г. Пермь |
|
04 июня 2021 г. |
Дело N А60-63890/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Григорьевой Н.П.
судей Кощеевой М.Н., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой М.А.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Администрации Тавдинского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 апреля 2021 года
по делу N А60-63890/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кубань- Гидроспецгеология" (ОГРН 1072311009869, ИНН 2311103147)
к Администрации Тавдинского городского округа (ОГРН 1026601907034, ИНН 6634002739)
о взыскании неустойки по договору подряда,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кубань-Гидроспецгеология" (далее - истец, ООО "Кубань-Гидроспецгеология") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Администрации Тавдинского городского округа (далее-ответчик, Администрация Тавдинского городского округа) о взыскании неустойки в размере 51 768 руб. 32 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.04.2021 в исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскана неустойка в сумме 46 996 руб. 50 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины 1 880 руб.00 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в зачете встречных однородных обязательств в сумме 36 700 руб. 88 коп., принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы выражает несогласие с выводом суда о том, что просрочка выполнения работ истцом по муниципальному контракту связана с ненадлежащим исполнением обязательств заказчиком, в связи с чем оснований для начисления неустойки не усматривается, поскольку просрочка связана с бездействием истца по исполнению муниципального контракта.
Истцом отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в соответствии со ст.ст.156 и 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Протокольным определением в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к апелляционной жалобе отказано в соответствии с ч. 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку ответчиком не обоснована невозможность их представления в суд первой инстанции по независящим от него причинам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Администрацией Тавдинского городского округа (заказчик) и ООО "Кубань-Гидроспецгеология" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 0162300033218000045-0139674-02 от 11.04.2018 (далее - контракт), предметом которого является разработка проекта зон санитарной охраны (далее - ЗСО) озера Халтурино, реки Тавда - источников питьевого водоснабжения города Тавда Тавдинского городского округа и техническое сопровождением проекта при согласовании и утверждении.
Исполнитель обязуется выполнить работы по разработке проекта зон санитарной охраны озера Халтурино, реки Тавда - источников питьевого водоснабжения города Тавда Тавдинского городского округа и техническое сопровождение проекта при согласовании и утверждении, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги (п. 1.1 контракта).
Вступившим в законную силу 20.05.2020 решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.02.2020 по делу N А60-67706/2019 с Администрации Тавдинского городского округа в пользу ООО "Кубань-Гидроспецгеология" взыскана задолженность в сумме 855 000 руб. и расходы по оплате госпошлины в размере 20 100 руб.
Платежным поручением N 1339 от 02.10.2020 ответчик оплатил расходы по госпошлине, платежным поручением N 1338 от 02.10.2020 оплатил задолженность в размере 855 000 руб.
Истцом в связи с просрочкой платежа по уплате суммы основного долга рассчитана неустойка за период с 11.09.2019 по 02.10.2020 в размере 51 768 руб. 32 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 330, 719 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), и установил, что задолженность в сумме 855 000 руб. и расходы по оплате госпошлины в размере 20 100 руб., взысканные по решению суда, были оплачены ответчиком с просрочкой, в связи с чем суд пришел к выводу, что требование о взыскании неустойки подлежит удовлетворению. При этом, судом произведен расчет неустойки с учетом положения п. 5.2.2 контракта, согласно которому пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в связи с чем, в пользу истца взыскана неустойка в сумме 46 996 руб. 50 коп.
Относительно заявления ответчика о зачете встречных требований по уплате пеней за просрочку исполнения обязательств по договору, суд пришел к выводу, что истец уведомлял ответчика о приостановлении работ до исполнения ответчиком встречных обязательств, просрочка выполнения работ подрядчиком связана с ненадлежащим исполнением обязательств заказчиком, в связи с чем оснований для начисления неустойки за просрочку подрядчика суд не усмотрел, зачета встречных требований по уплате пеней не произвел.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом.
Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства.
В соответствии с п. 5.2.1 контракта в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, исполнителя вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Согласно п. 5.2.2 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Представленный истцом расчет пеней судом первой инстанции проверен и признан неправильным, поскольку истцом не учтено положение п. 5.2.2 контракта, согласно которому пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Контррасчет неустойки, представленный ответчиком, согласно которому взысканию подлежит сумма в размере 46 875 руб. 38 коп. за период с 11.09.2019 по 01.10.2020, суд первой инстанции правомерно не принят во внимание, поскольку задолженность в размере 855 000 руб. погашена ответчиком 02.10.2020, соответственно, истцом правомерно заявлены требования о взыскании неустойки по день фактического исполнения обязательства по оплате.
