город Ростов-на-Дону |
|
04 июня 2021 г. |
дело N А32-23409/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Р.Р. Илюшина, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
при участии:
от истца: представитель Морозов Федор Игоревич по доверенности от 15.12.2020;
от ответчика: представитель Тимошкин Сергей Сергеевич по доверенности от 29.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2021 по делу N А32-23409/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (ОГРН 1022302380638, ИНН 2315004404)
о взыскании платы,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - железная дорога, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ответчик, порт) о взыскании 2 001 937 руб. 92 коп. задолженности по плате за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, 62 779 руб. 61 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме за период с 19.11.2019 по 25.05.2020 и процентов за пользование денежными средствами, начисленных на сумму долга в размере 2 001 937,92 руб., начиная с 26.05.2020 по день фактической уплаты денежных средств.
Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение условий договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги N 325/2 от 27.03.2017 порт задерживал оборот железнодорожных вагонов на путях необщего пользования, что в октябре-декабре 2018 года, марте, сентябре 2019 года приводило к простаиванию на путях общего пользования на промежуточных станциях железной дороги 4 поездов со следующими индексами: 5254-193-5209, 2119-766-5210, 8142-921-5210, 8142-302-5210, с вагонами, адресованными ПАО "НМТП"в ожидании подачи на пути необщего пользования вагонов, прибывших в адрес ответчика.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что ответчиком приведены подтверждаемые материалами дела обстоятельства, свидетельствующие о том, что спорные поезда, указанные истцом в исковом заявлении, задержаны истцом на промежуточных станциях по причинам, не зависящим от ответчика. Порт не мог принять спорные вагоны на свои пути в связи тем, что порожние вагоны, готовые к уборке, занимали пути необщего пользования порта и препятствовали приему груженных вагонов, истец не подводил вагоны на выставочные пути в соответствии с отправленными заявками, а также выгрузка вагонов по причине ожидания оформления таможенной доставки. В связи с изложенным, вина ответчика (ПАО "НМТП") в нарушении обязательств по договору отсутствует, ввиду неисполнении обязательств по договору со стороны истца ОАО "РЖД".
С учетом этого суд пришел к выводу о том, что плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе начислена необоснованно.
Суд также пришел к выводу, что по большей части требований о взыскании задолженности за простой вагонов в перечисленных в иске составах на путях общего пользования на момент подачи иска истек срок исковой давности.
В связи с отказом во взыскании задолженности судом также отказано во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, исковые требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что со стороны истца в материалы дела были представлены все необходимые документы, в том числе анализы занятости выставочных путей, которые подтверждают исковые требования, а именно: факт прибытия вагонов в составе брошенных поездов с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей; факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов; факт нарушения сроков доставки и основания начисления платы подтверждается актами общей формы, в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения.
Нахождение вагонов на путях общего пользования, по причинам, зависящим от грузополучателя, подтверждается составленными в установленном порядке извещениями, актами общей формы, ведомостями подачи и уборки вагонов в которых указано, что причиной отставления поездов от движения послужил неприем вагонов станцией Новороссийск по причине невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов с грузом (невыполнения срока оборота вагонов) ответчиком.
В результате нарушения срока оборота вагонов, пути необщего пользования ответчика были заняты ранее поданными вагонами, которые находились под грузовой операцией длительное время, что явилось причиной отставления поездов, следовавших в адрес ответчика.
Невыполнение технологических норм на грузовые операции ответчиком, подтверждается представленными в материалы дела ведомостями подачи и уборки вагонов, где в графе 5 зафиксировано сверхнормативное время нахождения вагонов под грузовыми операциями.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик апелляционную жалобу не признал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ПАО "Новороссийский морской торговый порт" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги N 325/2 от 27.03.2017 (далее - договор N 325/2).
В соответствии с данным договором сторонами осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу (в лице ответчика - ПАО "НМТП") железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги (абзац 1 пункта 1 договора N 325/1).
Обслуживание железнодорожных путей необщего пользования владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивами владельца. Подача и уборка вагонов подаваемых под погрузку сахара-сырца, грузоотправителем которого владелец не является, производится локомотивом перевозчика.
Согласно пункту 4 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению, с учетом интервалов подач, по заявкам владельца на подачу вагонов на выставочные железнодорожные пути, передается Владельцу приемосдатчику груза и багажа перевозчика, осуществляющем бригадирство на районе владельца, с указанием времени подачи, количества и номеров вагонов, занесением в книгу уведомлений владельца за обоюдными подписями.
