г. Санкт-Петербург |
|
03 июня 2021 г. |
Дело N А56-112599/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11725/2021) ИП Вэкару Ирина Александровна на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2021 по делу N А56-112599/2020 (судья Сундеева М.В.), принятое
по иску Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга
к ИП Вэкару Ирина Александровна
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Вэкару Ирины Александровны (далее - Предприниматель, ответчик) 374 000 руб. средств субсидии на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат в соответствии с программой "Субсидирование части арендных платежей субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность в сфере легкой промышленности", предоставленной по договору от 10.08.2017 N 9/А17.
Решением суда от 25.03.2021, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Предприниматель направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что согласно пункту 3 Дополнительного соглашения к Договору, Предприниматель имела возможность сократить численность работников на 0,6 работника, что не представляется возможным, в связи с чем считает возможным в данном случае сокращение среднесписочной численности работников на одну единицу. Ссылается на добросовестное исполнение обязательств по Договору.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (далее - КРППР) от 09.08.2017 N 4064-р "О предоставлении субсидий" Индивидуальному предпринимателю Вэкару Ирине Александровне (далее - ИП Вэкару И.А., получатель субсидии) предоставлена субсидия на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге в целях возмещения затрат в соответствии со специальной программой "Субсидирование части арендных платежей субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность в сфере легкой промышленности", утвержденной распоряжением КРПТТР от 26.10.2015 N 4604-р (далее - специальная программа), в размере 374.000 рублей 00 копеек (платежное поручение от 21.08.2017 N 2526268), с получателем субсидии заключен договор от 10.08.2017 N 9/А17 о предоставлении субсидии из бюджета Санкт-Петербурга на возмещение затрат в соответствии со специальной программой "Субсидирование части арендных платежей субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность в сфере легкой промышленности" (далее - Договор).
Сопроводительным письмом от 02.04.2019 N 01/020419 (Вх-6457/19-0-0 от 04.04.2019) получатель субсидии представил в Комитет отчетность о достижении показателей результативности, в том числе, сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (форма по КНД 1110018) по состоянию на 01.01.2018 (за 2017 год), сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (форма по КНД 1110018) по состоянию на 01.01.2019 (за 2018 год) и штатное расписание от01.01.2019N 1.
Из представленных получателем субсидии документов следует, что среднесписочная численность работников получателя субсидии на 01.01.2018 (за 2017 год) составляла 3 человека, а на 01.01.2019 (за 2018 год) - 2 человека.
Таким образом, снижение среднесписочной численности работников за 2018 год относительно аналогичных показателей за предыдущий год составило более 20%, а именно 33,3%, что в силу п. 3.9.1 Порядка свидетельствует о недостижении получателем субсидии одного из двух целевых показателей эффективности использования субсидии.
В соответствии с пунктами 5.1 - 5.4, 5.6 Порядка, пунктами 5.6 - 5.18 Порядка, утвержденного распоряжением, пунктами 5.2 - 5.7 Договора Комитет с 01.05.2018 до 30.11.2019 проводит проверку соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии, а также соблюдения получателем субсидии условий договора о предоставлении субсидии, по результатам которой составляет акт проведения проверки (далее - акт).
В случае выявления при проведении проверки нарушений получателем субсидии условий ее предоставления Комитет одновременно с подписанием акта направляет получателю субсидии уведомление о нарушениях условий предоставления субсидии (далее - уведомление), в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения получателем субсидии.
В случае неустранения нарушений в установленные в уведомлении сроки Комитет в течение пяти рабочих дней со дня истечения указанных сроков принимает решение о возврате в бюджет Санкт-Петербурга субсидии, полученной получателем субсидии, в форме распоряжения и направляет копии указанного распоряжения получателю субсидии и в Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга вместе с требованием, в котором предусматриваются: подлежащая возврату в бюджет Санкт-Петербурга сумма денежных средств, а также сроки ее возврата; код бюджетной классификации Российской Федерации, по которому должен быть осуществлен возврат субсидии.
Получатель субсидии обязан осуществить возврат субсидии в течение семи рабочих дней со дня получения требования и копии распоряжения, указанных в пункте 5.3 Порядка.
В случае если средства субсидии не возвращены в бюджет Санкт-Петербурга получателем субсидии в установленный в пункте 5.4 Порядка срок. Комитет в течение 15 рабочих дней со дня истечения срока, установленного в пункте 5.4 Порядка, направляет в суд исковое заявление о возврате субсидий в бюджет Санкт-Петербурга.
В соответствии с Планом проведения проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий и условий договоров о предоставлении субсидий, утвержденным распоряжением КРППР от 23.11.2018 N 6685-р, на основании распоряжения КРППР от 29.05.2019 N 2885-р "О проведении проверки соблюдения индивидуальным предпринимателем Вэкару Ириной Александровной условий, целей и порядка предоставления субсидии" КРППР проведена проверка в отношении получателя субсидии, по результатам которой составлен акт от 07.06.2019. 07.06.2019 КРППР в адрес получателя субсидии направлено уведомление о нарушении условий договора о предоставлении субсидии N Исх-8847/19-0-0, содержащее предложение устранить выявленное в ходе проверки нарушение в срок до 06.07.2019.
