г. Владимир |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А11-2491/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.06.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя генерального директора - технического директора общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" (ИНН 3329088445, ОГРН 1163328068200) Белышева Алексея Евгеньевича на решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.04.2021 по делу N А11-2491/2021, принятое по заявлению Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении заместителя генерального директора - технического директора общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" Белышева Алексея Евгеньевича к административной ответственности предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие представитель Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Палагута С.Б. по доверенности от 21.12.2020 N Д-210-77 сроком действия до 31.12.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании); заместитель генерального директора - технического директора общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" Белышев Алексей Евгеньевич - лично, представлен паспорт гражданина Российской Федерации, по устному ходатайству участвует представитель Гордеева О.Ю.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" о привлечении заместителя генерального директора - технического директора общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" Белышева Алексея Евгеньевича к административной ответственности предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение потребителем электрической энергии установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате.
Установив в действиях Белышева А.Е. признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Управления составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 02.02.2021 N 9.3-1461-Пр/028В-2021.
Поскольку в силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о привлечении к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственны судьям арбитражных судов, Управление обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении заместителя генерального директора - технического директора общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" Белышева Алексея Евгеньевича к административной ответственности.
Решением от 16.04.2021 заявленное требование удовлетворено, Белышев А.Е. привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В апелляционной жалобе Белышев А.Е. указывает, что ни один банк не предоставил условия для получения банковской гарантии, предоставить банковскую гарантию было неисполнимо. В виду невозможности предоставить банковскую гарантию, общество предпринимало все возможности погасить имеющуюся задолженность путем обращения в суд с исками к должникам.
Считает, что назначенный штраф является несоразмерным характеру совершенного административного правонарушения, просит применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Белышев А.Е. и его представитель в судебном заседании поддержали апелляционную жалобу.
Представитель Управления в судебном заседании огласил позицию по апелляционной жалобе, просит оставить решение суда без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определяются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно пункту 6 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности). При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые не имеют неисполненных обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В случае если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) предоставляется потребителями электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными гарантирующими поставщиками в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии).
Указанными в настоящем пункте потребителями электрической энергии по согласованию с гарантирующим поставщиком может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 255 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442) потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам N 442, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
Гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 255 настоящего документа потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) (пункт 256 Правил N 442).
Величина обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), подлежащего предоставлению потребителем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, определяется гарантирующим поставщиком и не может превышать размер задолженности потребителя по оплате электрической энергии (мощности), послуживший основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств (пункт 257 Правил N 442).
Потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств (пункт 258 Правил N 442).
Срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется гарантирующим поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения потребителем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) (пункт 259 Правил N 442).
В случае неисполнения потребителем, соответствующим предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) до истечения срока предоставления обеспечения, предусмотренного указанным в пункте 256 настоящего документа уведомлением, и при наличии у указанного потребителя задолженности перед гарантирующим поставщиком, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, гарантирующий поставщик направляет в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сведения, указанные в пункте 262 настоящего документа, а также информацию и оригиналы документов (заверенные надлежащим образом копии документов), как указано в пункте 264 Правил N 442.
Из материалов дела следует, что между обществом с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" (гарантирующим поставщиком) и обществом с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" (абонентом) заключён договор энергоснабжения N 33600001002210, в соответствии с пунктом 1.1 которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу абоненту электрической энергии (мощности) и урегулировать отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса энергоснабжения абонента, а абонент - оплачивать поставленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в порядке, предусмотренном договором.
Во исполнение условий договора общество с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" в период с марта по апрель 2020 года поставило абоненту электрическую энергию (акты приёма-передачи электроэнергии (мощности) от 31.03.2020 N 336040105200, от 30.04.2020 N 336040106790) и выставило для оплаты счета-фактуры от 31.03.2020 N 336040105200, от 30.04.2020 N 336040106790. Поставленный ресурс абонент не оплатил, в связи с чем у него перед гарантирующим поставщиком образовалась задолженность в сумме 751 035 рублей 28 копеек, что превышает двойной размер среднемесячной величины его обязательств по оплате (акт сверки расчётов от 30.04.2020 N 3320031886).