Уведомление о предстоящей подаче вагонов передается перевозчиком владельцу не позднее, чем за 2 часа до предстоящей подачи вагонов, с указанием номеров, количества вагонов наименования груза и времени предстоящей подачи. Вагоны, поданные перевозчику железнодорожные выставочные пути, передаются перевозчиком и считаются переданными владельцу, с момента окончания проведения приемосдаточных операций, до наступления очередного интервала подачи.
Согласно пункту 5 договора уведомление о предстоящей подаче передаетсяприемосдатчиком груза и багажа перевозчика, осуществляющем бригадирство на грузовом районе владельца, сменному диспетчеру по ж/д операциям управления ж/д транспорта владельца путем занесения в книгу уведомлений перевозчика и владельца обоюдными подписями.
В силу п. 6 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования владельца вагоны с экспортными грузами, подаются локомотивом перевозчика:
- для Восточного района владельца - на один из свободных выставочных путей парка "Восточный" станции Новороссийск, но не более чем на три пути:
- для Центрального района владельца и ТНРС (подача вагонов с экспортными грузами, грузами для нужд владельца или порожних вагонов годных под погрузку, кроме порожних вагонов под погрузку сахара-сырца) - на один из свободных выставочных путей парка "Порговый" станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Западного района владельца и 3-ей пристани - на один из свободных выставочных путей парка "Портовый" станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Центрального района владельца (при передаче порожних вагонов под погрузку сахара- сырца. отправителем которых владелец не является) - на любые свободные участки путей Центрального района владельца по согласованию сторон, где производятся приемосдаточные операции. Дальнейшее передвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении производится:
- с вагонами, поданными для Восточного района владельца - на железнодорожных выставочных путях парка "Восточный" станции Новороссийск;
- с вагонами, поданными для Центрального. Западного района. 3-ей пристани и ТНРС Владельца - на выставочных путях парка "Портовый" станции Новороссийск.
- при передаче порожних вагонов под погрузку сахара-сырца, отправителем которых владелец не является, на любых свободных участках путей Центрального района порта по согласованию сторон, где производятся приемосдаточные операции.
Передача вагонов с экспортными грузами на пути необщего пользования владельца производится по заявке владельца к размере единовременной подачи (не более 30-ти единиц) и интервалами подач установленных по каждому району владельца в отдельности: Восточный район: 3.4 часа (3 часа 25 мин.), Центральный район, включая ТНРС: 2,6 часа (2 часа 40 мин.), Западный район, включая 3-ю пристань: 3 часа.
В случае изменения максимальной перерабатывающей способности пути владельца, пункт 6 договора корректируются сторонами в части изменения интервала подачи для района владельца, по которому изменяется перерабатывающая способность.
Перевозчик обеспечивает подачу вагонов по заявке владельца на очередной интервал подачи в количестве не менее одновременно сдаваемой группы вагонов, установленном и.7 договора.
Владелец подает перевозчику заявки па подачу вагонов на железнодорожные выставочные пути, на вагоны находящиеся на станции Новороссийск, по истечении 2-х часов с момента прибытия вагонов, о прибытии которых уведомлен владелец. Заявка подается не менее чем за 3 часа до начала действия очередного интервала.
В соответствии с п. 7. договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается не более 30 вагонов, весом брутто не более 2700 тонн.
Пунктом 11 договора устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 часов.
В силу п. 12 договора между сторонами устанавливается суточная перерабатывающая по основным родам грузов. Максимальная суточная перерабатывающая способность корректируется Сторонами в случае изменения технического оснащения подъездного пути, изменения поступающих номенклатур грузов и их объемов.
Согласно пункту 14 договора владелец уплачивает перевозчику, с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуги: г) плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015 г. N 127-т/1.
Между сторонами заключены дополнительные соглашения к договору N 1 от 14.12.2017, N 2 от 28.12.2018, N 3 от 04.04.2018, N 4 от 04.04.2018, N 5 от 27.04.2018, N 6 от 08.05.2018.
Срок действия договора с 27.03.2017 по 31.12.2019 (дополнительное соглашение N 8 к договору от 27.03.2019 N 325/2).
