Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 августа 2021 г. N Ф05-20145/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
03 июня 2021 г. |
Дело N А40-252469/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ДАРТ-М"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2021 по делу N А40-252469/20
по заявлению ООО "ДАРТ-М"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве
о признании недействительным решения
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Тохсырова К.К. по дов. от 05.02.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДАРТ-М" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительным решения от 06.08.2020 г. N 19-04/791, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением арбитражного суда 23.03.2021 указанные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Ответчиком представлен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав объяснения ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами: 77:01:0001020:1895, 77:01:0001020:1068, 77:01:0001020:1084 и 77:01:0001020:1085, находящихся в здании с кадастровым номером 77:01:0002019:1016, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Яузская, д. 5.
Здание с кадастровым номером 77:01:0001020:1006 согласно постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП кадастровая стоимость спорных помещений для целей ее применения с 01.01.2017 г. была установлена в следующем размере: 77:01:0001020:1084 - 2 593 232,15 руб.; 77:01:0001020:1085 - 6 235 434,76 руб.; 77:01:0001020:1068 - 2 216 730,28 руб.; 77:01:0001020:1895 - 498 521 228,76 руб. В уточненных налоговых расчетах и уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций от 05.11.2019 г. за 2017 год, заявитель исчислил налог на имущество исходя из среднегодовой стоимости спорных нежилых помещений.
Налоговый орган с позицией заявителя не согласился и оспариваемыми решениями определил его налоговые обязанности исходя из кадастровой стоимости помещений с кадастровыми номерами: 77:01:0001020:1084 - 2 593 232,15 руб.; 77:01:0001020:1085 - 6 235 434,76 руб.; 77:01:0001020:1068 - 2 216 730,28 руб.; 77:01:0001020:1895 - 498 521 228,76 руб., установленной Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП.
Оспариваемым решением Инспекции от 06.08.2020 г. N 19-04/791 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" заявителю был доначислен налог на имущество организаций в общей сумме 3 566 967 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 25.09.2020 г. N 21-10/147450@ апелляционная жалоба Общества на решение Инспекции от 06.08.2020 г. N 19-04/791 была оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанными решениями, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Как следует из материалов дела, согласно обжалуемым решениям спорные нежилые помещения, принадлежащие Обществу на праве собственности, расположены в здании с кадастровым номером 77:01:0001020:1006, которое включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП в редакции постановления от 29.11.2016 г. N 789-ПП. В связи с чем исчисление налога на имущество организаций в 2017 году должно производиться заявителем исходя из кадастровой стоимости спорных нежилых помещений.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01.01.2016", установлена кадастровая стоимость спорных помещений для целей ее применения с 01.01.2017 г. в следующем размере: 77:01:0001020:1084 - 2 593 232,15 руб.; 77:01:0001020:1085 - 6 235 434,76 руб.; 77:01:0001020:1068 - 2 216 730,28 руб.; 77:01:0001020:1895 - 498 521 228,76 руб.
Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в частности, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как следует из п.п. 2 и 7 ст. 378.2 НК РФ налоговая база в отношении перечисленных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 378.2 НК РФ ст. 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон г. Москвы N 64) установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В целях реализации Закона г. Москвы N 64 и в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП определен Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год.
Как верно установлено судом первой инстанции, в ходе проведенных камеральных налоговых проверок информацией, полученной согласно ст. 85 НК РФ от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), было подтверждено, что Общество является собственником помещений в здании с кадастровым номером 77:01:0001020:1006: помещения с кадастровым номером 77:01:0001020:1895, 77:01:0001020:1068, 77:01:0001020:1084 и 77:01:0001020:1085.
Поскольку помещения представляют собой часть здания, то порядок их налогообложения не может быть отличен от порядка налогообложения здания. Если здание (строение, сооружение) включено в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости.
Таким образом, в 2017 году Общество является плательщиком налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимого имущества.
С учетом ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 указанного Федерального закона (т.е. в отношении вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик).
Отношения, связанные с определением кадастровой стоимости, регулируются Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Статья 24.18 Закона N 135-ФЗ допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости, определенной в рамках проведенной государственной кадастровой оценки, путем ее установления в размере рыночной стоимости. После завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости (абз. 1, 2 ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ).
