город Ростов-на-Дону |
|
03 июня 2021 г. |
дело N А53-37424/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.,
при участии:
от ответчика: директора Никуленковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Новочеркасска
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 30 марта 2021 года по делу N А53-37424/2020
по иску муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" города Новочеркасска
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунальщик"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" города Новочеркасска (далее - предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунальщик" (далее - общество, ответчик) о взыскании задолженности по оплате безучетного водопотребления в размере 1 412 381 руб. 34 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что истцом был выявлен факт установки сбросных кранов в количестве 10 штук на стояках системы холодного водоснабжения многоквартирного дома (далее - МКД), находящегося в управлении общества, что свидетельствует о самовольном пользовании системой водоснабжения без наличия соответствующих приборов учета, т.к. объект фактически потребленной воды не подлежит учету. Истец произвел расчет платы за объем потребленной воды, исходя из пропускной способности трубы.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.03.2021в удовлетворении исковых требований отказано, с предприятия в доход федерального бюджета взыскано 27 124 руб. государственной пошлины по иску.
Решение мотивировано тем, что ответчик является не абонентом, а исполнителем коммунальных услуг в отношении спорного МКД, при этом сбросные краны на стояках системы холодного водоснабжения являются общим имуществом МКД, находятся в границах балансовой принадлежности ответчика. На момент заключения между сторонами договора водоснабжения N 4029 от 31.10.2017 прибор учета ХВС отсутствовал, как и на момент проведения истцом обследования от 17.07.2020. Суд первой инстанции указал на то, что условиями договора предусмотрен расчет платы за водоснабжение и водоотведение в отсутствие ОДПУ по нормативу с повышающим коэффициентом, при этом в норматив по содержанию общего имущества включены технологические потери, расходы на полив, влажную уборку мест общего пользования. Поскольку истцом не доказано осуществление ответчиком действий по самовольной врезке в систему холодного водоснабжения, использования внутридомовой воды на какие-либо иные цели, кроме содержания общего имущества МКД, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Предприятие обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления и сводятся к тому, что расчет истца, произведенный в соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776, является верным. Истец настаивает на том, что ответчик не обращался к истцу за получением технических условий в отношении сбросных кранов и внесением изменений в ранее выданные технические условия.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать предприятию в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец в судебное заседание представителей не направил, будучи извещенным о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей указанного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между предприятием и обществом был заключен договор на водоснабжение и водоотведение от 31.10.2017 N 4029, согласно условиям которого предприятие осуществляет подачу холодной питьевой воды, а абонент обязуется производить оплату за поставленный объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в сроки и на условиях, предусмотренных договором, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется потребление коммунального ресурса потребителями.
Истец указывает на то, что 17.07.2020 сотрудниками предприятия в целях обследования состояния водопроводного и канализационного хозяйства в МКД, расположенном по адресу: г. Новочеркасск, ул. Буденовская, д. 159/2, был произведен осмотр, в ходе которого выявлено нарушение эксплуатации водопроводного хозяйства (системы водоснабжения), а именно: установка сбросных кранов в количестве 10 штук на стояках системы холодного водоснабжения МКД.
Прибор учета воды ВСКМ 90-50 снят с учета в 2017 году. По данному факту был составлен акт от 17.07.2020 обследования состояния водопроводного и канализационного хозяйства и акт N 000181 о неучтенном потреблении водоснабжения и (или) водоотведения при договорном/безучетном потреблении. В ходе данных мероприятий проводилась видеосъемка. Акты подписаны ответчиком без замечаний. В соответствии с приложением N 2 к договору МКД находится в управлении общества.
Истец полагает, что действия ответчика по установке сбросных кранов в количестве 10 штук на стояках системы холодного водоснабжения МКД для открытого, неограниченного и безучетного пользования системой водоснабжения жителями данного дома являются нарушением действующего законодательства, то есть самовольным пользованием системой водоснабжения без наличия соответствующих приборов учета, т.к. в данной ситуации невозможно отследить объем фактически потребленной воды.
На основании акта от 17.07.2020 N 000181 истцом произведен расчет за период с 17.07.2020 по 17.07.2020 в соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 776 от 04.09.2013.