Обстоятельства задержки вагонов на промежуточных станциях зафиксированы в актах общей формы, перечисленных в расчете, в которых указаны номера вагонов и продолжительность задержки на промежуточных станциях, причина задержки - неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя ПАО "Новороссийский морской торговый порт".
В адрес ответчика направлены претензии об оплате за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов, которые обществом оставлены без удовлетворения.
Судом установлено следующее.
1. В поезде с индексом 5254-193-5209 спорные вагоны были задержаны на ст. Земовники СКВ 12.03.2019. Вагоны отправлены 20.03.2019 на станцию назначения с вагонами, адресованными ПАО "НМТП".;
Истцом для начисления платы за нахождение вагонов на путях промежуточных станций оформлены акты общей формы о задержке и отправления поезда перевозчиком были направлены в адрес грузополучателя уведомления N 3146 от 12.03.2019, N 3474 от 20.03.2019.
Акты подписаны представителем порта с возражениями.
Вагоны прибыли на станцию назначения Новороссийск с нарушением сроков доставки, что подтверждается дорожной ведомостью и актами общей формы на сумму 4 035 руб. 60 коп.
В порядке досудебного урегулирования ответчику была направлена претензия от 17.10.2019 N 19/1839, которая осталась без удовлетворения.
Истцом пропущен срок исковой давности по требованию о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 4 035 руб. 60 коп. (срок исковой давности истек 25.04.2020).
2. В поезде с индексом 2119-766-5210 спорные вагоны были задержаны на ст. Апполонская, Белореченская, Крымская СКВ- 29.10.2018, 12.11.2018, 28.11.2018. Поезд отправлен 09.11.2018, 26.11.2018, 02.12.2018 на станцию назначения с вагонами, адресованными ПАО "НМТП";
Истцом для начисления платы за нахождение вагонов на путях промежуточных станций оформлены акты общей формы о задержке и отправления поезда перевозчиком были направлены в адрес грузополучателя уведомления N 9669 от 29.10.2018, N 10045 от 09.11.2018, N 10165 от 12.11.2018, N 10684 от 26.11.2018, N 10753 от 28.11.2018, N 10964 от 02.12.2018.
Акты подписаны представителем порта с возражениями.
Вагоны прибыли на станцию назначения Новороссийск с нарушением сроков доставки, что подтверждается дорожной ведомостью и актами общей формы на сумму 769 185 руб. 36 коп.
В порядке досудебного урегулирования ответчику была направлена претензия от 02.07.2019 N 19/1260, которая осталась без удовлетворения.
Истцом пропущен срок исковой давности по требованию о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 769 185 руб. 36 коп. (срок исковой давности истек 23.12.2019).
3. В поезде с индексом 8142-921-5210 спорные вагоны были задержаны на ст. Хасав-Юрт, Прохладная, Коноково СКВ - 27.10.2018, 12.11.2018, 28.11.2018. Поезд отправлен 11.11.2018, 15.11.2018, 03.12.2018 на станцию назначения с вагонами, адресованными ПАО "НМТП";
Истцом для начисления платы за нахождение вагонов на путях промежуточных станций оформлены акты общей формы о задержке и отправления поезда перевозчиком были направлены в адрес грузополучателя уведомления N 9614 от 27.10.2018, N 10172 от 12.11.2018, N 10335 от 16.11.2018, N 10124 от 11.11.2018, N 10263 от 15.11.2018, N 10993 от 03.12.2018.
Акты подписаны представителем порта с возражениями.
Вагоны прибыли на станцию назначения Новороссийск с нарушением сроков доставки, что подтверждается дорожной ведомостью и актами общей формы на сумму 890 040 руб. 96 коп.
В порядке досудебного урегулирования ответчику была направлена претензия от 30.05.2019 N 19/1100, которая осталась без удовлетворения.
Истцом пропущен срок исковой давности по требованию о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 890 040 руб. 96 коп. (срок исковой давности истек 20.12.2019).
4. В поезде с индексом 8142-302-5210 спорные вагоны были задержаны на ст. Разъезд 9 км, Красная Стрела, Старотитаровская СКВ - отставлены от движения 13.09.2019, 18.09.2019, 21.09.2019. Поезд отправлен 16.09.2019, 20.09.2019, 28.09.2019 на станцию назначения с вагонами, адресованными ПАО "НМТП".;
Истцом для начисления платы за нахождение вагонов на путях промежуточных станций оформлены акты общей формы о задержке и отправления поезда перевозчиком были направлены в адрес грузополучателя уведомления N 6578 от 13.09.2019, N 6087 от 16.09.2019, N 6103 от 18.09.2019, N 6178 от 20.09.2019, N 6771 от 21.09.2019; N 6448 от 28.09.2019
В соответствии с актами общей формы от 07.10.2019 поезд 8142-302-5210 был задержан на станции Разъезд 9 км СКВ, Красная стрела СКВ и Старотитаровская СКВ по причине неприема поезда ЖД станцией назначения, по причинам, зависящим от грузополучателя.