Судом первой инстанции произведен расчет пеней за период с 11.09.2019 по 02.10.2020 по 1/300 ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты долга, согласно которому размер неустойки составляет 46 996 руб. 50 коп.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции, ответчик, полагая, что истцом нарушены сроки выполнения работ по контракту, начислил неустойку по п. п. 5.3.1, 5.3.2 контракта в сумме 36 700 руб. 88 коп., ссылаясь на п. 1.2. контракта, согласно которому срок выполнения работ до 30.09.2018, истцом фактически выполнены работы 30.07.2019 (срок выставления счета-фактуры), просил произвести зачет встречных требований и удовлетворить исковые требования частично.
Доводы жалобы о несогласии с выводом суда, что просрочка выполнения работ истцом по муниципальному контракту связана с ненадлежащим исполнением обязательств заказчиком, поскольку просрочка связана с бездействием истца по исполнению муниципального контракта, отклоняются на основании следующего.
В рамках дела N А60-67706/2019 судом установлены следующие обстоятельства.
Между Администрацией Тавдинского городского округа (заказчик) и ООО "Кубань-Гидроспецгеология" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 0162300033218000045-0139674-02 от 11.04.2018 г. (далее - муниципальный контракт), предметом которого является разработка проекта зон санитарной охраны (далее - ЗСО) озера Халтурино, реки Тавда - источников питьевого водоснабжения города Тавда Тавдинского городского округа и техническое сопровождением проекта при согласовании и утверждении. По муниципальному контракту исполнитель обязуется выполнить работы по разработке проекта зон санитарной охраны озера Халтурино, реки Тавда - источников питьевого водоснабжения города Тавда Тавдинского городского округа и техническое сопровождение проекта при согласовании и утверждении, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги (пункт 1.1 муниципального контракта).
Согласно пункту 4.1 муниципального контракта, цена контракта составляет 861 400 руб. 00 коп. Срок выполнения работ определен с момента заключения контракта до 30.09.2018 (пункт 1.2 контракта).
Согласно приложению N 1 к муниципальному контракту "Техническое задание" стороны определили подлежащие выполнению виды работ: разработка проекта зон санитарной охраны озера Халтурино, реки Тавда - источников питьевого водоснабжения города Тавда Тавдинского городского округа и техническое сопровождение проекта при согласовании и утверждении (далее - проекты ЗСО), включая получение гидрологических заключений по обоснованию границ ЗСО, согласованных Департаментом по недропользованию по Уральскому федеральному округу, получение положительного результата экспертизы в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" и положительных санитарно- эпидемиологических заключений о соответствии проектов ЗСО санитарным требованиям, утверждение проектов ЗСО в Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области с копией Заключения Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о согласовании проектов ЗСО.
В процессе выполнения работ выяснилось, что площадка водозабора для источника водоснабжения р. Тавда в размерах согласно п. 2.3.1.1 (а) СанПиН 2.1.4.1110-02 не может быть выделена на местности по прилегающему к водозабору берегу (правый берег) ввиду расположения объектов капитального строительства на землях поселений (землях населенных пунктов) Свердловская обл., г. Тавда, ул. 3-я Белояровская, д. 13, 15, 16 и ул. 2-я Белояровская, д. 19.
Сокращение границ ЗСО 1 пояса для водотока требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 не предусматривается, что заведомо делает невозможным согласование и утверждение единого проекта для озера и реки. В связи с этим стороны приняли решение разделить работу на 2 самостоятельных проекта: отдельно по озеру и по реке. Кроме того, в приложении N 1 к муниципальному контракту "Техническое задание" также в разделах 5, 7 указано, что подрядчик разрабатывает проекты ЗСО.
Работы по разработке двух отдельных проектов были начаты в сентябре 2018 года, только после получения информации от органов Роспотребнадзора по р. Тавда и после согласования дальнейших условий выполнения работ с заказчиком.