В связи с неустранением получателем субсидии выявленного нарушения в установленный срок Комитетом 11.07.2019 издано распоряжение N 4135-р "О возврате субсидий в бюджет Санкт-Петербурга", согласно пункту 1 которого получателю субсидии предписано осуществить возврат в бюджет Санкт-Петербурга субсидии в размере 374.000 руб. рублей 00 копеек в течение семи рабочих дней со дня получения требования о возврате субсидии в бюджет Санкт-Петербурга и копии указанного распоряжения.
Копия указанного распоряжения и требование о возврате субсидии в бюджет Санкт-Петербурга от 15.07.2019 N 11144/19-0-0 направлены ответчику заказным почтовым отправлением.
На момент подачи иска в суд средства субсидии в бюджет Санкт-Петербурга получателем субсидии не возвращены.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения с иском в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их в полном объеме.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 7 Закона N 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться, в том числе, меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, установлены статьей 10 Закона N 209-ФЗ, которая предоставляет право органов государственной власти субъектов Российской Федерации передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления и не предусматривает передачу таких полномочий юридическим лицам.
Статьей 14 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются, в числе других: равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах (пункт 3); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом о защите конкуренции (пункт 4); открытость процедур оказания поддержки (пункт 5).
На основании пункта 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктами 2.2.7, 3.9, 3.9.1 Порядка предоставления в 2017 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.2017 N 248 (далее - Порядок), пунктами 2, 6.2.1 договора субсидия предоставляется при условии наличия обязательства получателя субсидии по достижению целевых показателей эффективности использования субсидии, указанных в пункте 3.9 Порядка.
Целевые показатели эффективности использования субсидии получателем субсидии делятся на общие и специальные показатели.
Общими целевыми показателями эффективности использования субсидии получателем субсидии по специальной программе являются: среднесписочная численность работников получателя субсидии; минимальный размер заработной платы на одного работника.
Получатель субсидии считается достигшим целевых показателей эффективности использования субсидии, указанных в пункте 3.9.1 Порядка, при условии: снижения не более чем на 20 процентов среднесписочной численности работников за 2018 год относительно аналогичных показателей за предыдущий год; установления в 2018 году минимального размера заработной платы, приходящегося на одного работника, не менее минимального размера заработной платы, установленного на территории Санкт-Петербурга Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2018 год.
Поскольку порядком не предусмотрены исключительные ситуации применения данного показателя в зависимости от сложившихся обстоятельств, он применяется ко всем получателям субсидии без исключения.
В силу раздела 4 Порядка, пунктов 5.1, 5.2 Порядка представления и рассмотрения заявлений и документов на участие в конкурсных отборах на право получения в 2017 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, проведения конкурсного отбора, принятия Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга решений о предоставлении в 2017 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, оценки соответствия претендентов на получение в 2017 году субсидий критериям определения победителей конкурсного отбора, представления отчетности об использовании субсидий, утвержденного распоряжением КРППР от 03.05.2017 N 2039-р, приложения к Договору, получатель субсидии до 15.04.2019 представляет в Комитет сопроводительным письмом документы, подтверждающие достижение целевых показателей эффективности использования субсидии, установленных Порядком.
Достижение общих целевых показателей эффективности использования субсидии подтверждается следующими документами: копиями справок о среднесписочной численности работников получателя субсидий за 2017 и 2018 календарные годы с отметкой территориального налогового органа или с приложением копий уведомлений, подтверждающих направление документов в налоговые органы в виде почтового отправления с описями вложений, или с приложением копий извещений о вводе сведений, подтверждающих направление документов в налоговые органы в электронной форме, заверенными надлежащим образом; копией действующего штатного расписания получателя субсидий, заверенной надлежащим образом; копией годового расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 2018 год (Форма 6-НДФЛ), с отметкой территориального налогового органа, или с приложением копий уведомлений, подтверждающих направление документов в налоговые органы в виде почтового отправления с описями вложений, или с приложением копий извещений о вводе сведений, подтверждающих направление документов в налоговые органы в электронной форме, заверенных надлежащим образом; пояснительной запиской к штатному расписанию и расчету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (Форма 6-НДФЛ), содержащей пояснения о количестве работников получателя субсидий, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству в соответствии с представленным штатным расписанием, заверенной надлежащим образом.
Получатель субсидии обязан осуществить возврат субсидии в течение семи рабочих дней со дня получения требования и копии распоряжения, указанных в пункте 5.3 Порядка.
В случае если средства субсидии не возвращены в бюджет Санкт-Петербурга получателем субсидии в установленный в пункте 5.4 Порядка срок, Комитет в течение 15 рабочих дней со дня истечения срока, установленного в пункте 5.4 Порядка, направляет в суд заявление о возврате субсидий в бюджет Санкт-Петербурга.
Из представленных получателем субсидии документов следует, что среднесписочная численность работников получателя субсидии на 01.01.2018 (за 2017 год) составляла 3 человека, а на 01.01.2019 (за 2018 год) - 2 человека.
Таким образом, следует признать, что снижение среднесписочной численности работников за 2018 год относительно аналогичных показателей за предыдущий год составило более 20%, а именно 33,3%, что в силу п. 3.9.1 Порядка свидетельствует о недостижении получателем субсидии одного из двух целевых показателей эффективности использования субсидии.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что полученная Предпринимателем субсидия подлежит возврату в бюджет Санкт-Петербурга.
В связи с вышеизложенным оснований для отмены или изменения решения апелляционным судом не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 марта 2021 года по делу N А56-112599/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-112599/2020
Истец: КОМИТЕТ ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И ИННОВАЦИЯМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: ИП Вэкар Ирина Александровна, ИП Вэкару Ирина Александровна