город Ростов-на-Дону |
|
04 июня 2021 г. |
дело N А01-3198/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 16.03.2021 по делу N А01-3198/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Майкоп" (ИНН 0105030468, ОГРН 1020100700938)
к Управлению государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (ОГРН: 1020100701884)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Головинова Ю.Б., Шкалдыкова Е.Л., Елжи-Оглы Д.К.
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Майкоп" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции по Республике Адыгея (далее - Инспекция) от 23.09.2020 N 28 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьёй 7.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Головинова Ю.Б., Шкалдыкова Е.Л., Елжи-Оглы Д.К.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 16.03.2021 требования Общества были удовлетворены, постановление Инспекции было признано незаконным и отменено. Решение мотивировано тем, что в действиях Общества отсутствуют доказательства состава вменённого правонарушения, по причине отсутствия вины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает, что заседанием президиума Координационного совета от 06.04.2020 было принято решение (размещено на официальном портале Правительства Российской Федерации) для всех жителей Российской Федерации независимо от их доходов ввести временный мораторий на начисление штрафных санкций за неоплаченные коммунальные услуги - газ, электроэнергию, тепло, воду, канализацию, вывоз бытовых отходов, а также не отключать коммунальные услуги за долги. Следовательно, до 01 января 2021 исполнитель коммунальной услуги по газоснабжению не вправе приостанавливать предоставление услуги собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах или жилых домов по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", независимо от периода времени, когда возник долг потребителя услуги.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество осуществляет поставку газа в домовладения абонентов:
- Головинова Юлия Борисовна (г. Майкоп, ст. Ханская), лицевой счёт 190001025;
- Шкалдыкова Елена Леонидовна (а. Хатукай), лицевой счёт 530702542;
- Елжи-Оглы Дмитрий Кураевич (а.Тахтамукай), лицевой счёт 710100497.
В связи с образовавшейся задолженностью за потребленный газ, 20.02.2020 Обществом было направлено Головиновой Ю.В. уведомление от 18.02.2020 N 914 через ФГУП "Почта России" (список внутренних почтовых отправлений от 20.02.2020 N 1) о наличии задолженности в размере 21398 руб. 96 коп. и предстоящем приостановлении подачи газа в случае непогашения указанной задолженности (т.1 л.д. 33). Уведомление получено.
В связи с непогашением Головиновой Ю.В., 28.08.2020 Обществом была приостановлена подача газа в жилой дом, о чём составлен акт (т.1 л.д. 44).
16.01.2020 Обществом направлено Шкалдыковой Е.Л. уведомление от 15.01.2020 N 20 через ФГУП "Почта России" (список внутренних почтовых отправлений от 16.01.2020 N 6) о наличии задолженности в размере 39967 руб. 71 коп. и предстоящем приостановлении подачи газа в случае непогашения указанной задолженности (т.1 л.д. 32). От получения уведомления отказалась.
В связи с непогашением Шкалдыковой Е.Л., 18.08.2020 Обществом была приостановлена подача газа в жилой дом, о чём составлен акт (т.1 л.д. 45-46).
17.01.2020 Обществом направлено Елжи-Оглы Д.К. уведомление от 15.01.2020 N 48 через ФГУП "Почта России" (список внутренних почтовых отправлений от 17.01.2020 N 2) о наличии задолженности в размере 77276 руб. 65 коп. и предстоящем приостановлении подачи газа в случае непогашения указанной задолженности (т.1 л.д. 31). Уведомление получено.
В связи с непогашением Елжи-Оглы Д.К., 07.08.2020 Обществом была приостановлена подача газа в жилой дом, о чём составлен акт (т.1 л.д. 43).
Актом от 20.11.2020 Общество установило факт самовольного подключения Елжи-Оглы Д.К. к газоснабжению (т.1 л.д. 71).
Инспекция проведя проверку по факту приостановления поставки газа, пришла к выводу о том, что осуществив приостановление подачи газа в жилые дома, Обществом нарушило требования пунктов 80 и 81 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Правила).
В связи с выявленными нарушениями, 23.09.2020 главным специалистом-экспертом Инспекции, в отсутствии представителя Общества, составлен протокол об административном правонарушении N 28-2.
23.09.2020 заместитель начальника Инспекции, в отсутствии представителя Общества, рассмотрел материалы административного дела вынесен постановление по делу об административном правонарушении N 28, которым Обществу было назначено административное наказание, предусмотренное статьёй 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения по данной статье признаются юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим предоставления населению коммунальных услуг.
В соответствии со статьёй 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством РФ Правилами поставок газа и Правилами пользования газом в РФ, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, урегулированы
Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила N 549), которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объёма потреблённого газа и размера платежа за него.
Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 317 утверждены Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации (далее - Правила N 317), которые устанавливают порядок пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.