Таким образом, установленный законодательством порядок пересмотра результатов определения кадастровой стоимости не предполагает произвольного изменения сведений о кадастровой стоимости, внесенных в государственный реестр, в том числе посредством ее уменьшения на суммы налога на добавленную стоимость расчетным способом или на основании иных данных.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" допускает отражение в государственном реестре лишь тех сведений о кадастровой стоимости, которые: либо утверждены уполномоченным органом по результатам проведенной кадастровой оценки (статья 24.17 данного Федерального закона); либо указаны в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решении суда, принятых по результатам рассмотрения спора в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона.
Соответственно, именно указанные в государственном реестре сведения о кадастровой стоимости, при условии, что они внесены без допущения технических ошибок, должны использоваться для налогообложения.
В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что заявитель обращался в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости помещения 77:01:0001020:1895.
Решением от 24.10.2018 года по делу N 3а-3421/2018 кадастровая стоимость спорных помещений установлена на период с 01.01.2018 и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в размере: 352 400 000 руб.
Учитывая, что кадастровая стоимость помещения 77:01:0001020:1895 была установлена решением суда на период применения с 01.01.2018 г., у заявителя отсутствовали основания использовать указанный размер стоимости для целей налогообложения с 01.01.2017 г.
Таким образом, поскольку здание с кадастровым номером 77:01:0001020:1006, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Яузская, д. 5, поименовано в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП, то в 2017 году все помещения, расположенные в данном здании, подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой как их кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах вывод Инспекции в обжалуемых решениях о том, что исчисление налога на имущество организаций за 2017 год в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001020:1895, 77:01:0001020:1068, 77:01:0001020:1084 и 77:01:0001020:1085, необходимо производить в соответствии с положениями статьи 378.2 НК РФ, то есть исходя из кадастровой стоимости данных помещений, является правомерным.
В нарушение статей 378.2, 375 НК РФ Общество в налоговых расчетах по авансовым платежам и в налоговой декларации по налогу на имущество организаций за отчетные периоды 2017 года в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 77:01:0001020:1895, 77:01:0001020:1068, 77:01:0001020:1084 и 77:01:0001020:1085, неправомерно определило свои налоговые обязанности по уплате налога на имущество исходя из среднегодовой стоимости имущества, что привело к занижению сумм авансовых платежей по налогу и налога на имущество за данные периоды 2017 года на общую сумму 3 566 967 руб.
При формировании Перечня учитываются особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, установленные в рамках определенных статьей 378.2 НК РФ критериев законом субъекта РФ.
Согласно пункту 1 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого 6 назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно пункту 8 статьи 378.2 НК РФ состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
На основании п. 8 ст. 378.2 НК РФ приказом ФНС России от 28.11.2014 N ММВ-7-11/604@ "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме" определен состав сведений, подлежащих включению в Перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
На основании пункта 7 статьи 378.2 НК РФ Правительство Москвы в Приложении N 1 к Постановлению от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определило Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год (в ред. Постановления от 29.11.2016 N 789-ПП).
В Перечень объектов недвижимого имущества пунктом 355 включено здание с кадастровым номером 77:01:0001020:1006 по адресу: г. Москва, ул. Яузская, д. 5. Следовательно, принадлежащие Обществу помещения с кадастровыми номерами 77:01:0001020:1895, 77:01:0001020:1068, 77:01:0001020:1084 и 77:01:0001020:1085, расположенные в здании с кадастровым номером 77:01:0001020:1006, также подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
Таким образом, по итогам рассмотрения дела требования заявителя о признании недействительными решений от 06.08.2020 г. N 19-04/791 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", удовлетворению не подлежат, так как данные решения соответствуют законодательству о налогах и сборах.
Доводы апелляционной жалобы Общества повторяют доводы, изложенные в исковом заявлении и направлены на переоценку доводов обжалуемого решения, при этом не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое решение налогового органа законно и обоснованно. Доказательств, каким образом оспариваемое решение нарушает права и законные интересы общества в материалы дела не представлены.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.03.2021 по делу N А40-252469/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-252469/2020
Истец: ООО "ДАРТ-М"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО Г. МОСКВЕ