Расчет по акту составил 35 648,29 мЗ на сумму 1 412 381 руб. 34 коп. Формула расчета пропускной способности трубы (Q): Q = S х V х Т, мЗ S - площадь сечения трубопровода, кв.м., V - скорость движения воды 1,2 м/с, Т - время пользования системой водоснабжения и канализации, площадь сечения трубы (S) определяется по формуле: S = П х (D)2/4, кв.м., П (пи) - математическая константа, выражающая отношение длины окружности к длине ее диаметра (3,14), D - диаметр присоединения водопровода.
В соответствии с расчетом истца на стороне ответчика имеется задолженность на сумму 1 412 381 руб. 34 коп.
В соответствии с пунктом 7.5 договора истцом в адрес ответчика была направлена претензия (N 2931/05 от 30.07.2020) о погашении задолженности за самовольное пользование системой водоснабжения, которая была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В порядке пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из части 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ следует, что к договору водоснабжении применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и не противоречит существу договора водоснабжения.
В силу статьи 2 Закона N 416-ФЗ коммерческий учет воды и сточных вод - определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений или расчетным способом.
Закон N 416-ФЗ не предусматривает понятия бездоговорного водоснабжения и водоотведения. Коммерческий учет относится к определению задолженности как по заключенному договору, так и при самовольном присоединении и пользовании централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения - пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.
Согласно пункту 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль за наличием фактов самовольного пользования и (или) самовольного подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принимать меры по предотвращению таких фактов.
В части 10 статьи 20 Закона N 416-ФЗ, а также в пункте 14 Правил N 776 указано, что коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения.
Подпунктом "а" пункта 16 Правил N 776 предусмотрено, что применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1, 2 метра в секунду используется при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).
В обоснование довода о самовольном пользовании ответчиком системой водоснабжения истцом в материалы дела представлены акт от 17.07.2020 обследования состояния водопроводного и канализационного хозяйства и акт N 000181 о неучтенном потреблении водоснабжения и (или) водоотведения при договорном/безучетном потреблении. При расчете платы за объем фактически потребленной воды истцом применен подпункт "а" пункта 16 Правил N 776.
Судом первой инстанции установлено, что между сторонами заключен договор N 4029 от 31.10.2017, согласно которому предприятие осуществляет подачу коммунальных ресурсов, а общество обязуется производить оплату за поставленный объем ресурсов.
В данном случае общество, в силу закона и заключенного договора, является не абонентом, как указал истец, а исполнителем коммунальных услуг по подаче коммунальных ресурсов потребителям (собственникам помещений в МКД) и использует коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества МКД. Перечень МКД, на которые распространяется действие заключенного договора, указан в приложении N 2 к договору.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 644 к отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 776 указанные правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Договорные отношения по поставке коммунального ресурса на содержание общего имущества урегулированы жилищным законодательством, а именно: Правилами N 354 и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124). Таким образом, в спорных отношениях и должны применяться указанные нормативно-правовые акты жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, истцом неверно при расчете применены Правила N 776, поскольку спорные правоотношения регулируются Правилами N 124).
Нормы жилищного законодательства Российской Федерации, в том числе Правила N 124, не содержат понятия безучетного потребления коммунального ресурса, являются специальными перед общими отраслевыми нормами о водоснабжении, которые применяются в случаях начисления объемов потребленных коммунальных ресурсов в случае утраты, выхода из строя или отсутствия общедомового прибора учета МКД.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.
Согласно положениям статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса.
Учитывая вышеизложенное, находящиеся в контуре дома (в т.ч. подвал) стояки с кранами (запорными устройствами) и ответвления на них, лежак, стояки, вводные краны в квартиры, поливные краны, технологические штуцера для заполнения системы отопления при промывке и опрессовке системы отопления, технологические штуцера для установки манометров, датчиков давления и сухого хода и т.д. входят в состав общего имущества МКД N 159/2. Наличие водоразборных устройств, штуцеров и прочих устройств на системе ХВС, отнесенных к общему имуществу МКД, предусмотрено пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Таким образом, согласно пункту 8 Правил N 491 от фундамента дома лежак, ответвления стояков и, соответственно, сбросные краны на стояках, поливные краны, технические краны используются для обслуживания общего имущества, являются общим имуществом спорного МКД, находятся в границах балансовой принадлежности общества.