Согласно утвержденной схеме в г. Тавда от водозабора на оз. Халтурино вода насосной станцией I подъема по водоводу Д-500 мм подается через р. Тавду по дюкеру (3Д600 мм) на площадку фильтровальной станции, расположенную на правом берегу р. Тавды. На площадке фильтровальной станции размещена насосная станция II подъема производительностью 20 тыс.м3/сут. и резервуар чистой воды (V-2000 м3), в котором хранится пожарный запас и объём воды для регулирования неравномерности водопотребления.
Состояние насосных станций I и II подъема, а также фильтровальной станции неудовлетворительное: насосная станция I подъема считается временной, износ зданий, сетей и сооружений насосной станции II подъема и фильтровальной станции достигает 80%.
От водозабора учреждения ИК-19 на р. Тавде после водоподготовки подается на площадку ФГУ ИК-19 и далее потребителям жилого района Белый Яр. Надежность системы водоснабжения МО "Тавдинский городской округ" характеризуется как неудовлетворительная. Протяженность водопроводной сети 94,7 км (в т.ч. г. Тавда 54,3 км), из них 75,76 км сетей имеют 100% износ. Общий износ водопроводных сетей составляет 80%. Водопровод введен в эксплуатацию в 1972 году.
В 2018 году Администрация утвердила новую схему водоснабжения и водоотведения на период до 2029 года. Согласно новой схеме на первый этап 2019-2024 годы запланировано мероприятие: Строительство участка водопровода от ул. Лесопильщиков 36 до ул. 4- ая Белоярская с ликвидацией ФНС по ул.4-ая Белоярская, строительством станции повышения давления и строительством магистрального водопровода протяженностью 2 км "Создание системы диспетчеризации и автоматического управления. Таким образом, Администрация не планировала в будущем использовать водозабор на р. Тавда, а предполагала его ликвидировать в период с 2019 по 2024 годы.
Между тем, ООО "Кубань-Гидроспецгеология" в рамках муниципального контракта выполнены следующие работы: разработан "Проект зон санитарной охраны озера Халтурино - источника питьевого водоснабжения города Тавда Тавдинского городского округа Свердловской области".
В 2018 году от ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" получено экспертное заключение N 3565.10 от 22.10.2018, результат экспертизы - соответствие проекта требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". Однако от Управления Роспотребнадзора по Свердловской области получено санитарно-эпидемиологическое заключение N 66.01.31.000.Т.000095.01.19 от 22.01.2019 о несоответствии проектной документации СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
В результате рассмотрения экспертного заключения, выданного на проект ЗСО озера Халтурино, Управление Роспотребнадзора указало следующие причины: отсутствие информации о качестве воды источника водоснабжения по органическим и радиологическим показателям; отсутствие сведений о процентном соотношении нагонных ветров на озере Халтурино.
В письме исх. N 335/04-18 от 28.04.2018 ООО "Кубань-Гидроспецгеология" просило Администрацию предоставить в составе исходных данных результаты исследования качества воды из скважин за последние 3 года и текущий год - протоколы должны содержать перечень показателей в объеме согласно СанПиН 2.1.4.1074-01 (органолептические, обобщенные, неорганические, органические, микробиологические, радиологические). В этом же письме истец уведомил Администрацию о том, что, отсутствие исходных данных препятствует выполнению работ, работ приостановлены до момента получения полного комплекта запрашиваемых исходных данных.
Администрация 10.05.2018 направила в адрес исполнителя часть исходных данных. Однако результаты исследования качества воды из скважин за последние 3 года и текущий год, содержащие перечень показателей в объеме согласно СанПиН 2.1.4.1074-01 (органолептические, обобщенные, неорганические, органические, микробиологические, радиологические) не были предоставлены.
Кроме того, ввиду отсутствия на озере Халтурино станции метеорологической службы сведения о процентном соотношении нагонных ветров на озере получить было невозможно, в связи с чем в проекте ЗСО было отражено: сведения о процентном соотношении нагонных ветров на озере отсутствуют.
После получения санитарно-эпидемиологического заключения Администрация 26.03.2019 сообщила, что с органами Роспотребнадзора заключен договор на проведение соответствующих исследований качества воды, результат будет получен в течение 30 дней с момента предоставления в органы Роспотребнадзора проб воды.
