г. Киров |
|
03 июня 2021 г. |
Дело N А82-1357/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.03.2021 по делу N А82-1357/2021
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН: 7606053324, ОГРН: 1057601091151)
к Ярославской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
(ИНН: 7604040739, ОГРН: 1027600689621),
третьи лица: Правительство Ярославской области (ИНН: 7604003720, ОГРН: 1027600684308), Департамент финансов Ярославской области (ИНН: 7604002902, ОГРН: 1027600695363),
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Компания, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к Ярославской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент ЖКХ, ответчик, заявитель) о взыскании 29882166,21 рублей убытков в виде межтарифной разницы, возникшей в период с мая по сентябрь 2020 года, а также расходов по уплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ярославской области, Департамент финансов Ярославской области.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 02.03.2021 исковые требования удовлетворены.
Департамент ЖКХ с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.03.2021 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя, выплата убытков истцу должна осуществляться за счет средств бюджета Ярославской области (из казны Ярославской области) в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Департаменту ЖКХ на предоставление субсидий в текущем году. Департаментом ЖКХ оплата субсидий осуществляется по мере бюджетного финансирования, то есть исполнения доходной части бюджета Ярославской области.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 06.04.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 07.04.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Компания в отзыве на апелляционную жалобу доводы Департамента ЖКХ отклонила, просит оставить решение суда без изменения.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.04.2020 между Департаментом ЖКХ (главный распорядитель средств) и Компанией (получатель субсидии) заключен договор N 000875-0001/ДогЭСД20, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2020 году Компании субсидий на возмещение убытков, возникающих в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов в соответствии с законами Ярославской области от 02.12.2013 N64-з "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ярославской области" и от 02.12.2013 N65-з "О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ярославской области".
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 21.07.2020 субсидия предоставляется из областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Департаменту ЖКХ на предоставление субсидий в 2020 году. Размер субсидии, предоставляемой в соответствии с договором, составляет 124162804 рублей.
Главный распорядитель средств ежеквартально, не позднее последнего рабочего дня, перечисляет субсидии в соответствии с договором в пределах утвержденного кассового плана расходов областного бюджета на текущий квартал на расчетный счет получателя субсидии, открытый в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации. Перечисление субсидии осуществляется по платежным реквизитам получателя субсидии, указанным в разделе 8 договора (пункты 3.2, 3.3 договора).
Письмом от 21.12.2020 ответчик сообщил истцу о принятом решении о предоставлении субсидии из областного бюджета за май-сентябрь 2020 года в размере 29882166,21 рублей.
Поскольку денежные средства истцом получены не были, Компания обратилась к Департаменту с претензией от 14.12.2020 N 0001/6024, неисполнение требований которой послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решение суда, исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
В рассматриваемом случае истцом к взысканию предъявлены убытки, возникшие в связи с осуществлением регулируемого вида деятельности по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению.
Согласно пункту 2 статьи 157, пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
Согласно статьям 5, 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся, в том числе установление тарифов.
Реализация функции органов государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации также предусмотрена подпунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Законами Ярославской области от 02.12.2013 N 64-з "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ярославской области", от 02.12.2013 N 65-з "О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ярославской области" правом на льготные тарифы наделены физические лица - собственники или наниматели жилых помещений, являющиеся потребителями коммунальных услуг по отоплению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) водоотведению на территории Ярославской области; лица, приобретающие коммунальные ресурсы для оказания коммунальных услуг, в части объёмов оказанных физическим лицам коммунальных услуг. Установлено, что компенсация выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов, осуществляется за счёт средств областного бюджета в виде субсидий юридическим лицам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
24.07.2014 Постановлением Правительства Ярославской области утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций N 721-п (далее - Порядок N 721-п), который определяет цели, условия и механизм предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций. Целью предоставления субсидий является возмещение убытков, возникающих в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов в соответствии с Законами Ярославской области от 02.12.2013 N64-з "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ярославской области" и от 02.12.2013 N65-з "О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ярославской области".
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4, 2.2 Порядка N 721-п субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям: теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в процессе осуществления деятельности которых возникают убытки, связанные с установлением льготных тарифов, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, иностранных юридических лиц. Главным распорядителем бюджетных средств является департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Субсидии предоставляются на основании договора, ежемесячных отчетов и документов, подтверждающих размер недополученных доходов коммунальных ресурсов (услуг).
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается и не оспаривается участвующими в деле лицами, что Компания в спорный период являлось единой теплоснабжающей организацией, поставляющей коммунальные ресурсы, в отношении многоквартирных жилых домов на территории города Ярославля и Ярославского муниципального района, получая оплату от конечных потребителей за оказанные услуги на основании льготных тарифов. В то же время, экономически обоснованные тарифы, установленные для Компании, превышали размер льготных тарифов.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (пункт 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 Постановления N 87 (далее - постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума N 87).
В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Ссылка заявителя на то, что оплата субсидий осуществляется по мере бюджетного финансирования, несостоятельна, поскольку данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.03.2021 по делу N А82-1357/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1357/2021
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N2"
Ответчик: ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ В ЛИЦЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ЭНЕРГЕТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ, Правительство ЯО