Ввиду изложенного, довод истца о необходимости выдачи технических условий на установку спорных кранов, а также на иное имеющееся или устанавливаемое общее имущество собственников МКД оборудование, находящееся в границах эксплуатационной ответственности ответчика и не входящего в зону эксплуатационной ответственности истца, является не обоснованным.
Выдаваемые ресурсоснабжающей организацией технические условия содержат информацию о местонахождении точки технического присоединения, напоре, диаметре и материале трубопровода. В документе указывается срок подключения хозяйства к сети. Технические условия содержат данные о схеме присоединения объекта к централизованному водопроводу и канализации.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что на установку кранов и иные действия, связанные с внутридомовыми инженерными сетями, технические условия поставщик выдавать не может ввиду нахождения этих сетей в зоне балансовой принадлежности исполнителя коммунальных услуг.
Судом учтено, что в техническом паспорте МКД (архивная версия на 19.09.1992) отсутствуют не только сбросные краны системы водоснабжения в подвале, но и все системы водоснабжения и водоотведения как в подвале, так и в доме в целом (как равно и системы отопления и электроснабжения).
В соответствии с пунктом 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 921 от 04.12.2000, по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Министерством экономического развития Российской Федерации в письме N Д23-3624 от 05.11.2009 "О формах технических паспортов объектов капитального строительства" даны следующие разъяснения.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. При этом общее имущество в многоквартирном доме согласно действующему законодательству не является объектом капитального строительства. В связи с чем государственный технический учет и техническая инвентаризация могут быть осуществлены лишь в отношении отдельных объектов недвижимости, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (отдельных помещений).
Таким образом, ссылка истца на отсутствие отраженных в техпаспорте объектов, не являющихся объектами капитального строительства (как кранов, так и лежака водоснабжения в подвале дома, на которых они установлены), безосновательна.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств того, что спорные краны в количестве 10 штук являются самовольными врезками в систему МКД.
Таким образом, доводы истца о самовольном пользовании ответчиком системой централизованного водоснабжения не соответствуют представленным в материалы дела доказательствам.
Сторонами не оспаривается, что, в связи с отсутствием в МКД введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета воды, расчет потребления водоснабжения предоставленного на общедомовые нужды производится исходя из норматива на содержание общего имущества в МКД.
Судом первой инстанции установлено, что в приложении N 2 к договору (столбец 8) указана информация о наличии или отсутствии общедомового прибора учета водоснабжения в каждом из перечисленных МКД. Из приложения N 2 следует, что в МКД N 159/2 на дату заключения договора между сторонами, прибор учета ХВС отсутствовал.
Порядок определения коммунального ресурса для СОИ при отсутствии прибора учета расчетным способом в рамках действующего законодательства согласован сторонами в приложении N 3 к договору (пункт 1.3), его стоимость - в пункте 2.2 приложения N 3. Данные положения договора соответствуют требованиям пункта 8 Правил N 491.
Расчет, согласно приложению N 3 договора, включает в норматив по СОИ расходов ХВС услуги, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, указанные в постановлении N 290 (полив, технологические потери влажная уборка мест общего пользования).
Из материалов дела следует, что ответчиком был сделан запрос в Региональную службу по тарифам Ростовской области о расходах ХВС, включаемых в норматив по СОИ, согласно ответу на который в норматив СОИ, начисляемый ГВС в адрес управляющей компании в рамках заключенного договора, учтены возможные технологические потери, расходы на полив, влажную уборку мест общего пользования.
Оплата за водоснабжение, водоотведение на содержание общего имущества дома управляющей организацией в отсутствие ОДПУ оплачивается в соответствиями условиями договора водоснабжения: в отсутствии ОДПУ - по нормативу с повышающим коэффициентом.
Порядок расчета, предусмотренный договором между сторонами в отсутствии установленного прибора учета (путем произведения площади мест общего пользования дома на норматив СОИ, утвержденный Региональной службой по тарифам Ростовской области (постановление от 28.09.2017 N 42/24)), реализуется истцом путем ежемесячного предъявления к оплате расходов на СОИ.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств того, что управляющая компания использует воду из внутридомовых сетей на другие нужды, кроме как на содержание общего имущества дома.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал предприятию в удовлетворении исковых требований.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30 марта 2021 года по делу N А53-37424/2020 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-37424/2020
Истец: МУП "ГОРВОДОКАНАЛ" Г.НОВОЧЕРКАССКА
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КОММУНАЛЬЩИК"