ООО "Кубань-Гидроспецгеология" самостоятельно запросило в отделе водных ресурсов по Свердловской области Нижне-Обского БВУ и ФГБУ "Уральское УГМС" сведения о процентном соотношении нагонных ветров на озере. Согласно полученным ответам запрашиваемая информация не может быть предоставлена ввиду отсутствия на озере Халтурино пунктов государственной сети наблюдений за гидрометеорологическим режимом.
Исполнитель внес в проект соответствующие сведения, были приложены полученные документы и справки, после чего проектная документация была подана на повторную санитарно-эпидемиологическую экспертизу, по результатам которой получены документы о соответствии проектной документации действующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: экспертное заключение N ОИ 970 от 06.06.2019, санитарно-эпидемиологическое заключение N 66.01.31.000.Т.002067.07.19 от 04.07.2019, выданное Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области.
Утверждение проекта зон санитарной охраны водных объектов, расположенных на территории Свердловской области осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство).
В соответствии Административным регламентом по предоставлению Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях" (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 01.08.2012 г. N 369) государственная услуга по утверждению проекта ЗСО для поверхностного водного объекта осуществляется на основании заявления с приложением документов в соответствии с п. 16 Административного регламента: 1) сведения об организации пользователе поверхностным водным объектом: полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты, номера контактных телефонов и электронной почты; 2) сведения о праве пользования поверхностным водным объектом (договор водопользования); 3) сведения о праве пользования земельным участком в первом поясе зоны санитарной охраны водного объекта. В связи с отсутствием у заказчика - Администрации Тавдинского городского округа документов, подтверждающих право пользования поверхностным водным объектом и право пользования земельным участком в первом поясе зоны санитарной охраны, утверждение проекта ЗСО для озера Халтурино в Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области не представляется возможным по причинам, не зависящим от исполнителя, о чем ООО "КубаньГидроспецгеология" уведомило Администрацию.
Таким образом, работа над проектом ЗСО озера Халтурино была завершена: проект разработан, на него получено положительное экспертное заключение и положительное санитарно-эпидемиологическое заключение. Также разработан "Проект зон санитарной охраны реки Тавда - источника питьевого водоснабжения города Тавда Тавдинского городского округа Свердловской области".
В 2018 году от ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" получено экспертное заключение N 3910.10 от 16.11.2018, результат экспертизы - несоответствие проекта требованиям СанПиН 2.1.4.1110- 02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" ввиду неудовлетворительного технического состояния ФНС Белый Яр и водопроводной сети и отсутствия возможности организации ЗСО первого пояса согласно санитарным нормам и
правилам.
Судом установлено, что все выявленные недостатки водозабора относятся к ненадлежащему содержанию водозабора и наличию объектов капитального строительства третьих лиц на территории первого пояса ЗСО.
При таких обстоятельствах получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект ЗСО для реки Тавда не представляется возможным ввиду наличия отрицательного экспертного заключения, то есть по причинам, не зависящим от исполнителя.
В силу п. 1 ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Таким образом, с учетом установленных судом в решении по делу N А60-67706/2019 обстоятельств, в настоящем деле вопреки доводам жалобы суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец уведомлял ответчика о приостановлении работ до исполнения ответчиком встречных обязательств, в связи с чем просрочка выполнения работ подрядчиком связана с ненадлежащим исполнением обязательств заказчиком.
Учитывая изложенное, оснований для начисления неустойки за просрочку подрядчика суд первой инстанции обоснованно не усмотрел, соответственно, оснований для зачета встречных требований по уплате пеней у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем доводы жалобы относительно несогласия с судебным актом в части отказа в зачете встречных требований в сумме 36 700 руб. 88 коп., отклоняются.
Таким образом, исковые требования о взыскании неустойки в сумме 46 996 руб. 50 коп. удовлетворены судом первой инстанции законно и обоснованно.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся лишь к несогласию ответчика с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств при отсутствии обстоятельств, указывающих на наличие оснований для такой переоценки.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных ст. 270 АПК РФ оснований для отмены или изменения судебного акта.
Таким образом, решение арбитражного суда от 06.04.2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб. относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 апреля 2021 года по делу N А60-63890/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.П. Григорьева |
Судьи |
М.Н. Кощеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-63890/2020
Истец: ООО "КУБАНЬ - ГИДРОСПЕЦГЕОЛОГИЯ"
Ответчик: АНО АДМИНИСТРАЦИЯ ТАВДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА