г. Киров |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А29-9602/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2021 по делу
N А29-9602/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское Страхование"
(ИНН: 7813171100, ОГРН: 1027806865481)
к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
(ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)
о взыскании денежной суммы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское Страхование" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - ответчик, Фонд) 1 061 974 рублей 34 копеек задолженности по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 10.01.2012 N 2.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2021 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ответчик указывает, что начисление страховыми медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса для мероприятий из средств, определенных по результатам повторного медико-экономического контроля, проводимого территориальным фондом, действующим законодательством об обязательном медицинском страховании не предусмотрено.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласился.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Истец представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.01.2012 между Фондом и ООО "Росгосстрах-Медицина" (в настоящее время - Общество) заключен договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования N 2.
По условиям договора территориальный фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В соответствии с пунктом 2.8 договора целевые средства на оплату медицинской помощи формируются за счет:
- средств, поступивших из территориального фонда на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования в соответствии с договором;
- средств, поступивших из медицинских организации в результате применения к ним санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования в соответствии со статьей 41 Закона N 326-ФЗ:
- средств по результатам проведения медико-экономического контроля;
- 70 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате экспертизы качества медицинской помощи;
- 70 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате медико-экономической экспертизы;
- 50 процентов сумм, поступивших от медицинских организаций в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества;
- средств, поступивших от юридических и физических лиц, причинивших вред здоровью застрахованных лиц, в соответствии со статей 31 Закона N 326-ФЗ в части сумм, затраченных на оплату медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 4.8.2 договора территориальный фонд обязуется осуществлять предоставление средств из нормированного страхового запаса территориального фонда не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки при отсутствии оснований, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона N 326-ФЗ.
Согласно пункту 4.11 договора территориальный фонд обязуется осуществлять контроль деятельности страховой медицинской организации, в том числе, по заключению договоров на оказание и оплату медицинской помощи, выполнению условий данных договоров, организации обязательного медицинского страхования, защите прав застрахованных лиц, осуществлению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, достоверности учетно-отчетных сведений, направляемых в территориальный фонд, и проводить проверку деятельности страховой медицинской организации, в том числе путем ревизий, сверку расчетов со страховой медицинской организацией, а также между страховой медицинской организацией и медицинскими организациями при досрочном расторжении или прекращении настоящего договора.
В связи с недостаточным объемом финансового обеспечения, выделенного Фондом для оплаты оказанной медицинской помощи медицинскими организациями в декабре 2018 года, Общество направило Фонду заявку от 28.01.2019 на представление целевых средств в сумме 100 796 604 рублей 27 копеек из нормированного страхового запаса Фонда и отчет об использовании целевых средств за период с 01.01.2018 по 31.12.2018.
По результатам проверки, проведенной Фондом, обращение истца о выделении целевых средств в размере 100 796 604 рублей 27 копеек, признано неподтвержденным по причине превышения суммы потребности на 1 268 253 рубля 70 копеек. Потребность в целевых средствах сверх установленного объема средств для оплаты медицинской помощи из средств нормированного страхового запаса для завершения расчетов в 2018 году составила 99 528 350 рублей 27 копеек. Результаты проверки отражены в акте от 08.02.2019.
Платежными поручениями от 19.02.2019 N 594273, от 13.06.2019 N 2197 истцу произведено перечисление 99 528 350 рублей 27 копеек.
Посчитав, что отказ в перечислении всей суммы целевых средств является необоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьей 9, частью 8 статьи 14, частями 6, 6.3 статьи 26, частями 6, 7, 9 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 26 Закона N 326-ФЗ в составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
Согласно части 6.3 статьи 26 Закона N 326-ФЗ объем средств нормированного страхового запаса территориального фонда на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования определяется как сумма: 1) средств от применения территориальным фондом к медицинским организациям санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи: а) 50 процентов средств по результатам проведения медико-экономического контроля; б) 35 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения экспертизы качества медицинской помощи; в) 35 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения медико-экономической экспертизы; г) 25 процентов сумм, поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества; 2) средств от применения страховыми медицинскими организациями к медицинским организациям санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи: а) 50 процентов средств по результатам проведения медико-экономического контроля; б) 35 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения экспертизы качества медицинской помощи; в) 35 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения медико-экономической экспертизы; г) 25 процентов сумм, поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона N 326-ФЗ в случае превышения установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда.
В силу части 9 статьи 38 Закона N 326-ФЗ основаниями для отказа в предоставлении страховой медицинской организации средств из нормированного страхового запаса территориального фонда сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации являются: наличие у страховой медицинской организации остатка целевых средств; необоснованность объема дополнительно запрашиваемых средств, выявленная территориальным фондом по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи и проведения экспертизы качества медицинской помощи; отсутствие средств в нормированном страховом запасе территориального фонда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в качестве основания для отказа в предоставлении Обществу средств из нормированного страхового запаса Фонд указал, что в сумму средств, направленных в Фонд для формирования нормированного страхового запаса для мероприятий, Обществом необоснованно включены средства, начисленные из средств, определенных актами повторного медико-экономического контроля, проводимого в течение 2018 года Фондом.
Между тем, ответчиком не представлено доказательств и материалами дела не подтверждается, что указанные денежные средства были возвращены Фондом, что Общество располагало остатком целевых средств в спорной сумме 1 061 974 рублей 34 копеек. Из материалов дела следует, отчетами об использовании целевых средств (лист дела 70 том 1, строка 3 отчета) подтверждается, что остатки целевых средств у Общества отсутствуют. Доказательств того, что спорная сумма 1 061 974 рублей 34 копеек превышает именно сумму целевой потребности для оплаты медицинской помощи, не имеется. Из заявки на получение спорных целевых средств видно, что они необходимы для оплаты медицинской помощи по ОМС, другого материалами дела не подтверждается.
Доказательств наличия других, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона N 326-ФЗ, оснований для отказа в предоставлении Фондом из средств нормированного страхового запаса требуемой суммы ответчик также не представил.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований не являются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2021 по делу N А29-9602/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-9602/2020
Истец: ООО "Капитал Медицинское Страхование", ООО "Капитал Медицинское Страхование" в лице филиала Капитал МС в РК
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение Республики Коми Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми