сызранский район, пос. Балашейка (в настоящее время: Самарская область, Сызранский район, с.п. Жемковка, с. Жемковка, земельный участок N 50) в муниципальную собственность г.п. Балашейка не соответствует подп. 1 п.1 ст. 39.20 ЗК РФ, земельный участок фактически располагается в границах сельского поселения Жемковка и должен быть передан в собственность сельского поселения Жемковка.
В судебном заседании представитель истца - Неретина В.В., по доверенности от 23.04.2021 г., апелляционную жалобу поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители ответчика, третьих лиц в судебное заседание не явились.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
В соответствии со статьями 123 и 156 АПК РФ арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, не явившихся в судебное заседание.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Администрации Сызранского района от 13.05.1992 года N 118 Балашейскому горнообогатительному комбинату, расположенному по адресу: Сызранский район, с. Балашейка, было предоставлено 191,0 га земель в бессрочное (постоянное) пользование, в границах, указанных в чертеже, для производственных целей (Государственный Акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей САМ N 33-0001-000232). В состав предоставленных земель входил земельный участок S=4,2 га (резервное хвостохранилище БГОКа).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2001 по делу N А55-7313/99-30 завершено конкурсное производство в отношении ГУП "Балашейский горнообогатительный комбинат формовочных материалов" и последний был исключен из государственного реестра юридических лиц.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.08.2000 года собственником земельного участка для производственных целей, площадью 42 000 кв.м., адрес объекта: Самарская область, Сызранский район, пос. Балашейка, является Российская Федерация.
В соответствии с договором аренды земельного участка N 686-2002/13 от 13.09.2002 года ЗАО "Балашейские пески" был передан в аренду земельный участок S=4,2 га., отнесенный к землям поселений, имеющий кадастровый номер 63:33:010401:0001(3) (в настоящее время КН 63:33:0411002:50).
За ЗАО "Балашейские пески" зарегистрировано право аренды указанного земельного участка на срок с 01.01.2002 г. по 26.10.2013 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.01.2003 г.
Как следует из материалов дела, решением собрания представителей городского поселения Балашейка (второго созыва) от 25.10.2013 года N 68 "Об утверждении генерального плана городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области" утвержден Генеральный план городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области N 84/11-ГП, включающий в себя карту границ населенного пункта, входящего в состав городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области.
Решением собрания представителей сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области от 12.12.2013 года N 42 "Об утверждении Генерального плана сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области" утвержден Генеральный план сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области, включающий карту границ населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области.
Распоряжением Территориального Управления Росимущества по Самарской области от 18.05.2018 года N 164-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в муниципальную собственность городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области" в муниципальную собственность городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области передан земельный участок, с кадастровым номером 63:33:0411002:50, площадью 42 000 кв. м., с реестровым номером федерального имущества Ш1630008829, ограничение прав и обременение объекта недвижимости: аренда (номер государственной регистрации 63-01/08-2/2002-7132.1).
Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано за городским поселением Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области 25.06.2018 года, реестровая запись N 63:33:0411002:50-63/008/2018-2 от 25.06.2018 года.
Также сохранена реестровая запись об ограничении (обременении) - Аренда, весь объект, дата государственной регистрации: 15.01.2003, номер государственной регистрации: 63-01/08-2/2002-7132.1, лицо, в пользу которого установлено ограничение (обременение): АО "Балашейские пески", ИНН 6383004819, основание государственной регистрации: договор аренды земельного участка N 686-2002/13 от 13.09.2002 года.
Установлено, что Администрация сельского поселения Жемковка обращалась арбитражный суд с заявлением об оспаривании Распоряжения Территориального Управления Росимущества по Самарской области от 18.05.2018 г. N 164-р.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2019 г. по делу N А55-29013/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судом по вышеуказанному делу указано, что в данном случае имеется спор о праве между органами местного самоуправления, подлежащий рассмотрению в порядке искового производства, кроме того, заявителем пропущен установленный законом срок обжалования Распоряжения от 18.05.2018 г. N 164-р.
Постановлением Администрации сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области от 22.10.2018 г. N 82 "о присвоении почтового адреса" земельному участку с кадастровым номером 63:33:0411002:50, площадью 42 000 кв. м, был присвоен адрес: РФ, Самарская область, Сызранский район, сельское поселение Жемковка, с.Жемковка, земельный участок N 50.
24.10.2019 г. в ЕГРН внесены изменения об адресе (местоположении) земельного участка: РФ, Самарская область, Сызранский район, сельское поселение Жемковка, с.Жемковка, земельный участок N 50.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Обосновывая исковые требования, истец ссылался на то, что спорный земельный участок отвечает критериям, установленным данными положениями земельного законодательства, в связи с чем, подлежит передаче в собственность муниципального образования - сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится определение границ муниципальных образований в установленном законом порядке.
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 -13 данного федерального закона.
Из положений пунктов 3, 12 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что одним из условий установления и изменения границ муниципальных образований является сохранение целостности исторически сложившихся земель и территорий населенных пунктов.
Нормы ч. 11 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривают, что перераспределение имущества между Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями производится в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, установленным с 1 января 2006 г. комментируемым Законом, другими федеральными законами, в порядке, определенном Правительством РФ.
Порядок перераспределения имущества между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между поселениями, муниципальными районами, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами в соответствии с разграничением полномочий между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями разных типов устанавливается соответственно нормами ч. ч. 11 и 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ).
Исковые требования о признании права собственности на земельный участок истец обосновывал включением спорного земельного участка в состав земель сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области на основании решения собрания представителей сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области от 12.12.2013 года N 42 "Об утверждении Генерального плана сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области", постановления Администрации сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области от 22.10.2018 г. N 82 о присвоении почтового адреса земельному участку.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, решением собрания представителей городского поселения Балашейка (второго созыва) от 25.10.2013 года N 68 данный участок был включен в границы населенного пункта, входящего в состав городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области.
В установленном законом порядке ответчик обратился в Территориальное Управление Росимущества по Самарской области с заявлением о передаче в муниципальную собственность городского поселения Балашейка данного земельного участка.
Распоряжением Территориального Управления Росимущества по Самарской области от 18.05.2018 года N 164-р земельный участок передан в муниципальную собственность городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области.
Право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером 63:33:0411002:50 зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке.
То обстоятельство, что собрание представителей сельского поселения Жемковка отнесло спорный земельный участок к территории населенного пункта Жемковка, не является достаточным основанием для признания за истом права собственности на данный земельный участок.
Судебная коллегия учитывает также следующее.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок (резервное хвостохранилище БГОКа) ранее входил в состав земель, предоставленных в бессрочное (постоянное) пользование для производственных целей Балашейскому горнообогатительному комбинату решением Администрации Сызранского района от 13.05.1992 года N 118.
Впоследствии, земельный участок был закреплен на праве аренды за ЗАО "Балашейские пески".
Таким образом, земельный участок использовался в производственных целях Балашейского горнообогатительного комбината, затем - ЗАО "Балашейские пески".
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу пункта 1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в собственности муниципальных образований может находиться: 1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; 4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; 5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Доказательств использования спорного земельного участка для вышеуказанных целей, в интересах сельского поселения Жемковка, либо доказательств отнесения земельного участка исторически к территории населенного пункта Жемковка, в деле не имеется.
Из материалов дела также не следует, что на указанном земельном участке находится какое-либо муниципальное имущество сельского поселения Жемковка.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.п. 58, 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Поскольку доказательств возникновения у истца права на земельный участок в дело не представлено, судом первой инстанции обоснованно было отказано истцу в удовлетворении заявленных требований о признании права собственности сельского поселения Жемковка Муниципального района Сызранский Самарской области на земельный участок с КН: 63:33:0411002:50 РФ, расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, сельское поселение Жемковка, с. Жемковка, земельный участок N 50.
Разрешая требования истца о признании отсутствующим права собственности городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области на земельный участок с КН: 63:33:0411002:50 РФ, суд первой инстанции правильно руководствовался разъяснениями, содержащимися в п. 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которым, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Как верно отмечено судом первой инстанции, иск о признании вещного права отсутствующим может быть удовлетворен в следующих случаях: 1) иск о признании права отсутствующим является средством устранения двойной регистрации одного и того же объекта недвижимости в ЕГРН когда право на спорную вещь зарегистрировано как за истцом, так и за ответчиком; 2) если объект, ранее зарегистрированный в ЕГРН, не обладает признаками недвижимости, то запись из реестра устраняется на основании решения суда по требованию заинтересованного лица о признании права отсутствующим; 3) иск о признании права отсутствующим может применяться в целях изменения записи в ЕГРН о наличии обременения путем заявления требования о признании обременения отсутствующим.
Вышеуказанные обстоятельства по данному делу не установлены.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в удовлетворении апелляционной жалобы истца следует отказать.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 марта 2021 года по делу N А55-2762/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Митина |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2762/2020
Истец: Администрация сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области
Ответчик: Администрация городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области
Третье лицо: AО "Балашейские пески", АО "Балашейские пески", АО "Балашейские пески", Территориальное управление Росимущества в Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ ФКП РОСРЕЕСТРА ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