Акты подписаны представителем порта с возражениями.
Вагоны прибыли на станцию назначения Новороссийск с нарушением сроков доставки, что подтверждается дорожной ведомостью и актами общей формы на сумму 338 676 руб. 00 коп.
В порядке досудебного урегулирования ответчику была направлена претензия от 14.10.2019 N 19/1831, которая осталась без удовлетворения.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Частью 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 УЖТ РФ).
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
При доказанности вины грузополучателя в простаивании вагонов на путях общего пользования железная дорога вправе требовать соответствующей платы (аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2015 по делу N А32-38011/2012, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2015 N 308-ЭС14-8930 по делу N А53-4302/2014).
Согласно части 19 статьи 39 УЖТ РФ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:
вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов;
обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 УЖТ РФ, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы.
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 Правил N 45 акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе:
задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования;
задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения;
отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта (учетной карточки выполнения заявки на перевозку, накопительной карточки, акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов и других).
Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются: а) причина задержки в подаче вагонов; б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; в) время начала и окончания задержки вагонов; г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно пункту 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45) акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления. Кроме этого, при перевозке груза с сопровождением и охраной грузоотправителями, грузополучателями либо уполномоченными ими лицами акт общей формы может подписываться также и лицом, сопровождающим и охраняющим груз. Допускается оформление акта общей формы в пути следования одним уполномоченным представителем перевозчика на основании данных, передаваемых ему по телефону или радиосвязи. В этом случае первый экземпляр акта общей формы, прикладываемый к перевозочному документу, подписывается составившим его лицом, с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей уполномоченных представителей перевозчика, передавших сведения, удостоверяющие обстоятельства составления акта общей формы.
Второй экземпляр акта общей формы подписывается в установленном порядке всеми указанными в нем лицами.
Согласно пункту 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
В случае отказа или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы "подпись" делается отметка: "От подписи отказался". При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчиком делается запись: "Настоящий акт был предъявлен на подпись" грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя этих лиц "в присутствии перевозчика" с указанием фамилии, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика. В данном случае грузополучатель также должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Акты общей формы, удостоверяющие факт нахождения вагонов на путях ОАО "РЖД" ввиду неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, подписаны представителем ответчика с указанием: "с возражением".
Из отзыва ответчика на апелляционную жалобу и материалов дела следует что, в сентябре 2019 года в адрес ответчика - грузополучателя ПАО "НМТП" на станцию назначения Новороссийск следовали вагоны с грузом чугун передельный рядовой, которые были задержаны в пути следования на промежуточной станции.
В соответствии с актами общей формы от 07.10.2019, поезд 8142-302-5210 был задержан на станциях Разъезд 9 км СКВ, Красная стрела СКВ и Старотитаровка СКВ по причине неприема поезда железнодорожной станцией назначения, по причинам, зависящим от грузополучателя.
Извещением о задержке вагонов в пути следования N 5997 от 13.09.2019 истец уведомил ответчика о задержании поезда 8142-285-5210 (количество вагонов - 65) на станции Разъезд 9 км СКВ. Извещение о задержке было вручено представителю ПАО "НМТП" 14.09.2019 (в сутки истечения нормативного срока доставки).
Согласно извещению N 6087 от 16.09.2019 поезд 8142-285-5210 (количество вагонов - 65) был отправлен со станции Разъезд 9 км СКВ 16.09.2019 года. Номера отправленных вагонов в данном извещении указаны не были.
Извещением о задержке вагонов в пути следования N 6103 от 18.09.2019 года истец уведомил ответчика о задержании поезда 8142-285-5210 (количество вагонов - 65) на станции Красная стрела СКВ. Извещение о задержке было вручено представителю ПАО "НМТП" 19.09.2019.
20.09.2019 состав 8142-285-5210 был отправлен со станции Красная стрела СКВ (извещение N 6178 от 20.09.2019). Номера отправленных вагонов в извещении указаны не были.
Извещением о задержке вагонов в пути следования N 6214 от 21.09.2019 года истец уведомил ответчика о задержании поезда 8142-302-5210 (количество вагонов - 65) на станции Старотитаровка СКВ. Извещение о задержке было вручено представителю ПАО "НМТП" 23.09.2019.
Состав 8142-302-5210 был отправлен со станции Старотитаровка СКВ 28.09.2019 (извещение N 6448) и прибыл на станцию назначения 6465 28.09.2019.
В соответствии со справками гидрометеорологического бюро N 557 от 12.09.2019 и 545 от 08.09.2019, 07.09.2019 в порту Новороссийск наблюдались порывы метра 17 м/с, 08.09.2019 порывы 23 м/с, 09.09.2019 порывы ветра 23 м/с, 10.09.2019 порывы ветра 18 м/с, о чем ПАО "НМТП" были составлены акты общей формы о неприеме вагонов по причине метеоусловий.
Из ведомостей подачи и уборки вагонов, представленных для обоснования задержки ж/д состава индекс 8142-302-5210, следует, что ответчиком допускались как случаи нарушения технологического срока обработки вагонов, так и случаи обработки вагонов со значительным опережением установленного договором N N 325/2 от 27.03.2017 технологического срока обработки вагонов.
Так, в ведомости N 093876 опережение срока определено для 19 вагонов, в ведомости 093877 для 39 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями составило 7 часов 35 минут для 21 вагона), в ведомости 093878 для 8 вагонов, в ведомости 093879 для 44 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 10 вагонов составило 4 часа 40 минут, для 10 вагонов - 7 часов 00 минут), в ведомости 093904 для 25 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 7 вагонов составило 7 часов 00 минут, для 8 вагонов - 9 часов 45 минут), в ведомости 093905 для 11 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 9 вагонов составило 7 часов 20 минут), в ведомости 093929 для 11 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 11 вагонов составило 5 часов 10 минут), в ведомости 094958 для 17 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 17 вагонов составило 9 часов 10 минут), в ведомости 094972 для 20 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 8 вагонов составило 9 часов 50 минут), в ведомости 094973 для 33 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 7 вагонов составило 3 часа 40 минут, для 5 вагонов - 6 часов 00 минут, для 7 вагонов - 9 часов 10 минут, для 2 вагонов - 7 часов 30 минут), в ведомости 094974 для 10 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 10 вагонов составило 3 часа 40 минут), в ведомости 094996 для 23 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 9 вагонов составило 6 часов 00 минут, для 3 вагонов - 4 часа 40 минут, для 3 вагонов - 2 часа 25 минут, для 3 вагонов - 3 часа 05 минут, для 5 вагонов - 8 часов 5 минут), в ведомости 094998 для 19 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 10 вагонов составило 9 часов 50 минут, для 7 вагонов - 7 часов 20 минут), в ведомости 094070 для 20 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 11 вагонов составило 8 часов 20 минут, для 8 вагонов - 7 часов 00 минут), в ведомости 094095 для 29 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 9 вагонов составило 6 часов 00 минут, для 3 вагонов - 9 часов 50 минут), в ведомости 094110 для 40 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 9 вагонов составило 10 часов 10 минут, для 23 вагонов - 4 часа 45 минут), в ведомости 094112 для 21 вагона (время нахождения под грузовыми операциями для 19 вагонов составило от 8 часов 00 минут до 8 часов 25 минут, 11 вагонов было выгружено без нарушения срока), в ведомости 094113 для 55 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 7 вагонов составило 9 часов 05 минут, для 7 вагонов - 6 часов 35 минут, для 3 вагонов - 5 часов 40 минут, для 9 вагонов - 4 часа 50 минут, для 7 вагонов - 4 часа 40 минут, для 12 вагонов - 7 часов 50 минут), в ведомости 095182 для 36 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 19 вагонов составило 9 часов 45 минут), в ведомости 095183 для 84 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 12 вагонов составило 3 часа 20 минут, для 12 вагонов - 4 часа 30 минут, для 11 вагонов - 5 часов 20 минут, для 6 вагонов - 5 часов 30 минут, для 15 вагонов - 8 часов 20 минут, для 6 вагонов - 6 часов 40 минут, для 8 вагонов - 7 часов 30 минут, для 8 вагонов - 8 часов 40 минут), в ведомости 095184 для 64 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 10 вагонов составило 4 часа 10 минут, для 15 вагонов - 5 часов 00 минут, для 9 вагонов - 6 часов 30 минут, для 10 вагонов - 7 часов 00 минут, для 10 вагонов - 8 часов 30 минут, 7 вагонов было выгружено без нарушения срока), в ведомости 095186 для 33 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 10 вагонов составило 6 часов 20 минут, для 3 вагонов - 4 часа 30 минут), в ведомости 095215 для 42 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 12 вагонов составило 9 часов 20 минут, для 14 вагонов - 8 часов 10 минут), в ведомости 095217 для 74 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 12 вагонов составило 8 часов 30 минут, для 15 вагонов - 6 часов 15 минут, для 19 вагонов - 6 часов 20 минут), в ведомости 095239 для 27 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 8 вагонов составило 9 часов 20 минут, для 4 вагонов - 9 часов 30 минут, для 8 вагонов - 9 часов 40 минут), в ведомости 095246 для 32 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 12 вагонов составило 6 часов 20 минут, для 8 вагонов - 5 часов 20 минут, для 11 вагонов - 8 часов 45 минут), в ведомости 096257 для 42 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 15 вагонов составило 6 часов 35 минут, для 10 вагонов - 9 часов 25 минут, для 16 вагонов - 8 часов 45 минут), в ведомости 096258 для 62 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 25 вагонов составило 4 часа 05 минут, для 17 вагонов - 10 часов 55 минут), в ведомости 096283 для 58 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 9 вагонов составило 8 часов 25 минут, для 11 вагонов - 5 часов 55 минут, для 15 вагонов - 4 часа 10 минут, для 4 вагонов - 3 часа 30 минут, для 12 вагонов - 5 часов 00 минут, для 5 вагонов - 10 часов 00 минут), в ведомости 096337 для 27 вагонов (время нахождения под грузовыми операциями для 8 вагонов составило 7 часов 35 минут, для 10 вагонов - 9 часов 10 минут, для 3 вагонов - 8 часов 25 минут), в ведомости 096338 для 8 вагонов.
Более того, из ведомости N 093876 не следует, что на момент оставления от движения поезда на станции Разъезд 9 км 13.09.2019 в 08 часов 54 минуты пути необщего пользования были заняты, поскольку согласно указанной ведомости время начала грузовой операции определено - 11.09.2019 для 6 вагонов, по остальным вагонам на момент начала задержки поезда нарушения технологических сроков оборота вагонов (13 часов) ответчиком допущено не было. Из ведомости 093877 не усматривается нарушение технологических сроков обработки вагонов на момент задержки поезда на станции Разъезд 9 км СКВ, за исключением 1 вагона.
Акты общей формы N 11/5987 от 22.09.2019 и N 11/5889 от 15.09.2019 подписаны ответчиком с возражениями, со ссылкой на подачу вагонов без заявки, в связи с чем простой произошел по вине перевозчика, а также на штормовое предупреждение, действовавшее с 07.09.2019 с 11 часов 00 минут.
В период задержки состава на станциях Разъезд 9 км СКВ (с 13.09.2019 по 16.09.2019), Красная стрела СКВ (с 18.09.2019 по 20.09.2019) и Старотитаровка СКВ (с 21.09.2019 по 28.09.2019) ОАО "РЖД" подавало под выгрузку составы с аналогичным грузом и с не истекшим сроком доставки, отправленные со станции Новотроицк ЮУР.
В спорный период, по которому не истекла исковая давность, портом в соответствии с п. 3.7 "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", а также пунктом 9 действующего договора N 325/2 были составлены акты общей формы: акты о задержке уборки порожних вагонов с путей необщего пользования N N 113, 115, 116, 117, 118, 125, 126, 128, 129.
Акты содержат следующую информацию: N уведомления о готовности к уборке, номера и количество порожних вагонов, время готовности к уборке, время принятие Истцом порожних вагонов и время в часах простоя вагонов на путях необщего пользования в ожидании приема Истцом.
Порт не мог принять спорные вагоны на свои пути в связи тем, что порожние вагоны, готовые к уборке, занимали пути необщего пользования порта и препятствовали приему груженных вагонов.
Кроме того, задержка вагонов с грузом "чугун передельный рядовой" в пути следования произошла по причине, не зависящей от грузополучателя. Задержка в пути следования произошла вследствие отсутствия локомотива, не принадлежащего перевозчику: копии актов общей формы от 28.09.2019 N N : 19/39428, 19/39429, 19/39440, 19/39439, 19/39438, 19/39437, 19/39434, 19/39433, 19/39432, 19/39431, 19/39430, 19/39423, 19/39389, 19/39424, 19/39390, 19/39425, 19/39426, 19/39388, 19/39387, 19/39386, 19/39385, 19/39384, 19/39383, 19/39382, 19/39391, 19/39421, 19/39422, 19/39381, 19/39380, 19/39416, 19/39417, 19/39418, 19/39419, 19/39420, 19/39414, 19/39415,, 19/39413, 19/39412, 19/39411, 19/39410, 19/39409, 19/39408, 19/39407, 19/39406, 19/39405, 19/39404, 19/39403, 19/39402, 19/39401, 19/39400, 19/39399, 19/39398, 19/39397, 19/39396, 19/39395, 19/39394, 19/39393, 19/39392, 19/39427, 19/39443, 19/39442, 19/39441, 19/39436, 19/39435, о задержке спорных вагонов в составе поезда N 2311 индекс 8142-302-5210:
- 11.09.2019 на станции Сальск СКВ, продолжительность задержки (увеличение срока доставки - 1 сутки);
- с 11.09.2019 по 12.09.2019 на станции Тихорецкая СКВ (увеличение срока доставки - 1 сутки);
- с 12.09.2019 по 13.09.2019 на станции Разъезд 9 км СКВ (увеличение срока доставки на 1 сутки);
- с 17.09.2019 по 18.09.2019 на станции Красная стрела СКВ (увеличение срока доставки на 2 суток);
- 20.09.2019 на станции Разъезд 9 км СКВ (увеличение срока доставки на 1 сутки);
- с 20.09.2019 по 21.09.2019 на станции Старотитаровка СКВ (увеличение срока доставки на 1 сутки).
Таким образом, в случае отсутствия многочисленных задержек состава на промежуточных станциях по причине отсутствия локомотива, не произошло бы нарушения нормативного срока доставки.
По смыслу частей 11 и 12 статьи 39 УЖТ РФ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), владельцы железнодорожных путей необщего пользования вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (в том числе на конечных и промежуточных станциях) только в случаях, когда вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от указанных лиц.
Следовательно, для взыскания платы перевозчик должен обосновать не исполнение им самим перевозочных обязательств надлежащим образом, а нарушение грузополучателем норм и правил, действующих в сфере железнодорожной перевозки, а также договорных обязанностей, повлекших простой вагонов на путях общего пользования.
С учетом указанного положения апелляционным судом отклоняется довод жалобы о том, что истец представил достаточные доказательства, подтверждающие занятость фронтов выгрузки ранее поданными вагонами.
Суд первой инстанции на основе оценки имеющихся в материалах дела доказательств пришел к правильному выводу, что указанные доказательства не подтверждают занятость путей необщего пользования по причинам, зависящим от ответчика.
Занятость путей необщего пользования ответчик отрицает.
Вопреки доводу жалобы, истец не проводил анализ занятости путей ответчика и не представил доказательства занятости путей ответчика в спорный период
Акты общей формы о задержке вагонов на путях общего пользования нарушении по причинам, зависящим от ПАО "Новороссийский морской торговый порт", подписаны ответчиком с разногласиями, относящимися к указанной в акте причине задержки поездов, как зависящей от ответчика. Сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим ПАО "Новороссийский морской торговый порт".
Представленные истцом ведомости подачи и уборки вагонов не свидетельствуют о наличии причинной связи между нарушением ответчиком норм разгрузки и невозможностью принятия спорных вагонов на пути необщего пользования.
Доказательств несвоевременного сообщения о дате и времени окончания грузовой операции по выгрузке вагона и готовности его к уборке, направления истцу отказов в приеме вагонов под выгрузку и невозможности выгрузки вагонов, одномоментного направления в адрес ответчика товара поставщиками в объеме, превышающем разгрузочные мощности путей необщего пользования, и наличия иных причин задержки, связанных с ответчиком, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, судом первой инстанции было обоснованно отказано в удовлетворении требования о взыскании платы за нахождение в спорный период вагонов на путях общего пользования.
Ввиду отсутствия оснований для удовлетворения требования о взыскании задолженности, требование о начисление процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на непризнанную сумму долга, также правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2021 по делу N А32-23409/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23409/2020
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ПАО "Новороссийский морской торговый порт"