Пунктом 45 Правил N 549 установлен исчерпывающий перечень оснований для прекращения поставки газа:
а) нарушение исполнения абонентом условий договора о предоставлении информации, без получения которой невозможно определить достоверный (фактический) объем потребленного газа;
б) отказ абонента допускать представителей поставщика газа для проведения проверки;
в) неоплата или неполная оплата потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд;
г) использование абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего оборудованию, указанному в договоре;
д) поступление уведомления от организации, которая по договору с абонентом осуществляет техническое обслуживание внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, об использовании абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего предъявляемым к этому оборудованию нормативным требованиям;
е) отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключённого со специализированной организацией.
Пунктом 46 Правил N 549 определено, что до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
В соответствии с частью 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Следовательно, факт получения (уклонения от получения) потребителем-должником предупреждения о возможном ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги и дата получения такого уведомления имеют существенное значение в рамках процедуры ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги и в обязательном порядке подлежат установлению исполнителем коммунальной услуги в целях соблюдения права потребителя на оплату задолженности в двадцатидневный срок со дня получения предупреждения (уведомления).
Как следует из материалов дела, основанием для приостановления поставки газа гр. Головиновой Ю.В., гр. Шкалдыковой Е.Л. и гр. Елжи-Оглы Д.К. явилась неоплата задолженности.
Так, в связи с образовавшейся задолженностью за потреблённый газ:
- 20.02.2020 гр. Головиновой Ю.В. было направлено Обществом уведомление от 18.02.2020 N 914 через ФГУП "Почта России" (список внутренних почтовых отправлений от 20.02.2020 N 1) о наличии задолженности в размере 21398 руб. 96 коп. и предстоящем приостановлении подачи газа в случае непогашения указанной задолженности;
16.01.2020 гр. Шкалдыковой Е.Л. было направлено уведомление от 15.01.2020 N 20 через ФГУП "Почта России" (список внутренних почтовых отправлений от 16.01.2020 N 6) о наличии задолженности в размере 39967 руб. 71 коп. и предстоящем приостановлении подачи газа в случае непогашения указанной задолженности;
17.01.2020 гр. Елжи-Оглы Д.К. было направлено уведомление от 15.01.2020 N 48 через ФГУП "Почта России" (список внутренних почтовых отправлений от 17.01.2020 N 2) о наличии задолженности в размере 77276 руб. 65 коп. и предстоящем приостановлении подачи газа в случае непогашения указанной задолженности.
В связи с отсутствием оплаты в счёт погашения образовавшейся задолженности на основании пункта 45 Правил N 549, была приостановлена подача газа в жилой дом: 28.08.2020 гр. Головиновой Ю.В.; 18.08.2020 гр. Шкалдыковой Е.Л.; 07.08.2020 гр. Елжи-Оглы Д.К..
Согласно пункту 5 Правил N 549 поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.
Пунктом 19 Правил N 549 предусмотрено, что права и обязанности сторон при исполнении договора определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, условиями договора и настоящими Правилами.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть энергию, а потребитель обязуется оплачивать принятую энергию.
Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Общество является поставщиком газа потребителям Краснодарского края, в том числе и гр. Головиновой Ю.В., гр. Шкалдыковой Е.Л. и гр. Елжи-Оглы Д.К., и руководствуется в своей деятельности положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", а также Правилами N 549, а в неурегулированной ими части - Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него также регулируются Правилами N 549.
Таким образом, в силу подпункта "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правила N 354 не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами N 549.
Принимая во внимание, что порядок и условия приостановления исполнения обязательств по поставке газа детально урегулированы Правилами N 549, основания для применения в этой части Правил N 354 отсутствуют.
Таким образом, основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения общества с абонентом (потребителем газа), являются Правила N 549, а также договор поставки газа, заключенный с абонентом без разногласий.
С учётом изложенного довод Инспекции о том, что в соответствии с требованиями Правил N 354, в данном случае, запрещено приостановление предоставления коммунальной услуги по отоплению, апелляционный суд нормативно не обоснованным.
Частью 1 статьи 1.5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательства несоблюдения Обществом требований пункта 45 и 46 Правил N 549, в отношении уведомления гр. Головиновой Ю.В., гр. Шкалдыковой Е.Л. и гр. Елжи-Оглы Д.К., в материалы дела не представлены и Инспекцией не оспариваются.
Материалами дела подтверждается, что у Общества имелись достаточные основания для приостановления поставки газа 28.08.2020 гр. Головиновой Ю.В., 18.08.2020 гр. Шкалдыковой Е.Л. и 07.08.2020 гр. Елжи-Оглы Д.К..
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришёл к выводу о том, что Инспекцией не представлены доказательства вмененного Обществу события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению вследствие отсутствия события административного правонарушения.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о соблюдении Обществом порядка приостановления поставки газа, установленного Правилами N 549 и отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу, что постановление Инспекции от 23.09.2020 N 28 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьёй 7.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации является незаконным и подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения Управления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 16.03.2021 по делу N А01-3198/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-3198/2020
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Майкоп"
Ответчик: Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея
Третье лицо: Головинва Ю. Б., Головинова Юлия Борисовна, Елжи-Оглы Дмитрий Кураевич, Шкалдыкова Елена Леонидовна