г. Санкт-Петербург |
|
04 июня 2021 г. |
Дело N А56-102029/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе: судьи Баженовой Ю.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от заявителя: представитель Плиев Р.С. по доверенности от 02.02.2021;
от заинтересованного лица: представитель Мифтахова Е.В. по доверенности от 10.09.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11021/2021) общества с ограниченной ответственностью Мебельная фирма "Лик ЛТД" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2021 по делу N А56-102029/2020 об оставлении заявления без рассмотрения, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью мебельная фирма "Лик ЛТД" (192171, Санкт-Петербург, улица Седова, дом 73А, литер Д, помещение N1, ОГРН: 1037843039959, ИНН: 7825411389) об установлении факта, имеющего юридическое значение, с участием в качестве заинтересованного лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г.Санкт-Петербургу (190031, Россия, Санкт-Петербург, Большая Морская ул., д. 40, литера А, ОГРН: 1047855154401, ИНН: 7840308932)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Мебельная фирма "Лик ЛТД" (далее - Истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение - признании объекта недвижимости, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Седова д. 73а, лит. Д, кадастровый номер 78:7136:6:41, выбывшим из состава защитных сооружений гражданской обороны.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г.Санкт-Петербургу (далее - Управление)
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2021 заявление общества с ограниченной ответственностью Мебельная Фабрика "ЛИК ЛТД" оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с определением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции при вынесении определения не учитывалось, что право собственности на Объект с 2006 года принадлежит Обществу на праве собственности, и оно лишь просит в судебном порядке снять обременение в виде признания объекта недвижимости выбывшим из состава защитных сооружений гражданской обороны..
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
Как указывает Общество, оно является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Седова д.73а, лит.Д, на основании договора купли-продажи от 02.05.2006.
Общество направило в адрес Управления письмо от 22.07.2020 с требованием исключить объект недвижимости, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул.Седова, д.73а, лит.Д, из состава защитных сооружений состава гражданской обороны, а также предоставить документы, на основании которых указанный объект недвижимости был включен в состав защитных сооружений гражданской обороны под инвентарным номером 1827, а также копию технического паспорта объекта и документы об инвентаризации.
В ответ Управление направило в адрес Общества письмо от 25.08.2020 N 14791-5-1-2, в котором сообщило, что по учетным данным Управления, а так же по итогам инвентаризаций защитных сооружений гражданской обороны, проведенных в 2014 и 2018 годах, по адресу: Санкт-Петербург, ул.Седова, д.73а, лит.Д, числится защитное сооружение гражданской обороны инв.N 1827 (далее - ЗС ГО), указанное ЗС ГО из учета не выбывало, тип, класс и статус объекта не изменялся.
Ссылаясь на то, что спорный объект не может быть отнесен к ЗС ГО, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии спора о праве и оставил заявление Общества без рассмотрения.
Согласно части 2 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции, за исключением случаев, предусмотренных АПК РФ, рассматриваются судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично.
Законность и обоснованность обжалуемого определения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
В соответствии со статьями 30 и 218 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 219 АПК РФ заявитель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
Заявления об установлении юридических фактов направлены на устранение сомнений в отношении прав и обязанностей заявителя в сфере гражданских правоотношений, возникающих из предпринимательской и иной экономической деятельности, и вызваны, в частности, утерей или невозможностью восстановления документов, подтверждающих наличие тех или иных правоотношений.
В соответствии с частью 3 статьи 221 АПК РФ при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.
Из материалов дела следует, что рассматриваемое заявление подано Обществом в связи с несовершением Управлением действий по исключению объекта недвижимости, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Седова, д.73а, лит.Д, из состава защитных сооружений состава гражданской обороны.
Управление является территориальным органом федерального органа исполнительной власти по субъекту, и осуществляет надзор и учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны в соответствии с п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденною Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, п.п. 1.2, 2.1, 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом от 15.12.2002 N 583 МЧС России "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (далее - Правила).
Указанными правилами установлен порядок снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно пункту 2.5 Правил с учета снимаются ЗС ГО в следующих случаях:
при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно;
в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение снимаемого с учета фонда ЗС ГО;
при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны";
при фактическом отсутствии ЗС ГО по учетному адресу. При этом к акту о снятии ЗС ГО с учета прилагаются материалы проведенных проверок (расследований) по факту отсутствия ЗС ГО по учетному адресу.
В соответствии с пунктом 2.6. Правил в целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия решением соответствующего должностного лица:
руководителем федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которого они находятся, - в отношении ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, за исключением ЗС ГО, закрепленных за организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
руководителем организации - в отношении ЗС ГО, закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, за исключением ЗС ГО, переданных в пользование организациям;
руководителем организации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности этой организации.
Согласно п. 2.7 Правил в состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО (далее - комиссия), включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО.
В соответствии с п.2.7 Правил комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО (изменению типа ЗС ГО), оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО (приложение N 20 к настоящим Правилам) или акт об изменении типа ЗС ГО (приложение N 23 к настоящим Правилам), или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО (изменении типа данного ЗС ГО). До утверждения акты о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) с прилагаемой документацией направляются на согласование в МЧС России (п.2.10 Правил).
Таким образом, нормативным правовым актом установлен внесудебной порядок снятия защитных сооружений гражданской обороны с учета, тогда как согласно части 1 статьи 219 АПК РФ заявитель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
Кроме того, исходя из содержания заявления Общества и возражений Управления, следует, что между указанными лицами имеется спор, Общество фактически оспаривает действия Управления по учету объекта недвижимости в качестве защитного сооружения гражданской обороны.
Вместе с тем, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном главной 24 АПК РФ, а не в порядке особого производства.
Согласно п.4 ст. 221 АПК РФ в случае, если в ходе судебного разбирательства по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, выяснится, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно оставил заявление Общества без рассмотрения.
Поскольку нормы процессуального права применены судом первой инстанции правильно, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2021 по делу N А56-102029/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-102029/2020
Истец: ООО МЕБЕЛЬНАЯ ФИРМА "ЛИК ЛТД"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ"
Третье лицо: 13 ААС
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11021/2021