г. Чита |
|
09 февраля 2024 г. |
Дело N А19-10660/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Н. А. Корзовой, судей Н. И. Кайдаш, О. А. Луценко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А. Н. Норбоевым,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФНС России на определение Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2023 года по делу N А19-10660/2023
по заявлению Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов Шевченко Любови Сергеевны суммы задолженности по обязательным платежам,
по делу по заявлению Шевченко Любови Сергеевны (23.05.1984 года рождения, место рождения: г. Иркутск Иркутской обл., ИНН 381101759525, СНИЛС 107-234-134 13, адрес: 664009, обл. Иркутская, г. Иркутск, ул. Депутатская, д. 87/6, кв. 7) о признании её банкротом.
В судебное заседание 07.02.2024 в Четвертый арбитражный апелляционный суд лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27.07.2023 в отношении Шевченко Любови Сергеевны (далее - Шевченко Л.С., должник) введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим в деле о банкротстве должника утверждена Позднякова Анастасия Дмитриевна.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) 25.09.2023 через электронную систему "Мой Арбитр" обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о включении в реестр требований кредиторов Шевченко Л.С. задолженности в размере 395 руб. 99 коп. (383 руб. - налог, 12 руб. 99 коп. - пени).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2023 года требование Федеральной налоговой службы признано обоснованным частично.
Включено требование Федеральной налоговой службы в размере 221 руб. налог, 12 руб. 99 коп. - пени в третью очередь реестра требований кредиторов Шевченко Любови Сергеевны.
Производство по требованию Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов Шевченко Любови Сергеевны в части 162 руб. - налог прекращено, поскольку квалифицировано судом первой инстанции в качестве текущего.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, ФНС России обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель в апелляционной жалобе выражает несогласие с определением суда первой инстанции в части прекращения производства по требованию ФНС России в сумме 162 рублей за 2022 год, указывая, что поскольку налоговый период налога на имущество физических лиц - 2022 год, ошибочна ссылка суда на то, что срок его уплаты - не позднее 01.12.2023 (после возбуждения дела о банкротстве), поэтому требование ФНС России по налогу на имущество в размере 162 рублей является текущим платежом.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2022 год возникла до возбуждения дела о банкротстве, что подтверждается правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016.
С учетом указанных обстоятельств, ФНС России просит определение отменить в части прекращения производства по требованию уполномоченного органа в сумме 162 руб. за 2022 год и разрешить вопрос по существу.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Поскольку определение суда обжаловано в части, принимая во внимание отсутствие соответствующих возражений лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, приведенных в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", пересматривает определение в обжалуемой части.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, у Шевченко Л.С. имеется задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2022 год, в размере 162 рублей.
В подтверждение указанной задолженности уполномоченным органом представлено налоговое уведомление от 27.07.2023 N 72572803.
Суд первой инстанции, квалифицировав налог в качестве текущего обязательства должника, производство по спору в указанной части прекратил.
При этом суд указал, что поскольку расчетный период налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 162 руб. - 2022 год, срок его уплаты истек 01.12.2023, т.е. после возбуждения дела о банкротстве.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 401 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с правовой позицией, приведенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, в силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.
Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до дня принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.
В рассматриваемом случае по смыслу статей 38 и 44 Налогового кодекса Российской Федерации, заявленное требование не является текущим, поскольку налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц в силу статьи 405 Налогового кодекса Российской Федерации является календарный год, в данном случае это - 2022 год, окончание которого приходится на дату 31.12.2022, то есть до возбуждения производства по делу.
Следовательно, выводы суда первой инстанции о текущем характере долга являются ошибочными, а требование носит реестровый характер.
В силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26.10.2002 (далее - Закона о банкротстве) проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
По смыслу статей 80, 101 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для предъявления ко взысканию налогов, пени и штрафа являются налоговая декларация (расчет по авансовым платежам), решения налогового органа, принятые по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, расчеты пеней, поэтому допустимым доказательством наличия обязанности должника по уплате налога, пени и штрафа является либо налоговая декларация, либо решение налогового органа, принятое по результатам камеральной или выездной налоговой проверки.
На это же указывают разъяснения, приведенные в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации": в основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление.
Учитывая важность формирования реестра требований кредиторов, в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" даны разъяснения о том, что при установлении требований в деле о банкротстве не подлежит применению часть 3.1 статьи 70 АПК РФ, согласно которой обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований; также при установлении требований в деле о банкротстве признание должником или арбитражным управляющим обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования (часть 3 статьи 70 АПК РФ), само по себе не освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Следовательно, суд, рассматривающий дело о банкротстве, устанавливает обоснованность заявленных требований, независимо от наличия возражений должника.
В силу разъяснений, приведенных в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
При этом само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 НК РФ).
Так, срок взыскания задолженности в судебном порядке составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговым органом были приняты надлежащие меры по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика и не приняты меры по принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика (пункт 1 статьи 47 НК РФ и пункт 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Следовательно, суд должен проверить, не утрачена ли возможность взыскания долга в судебном порядке (посчитать совокупные сроки).
Следует отметить, что задолженность взыскивается как с физического лица, следовательно, надлежит проверить соблюдение порядка взыскания долга по статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд находит порядок взыскания долга соблюденным, примененную ставку налога и его расчет - правильными, а заявленное требование - обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника третьей очереди.
С учетом изложенного выше, определение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, которое заключается в неправильном истолковании закона (пункт 4 части 1, пункт 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2023 года по делу N А19-10660/2023 в обжалуемой части отменить.
В отмененной обжалуемой части принять новый судебный акт. Признать обоснованным и включить требование Федеральной налоговой службы в размере 162 рублей основного долга по налогу в третью очередь реестра требований кредиторов Шевченко Любови Сергеевны.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Корзова |
Судьи |
Н.И. Кайдаш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-10660/2023
Должник: Шевченко Любовь Сергеевна
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N24 по Иркутской области, ООО "Феникс", ПАО "Сбербанк России"
Третье лицо: Кириллов Владислав Юрьевич, Позднякова Анастасия Дмитриевна, Союз "Саморегулируемая организация "Гильдия арбитражных управляющих"