г. Ессентуки |
|
2 июня 2021 г. |
Дело N А63-16912/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2021.
Полный текст постановления изготовлен 02.06.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.01.2021 по делу N А63-16912/2020, по исковому заявлению Казьминского хуторского казачьего общества Средне-Кубанского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, с. Казьминское (ОГРН 1022600766495) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (ОГРН 1042600339737), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, с. Кочубеевское (ОГРН 1042600816972), о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации права аренды на земельный участок, об обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды земельного участка, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Казьминское хуторское казачье общество Средне-Кубанского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее-заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 20.08.2020 N 26/147/001/2020-1028; об обязании управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зарегистрировать договор б/н от 25.02.2020 года аренды земельного участка с кадастровым номером 26:15:130302:3.
Решением суда от 28.01.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, управлением подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, мотивированная тем, что отсутствие извещения о предоставлении земельного участка в аренду свидетельствует о факте нарушения процедуры предоставления земельного участка обществу, и, как следствие, несоответствию договора аренды земельного участка от 25.02.2020 положениям действующего законодательства.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва и проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.01.2021 по делу N А63-16912/2020 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 25.02.2020 года между администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) и Казьминское хуторское казачье общество Средне-Кубанского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - общество) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:15:130302:3, площадью 127 261 кв. м, местоположение: примерно 3,8 км по направлению на северо-запад от ориентира западная окраина села Вревское, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Кочубеевский район, для сельскохозяйственного производства (далее - договор).
Договор от 25.02.2020 заключен в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ и пункта 3 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
14.05.2020 во исполнение требований пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающих обязательность государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества и земельных участков в частности общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации договора.
18.08.2020 управлением вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации N 26/147/001/2020-1028 по причинам не представления извещения о предоставлении земельного участка в аренду в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка; несоблюдения процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса.
Считая отказ управления в государственной регистрации договора аренды противоречащим нормам земельного законодательства и нарушающим права (интересы) общества в экономической сфере, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества, исходил из отсутствия у управления правовых оснований для отказа в регистрации договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
Вместе с тем, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу заключается на торгах (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов договор аренды может быть заключен, в том числе с казачьим обществом, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, в границах муниципального района и (или) городского округа, на территории которых действуют соответствующие казачьи общества.
Общество внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (учетный номер 2615010140, реестровый номер 829150013), что подтверждается свидетельством, выданным Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю 03.08.2015.
Уставом общества закреплено, что общество является некоммерческой организацией, входящей в состав Средне-Кубанского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, осуществляет свою деятельность на территории с. Казьминское Кочубеевского района Ставропольского края. При этом основными целями общества являются возрождение и развитие казачества, обеспечение его единства (п. 14 Устава).
Таким образом, общество соответствует критерию специального субъекта, обладающего в силу закона правом на приобретение в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без торгов, в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предусмотренная законом процедура заключения договора аренды уполномоченным органом соблюдена, основания для применения положений статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае отсутствовали (Определение Верховного Суда РФ от 29.12.2020 N 308-ЭС20-20071 по делу N А63-6945/2019).
Указанная в оспариваемом отказе управления статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Данная норма не подлежит применению при предоставлении земельного участка казачьим обществам без торгов.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о нарушении публичной процедуры при предоставлении обществу в аренду спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения отклоняются апелляционным судом.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом положений пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции указал в резолютивной части решения порядок устранения нарушения прав Казачьего общества, возложив на управление обязанность зарегистрировать договор аренды от 25.02.2020.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.01.2021 по делу N А63-16912/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-16912/2020
Истец: Казьминское хуторское Средне-Кубанского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КОЧУБЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