Общество с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" направило в адрес общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" уведомление от 01.06.2020 N ЭВ/02/05/200 об обязанности произвести оплату потреблённой электроэнергии (мощности) в полном объёме либо в срок не позднее 60 дней со дня получения уведомления предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электроэнергии (мощности) в сумме 751 035 рублей 28 копеек на срок 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств. Данное уведомление получено абонентом 10.06.2020. В течение установленного в уведомлении срока общество с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" не было предоставлено обеспечение исполнения обязательств (банковская гарантия).
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Белышева А.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
В данном случае как верно установил суд первой инстанции, Белышев А.Е. является субъектом вменяемого правонарушения.
Согласно решению Арбитражного суда Владимирской области от 29.01.2021 по делу N А11-13268/2020, суд признал доказанным наличие в действиях Белышева А.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установив такие признаки состава как субъект правонарушения и субъективная сторона.
Кроме того как верно отмечено судом первой инстанции, должностная инструкция заместителя генерального директора - технического директора общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" действует с 09.01.2018, то есть в момент принятия Арбитражным судом Владимирской области решения от 29.01.2021 по делу N А11-13268/2020 позволяла суду установить обстоятельство неисполнения должностных обязанностей в рамках вменяемого правонарушения.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Возложение спорной обязанности на заместителя генерального директора - технического директора общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс", кроме пункта 3.28 должностной инструкции, также подтверждается ответом генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" Курылёва М.А.
Данное обстоятельство в рамках дела N А11-13268/2020 не оспаривалось Белышевым А.Е., судебный акт от 29.01.2021 не обжалован.
Ссылка Белышева А.Е. на доверенность от 11.01.2021 N 10 с определённым объёмом переданных ему полномочий обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку данная доверенность выдана за пределами срока совершения правонарушения. Также данная доверенность не может быть признана как допустимое доказательство, поскольку должностные обязанности заместителя генерального директора - технического директора общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" перечислены в должностной инструкции.
Ссылка Белышева А.Е. на ответ Сбербанка от 17.04.2020 N 8611-64-исх/92 правомерно не принята судом первой инстанции, поскольку не подтверждает принятие мер по получению банковской гарантии именно в целях обеспечения исполнения обязательств по уведомлению от 01.06.2020 N ЭВ/02/05/200.
Таким образом, доказательства, свидетельствующие о том, что заместитель генерального директора - технический директор общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" Белышев А.Е. предпринял все зависящие от него меры, направленные на предотвращение указанного нарушения, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Факт совершения Белышевым А.Е. как должностным лицом правонарушения, предусмотренного статьёй 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлен судом и подтверждён материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 25.02.2021 N 9.3-1461-Пр/028В-2021.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Белышева А.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив характер правонарушения и роль правонарушителя, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о невозможности применения к совершенному предпринимателем правонарушению статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Привлечение Белышева А.Е. к административной ответственности осуществлено судом первой инстанции в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание в виде административного штрафа назначено Белышеву А.Е. по правилам пункта 2 части 3 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера правонарушения, обстоятельств его совершения.
Повторно исследовав и оценив обстоятельства совершенного Белышевым А.Е. правонарушения, степень его вины, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для уменьшения штрафа и замены наказания на предупреждение.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Таким образом, Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается, в связи с чем уплаченная Белышевым А.Е. при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 300 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.04.2021 по делу N А11-2491/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу заместителя генерального директора - технического директора общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" Белышева Алексея Евгеньевича оставить без удовлетворения.
Возвратить Белышеву Алексею Евгеньевичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей, уплаченную по чеку от 20.04.2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-2491/2021
Истец: ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Ответчик: Белышев Алексей Евгеньевич
Третье лицо: ООО "ВЛАДТЕПЛОРЕСУРС", ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