г. Санкт-Петербург |
|
04 июня 2021 г. |
Дело N А56-106819/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8324/2021) общества с ограниченной ответственностью "Альтаир-Инвест" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2021 по делу N А56-106819/2020 (судья Захаров В.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альтаир-Инвест"
к Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альтаир-Инвест" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Комитет) от 03.11.2020 N 514 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 27.01.2021 (в виде резолютивной части) в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано; мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 03.03.2021.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 03.03.2021, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Общество принимало меры к размещению необходимой информации, вместе с тем, в связи с наличием технических трудностей (программный продукт не предусматривает размещения информации в отношении каждого из домов при наличии разрешения на строительство сразу на нескольку домов) размещение информации не было осуществлено. Таким образом, податель жалобы полагает, что вопреки выводам суда первой инстанции, в рассматриваемом случае имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным.
Комитетом отзыв на апелляционную жалобу в установленный определением суда апелляционной инстанции от 01.04.2021 срок не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Альтаир-Инвест" в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений, в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) осуществляет строительство многоквартирных жилых домов позиции 2,3,6,7,14,15,16, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, Колтушское сельское поселение, участок вблизи дер. Колтуши, кадастровый номер земельного участка 47:07:1047002:969 (далее - Объект) Строительство жилых домов позиции 2 и 3 не завершено, объекты долевого строительства участникам долевого строительства не переданы.
Строительство Объекта осуществляется Обществом на основании разрешения на строительство N RU47504313-66 от 03.10.2014, выданного Администрацией муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
На основании задания от 05.04.2020 N 1 Комитетом в период с 05.04.2020 по 30.06.2020 осуществлены мероприятия по проверке деятельности Общества в части соблюдения требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включающие в себя, в том, числе мониторинг размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС) за IV квартал 2019 года и I квартал 2020 года, в ходе которого Комитетом установлено, что Обществом допущено нарушение требований статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ в части раскрытия информации в ЕИСЖС, а именно: информация об Обществе размещена не в полном объеме, застройщиком не раскрыта информация, предусмотренная пунктами 1-15 части 2 статьи 3.1 Закона N214-ФЗ в отношении многоквартирных домов позиции 2, 3; также в ЕИСЖС отсутствует проектная декларация в отношении указанных домов.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 09.09.2020 уполномоченным должностным лицом Комитета в отношении Общества протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 03.11.2020 N 514 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении ООО "Альтаир-Инвест" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Альтаир-Инвест" и отмены решения суда от 03.03.2021 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, застройщиком, публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.
Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с размещением предусмотренной Законом N 214-ФЗ информации в единой информационной системе жилищного строительства.
Объективная сторона правонарушения выражается в неразмещении в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства либо в нарушении установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации, либо в размещении информации не в полном объеме, либо размещение заведомо искаженной информации.
Как следует из материалов дела, ООО "Альтаир-Инвест" в соответствии с Законом N 214-ФЗ осуществляет строительство многоквартирных жилых домов позиции 2,3,6,7,14,15,16, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, Колтушское сельское поселение, участок вблизи дер. Колтуши, кадастровый номер земельного участка 47:07:1047002:969 (далее - Объект) Строительство жилых домов позиции 2 и 3 не завершено, объекты долевого строительства участникам долевого строительства не переданы.
Согласно части 2 статьи 3.1 и части 4 статьи 23.3 Закона N 214-ФЗ застройщики, осуществляющие деятельность по привлечению денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обязаны размещать в Единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС) информацию о своей деятельности.
В силу части 1 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ информация считается раскрытой после ее размещения в ЕИСЖС. Перечень информации, подлежащей размещению в ЕИСЖС, указан в части 2 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ застройщик в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, полноту и достоверность информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Законом N214-ФЗ.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2018 N 1133 "Об установлении адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в качестве адреса сайта ЕИСЖС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" установлен адрес сайта http://наш.дом.рф.
Согласно части 16 статьи 8 Федерального закона от 01.07.2018 N 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 175-ФЗ) обязанность по размещению информации в ЕИСЖС, предусмотренная статьей 23.3 Закона N 214-ФЗ, возникает по истечении трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть с 01.10.2018.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2019 N 319 утверждены Правила размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства (далее - Правила N319).
Из пункта 10 Правил N 319 следует, что застройщик обязан размещать в ЕИСЖС отчетность в срок не позднее 30 календарных дней после окончания каждого квартала. Так, отчетность за 1 квартал 2020 года застройщик должен был разместить не позднее 30.04.2020.
По результатам проведенных в отношении Общества мероприятий по контролю в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Ленинградской области, включающих в себя, в том, числе мониторинг размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС) за IV квартал 2019 года и I квартал 2020 года, Комитетом проведен анализ сайта, расположенного в сети Интернет по адресу www.наш.дом.рф, в ходе которого установлено, что информация, предусмотренная частью 2 статьи 3.1 Законом N 214-ФЗ, Обществом в полном объеме не размещена, а именно: застройщиком не раскрыта информация, предусмотренная пунктами 1-15 части 2 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ в отношении многоквартирных домов позиции 2, 3; также в ЕИСЖС отсутствует проектная декларация в отношении указанных домов.
Факт правонарушения (неисполнение Обществом требований статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ в части раскрытия информации в ЕИСЖС) установлен административным органом и судом первой инстанции, подтверждается материалами дела (актом от 30.06.2020) и Обществом не опровергнут, что свидетельствует о наличии в действиях Общества объективной стороны состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения Обществом требований Закона N 214-ФЗ в установленный срок, а равно доказательств принятия необходимых мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Ссылки подателя жалобы на то, что неразмещение информации было обусловлено техническими затруднениями, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку запрос в Службу технической поддержки ДОМ.РФ направлен 13.08.2020, то есть по прошествии трех месяцев со дня, когда информация должна была быть размещена, а ответ Службы технической поддержки ДОМ.РФ содержит алгоритм действий заявителя для размещения информации в Интернет по адресу www.наш.дом.рф.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ.
Судом не установлено нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. На момент рассмотрения дела судом первой инстанции срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Доводы подателя жалобы о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признании совершенного Обществом правонарушения малозначительным, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая охраняемые общественные отношения, на которые посягает совершенное Обществом правонарушения, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного ООО "Альтаир-Инвест" правонарушения малозначительным.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным соответствует фактическим обстоятельствам дела и вышеприведенным разъяснениями содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Вопреки доводам подателя жалобы, административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей назначено судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном пределе санкции части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ, с учетом характера вмененного Обществу административного правонарушения и степенью вины нарушителя.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу судом первой инстанции наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда от 03.03.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 марта 2021 года по делу N А56-106819/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альтаир-Инвест" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-106819/2020
Истец: ООО "АЛЬТАИР-ИНВЕСТ"
Ответчик: Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области