07 июня 2021 г. |
Дело N А84-6528/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 июня 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Зарубина А.В. и Ольшанской Н.А., при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Талановой Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 февраля 2021 года по делу N А84-6528/2020 (судья - Ражков Р.А.),
по иску Департамента городского хозяйства города Севастополя,
к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания",
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент финансов города Севастополя,
город федерального значения Севастополь в лице Правительства Севастополя,
о взыскании 3 208 570,90 руб.
при участии в судебном заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" - Михайлова Наталия Владимировна, представитель по доверенности от 13.11.2020, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации,
- от Департамента городского хозяйства города Севастополя - Онищенко Евгений Юрьевич, представитель по доверенности от 11.01.2021 N 1, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства города Севастополя обратился в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" (далее - ООО "Управляющая компания") о взыскании 3 508 570,90 руб. неиспользованных остатков средств субсидий, выделенных из бюджета города Севастополя.
В процессе рассмотрения дела истцом в порядке пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнены исковые требования, истцом подано заявление об отказе от исковых требований в размере 300 000,00 руб., в связи с их возвратом ответчиком в бюджет города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 16 февраля 2021 года по делу N А84-6528/2020 (судья - Ражков Р.А.) исковые требования удовлетворены.
Взыскано с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" в пользу Департамента городского хозяйства города Севастополя неосновательное обогащение в сумме 3 208 570,90 руб..
Взыскана с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" в доход федерального бюджета 39 043,00 руб. государственная пошлина.
Не согласившись с указанным решением суда, Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы мотивированы неполным выяснением судом первой инстанции обстоятельств имеющих значения для разрешения спора.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 апелляционная жалоба оставлена без движения, заявителю в срок до 19.04.2021 включительно предложено устранить нарушения указанные в определении суда.
Заявителем жалобы устранены обстоятельства послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением суда апелляционной инстанции от 20.04.2021 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 02.06.2021.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
25.05.2021 от Департамента городского хозяйства города Севастополя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец с ее доводами не согласился и возражал против ее удовлетворения.
В судебном заседании, назначенном на 02.06.2021, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении, представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы и настаивал на отказе в ее удовлетворении, оставлении решения суда первой инстанции без изменений.
Законность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
На основании постановлений Правительства Севастополя от 14.12.2018N 881-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидии юридическим лицам, (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), предоставляющим услуги по содержанию жилых помещений в многоквартирных домах, на финансовое обеспечение затрат в рамках проведения текущего ремонта многоквартирных домов (ремонт подъездов), расположенных на территории города Севастополя", от 14.12.2018 N878-ПП "Об утверждения Порядка предоставления субсидии организациям, осуществляющим управление многоквартирными мами, из бюджета города Севастополя на финансовое обеспечение затрат в рамках проведения работ по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах, расположенных на территории города Севастополя", от 01.02.2018 N57-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), предоставляющим услуги по содержанию жилых помещений в многоквартирных домах, на финансовое обеспечение затрат по мероприятиям подпрограммы 1 "Улучшение технического состояния и развитие жилищного хозяйства города Севастополя" государственной программы "Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя" между Департаментом городского хозяйства города Севастополя и ООО "Управляющая компания" (получатель субсидии) заключены соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат от 18.12.2018 N 77, от 18.12.2018 N84, от 26.02.2018 N23.
Предоставление субсидий подтверждается платёжными поручениями: N 871952 от 24.12.2018 на сумму 13 075 000,00 рублей; N 871946 от 24.12.2018 на сумму 41 356 300,00 рублей; N 397898 от 05.03.2018 на сумму 112 629 300,00 рублей; N 609613 от 25.07.2018 на сумму 376 300,00 рублей; N 92142 от 20.03.2019 на сумму 71 882 000,00 рублей.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами факт перечисления денежных средств во исполнение соглашений о предоставлении субсидии, на финансовое обеспечение затрат, отсутствие документов, подтверждающих использование средств субсидий на цели, для которых они предоставлены: Соглашение от 18.12.2018 N 77 (постановление Правительства Севастополя от 14.12.2018 N 881-ПП) - 814 838, 36 руб.; Соглашение от 18.12.2018N 84 (постановление Правительства Севастополя от 14.12.2018 N 878-ПП) - 1 788 572,80 руб.; Соглашение от 26.02.2018 N 23 (постановление Правительства Севастополя от 01.02.2018 N 57-ПП) - 905 159,74 руб.
Департаментом городского хозяйства города Севастополя установлено, что ООО "Управляющая компания" не возвратила неиспользованные в 2019 году и несогласованные в части необходимости их направления на те же цели в очередном финансовом году остатки средств субсидии по указанным соглашениям на сумму 3 508 570,90 руб.
Письмом от 12.10.2020 N 8266/01-03-01.1-18/02/20 ответчик был уведомлен о необходимости вернуть бюджетные средства. Однако, ответчиком денежные средства в бюджет возвращены не были, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
В ходе судебного разбирательства ответчик возвратил в бюджет города Севастополя денежные средства в размере 300 000,00 рублей, в связи с чем, истцом заявлено об отказе от иска в данной части, а судом первой инстанции по результатам рассмотрения данного заявления прекращено производство по делу в указанной части (определение от 16.02.2021).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения истца в судебном заседании, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Спорные правоотношения, возникшие между сторонами, регулируются, в том числе нормами Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В силу статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ.
Пункт 1 статьи 78 БК РФ предусматривает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных бюджетным законодательством. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).
Обязанность по целевому использованию бюджетных средств их получателем установлена статьей 62 БК РФ.
В соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бк РФ) и статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 158 БК РФ контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении, обеспечивает главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно п. 1, 10 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Порядок предоставления в 2018 году субсидии из бюджета города Севастополя юридическим лицам, (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), предоставляющим услуги по содержанию жилых помещений в многоквартирных домах, на финансовое обеспечение затрат в рамках проведения текущего ремонта многоквартирных домов (ремонт подъездов), расположенных на территории города Севастополя утвержден Постановлением Правительства Севастополя от 14.12.2018 N 881-ПП (далее - Порядок).
В соответствии с п. 18 данного Порядка, не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидии могут использоваться юридическими лицами в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти города Севастополя - главного распорядителя бюджетных средств.
Указанное решение принимается в форме правового акта исполнительного органа государственной власти города Севастополя - главного распорядителя бюджетных средств по согласованию с Департаментом финансов города Севастополя в срок до 20 января текущего финансового года.
Не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидии, в отношении которых в установленном порядке не подтверждена необходимость их направления на те же цели в очередном финансовом году, в объеме неподтвержденных остатков подлежат возврату в бюджет города Севастополя в срок до 1 февраля текущего финансового года.
Предоставление остатков средств субсидии в очередном финансовом году осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к соглашениям о предоставлении субсидии.
В соответствии с п. 19 данного Порядка, Главный распорядитель бюджетных средств в порядке завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляет возврат в бюджет города Севастополя остатков субсидии, не использованных в текущем финансовом году, а также остатков субсидии, не использованных получателями субсидии и возвращенных ими согласно пункту 18 настоящего Порядка.
В случае установления факта нарушения получателем субсидии условий, целей и настоящего Порядка предоставления субсидии, недостижения результата предоставления субсидии главный распорядитель бюджетных средств в течение 15 рабочих дней со дня выявления указанного нарушения направляет в адрес получателя субсидии письменное требование о возврате средств субсидии (п. 20 Порядка).
Субсидия, использованная с нарушением условий, целей и порядка ее предоставления, а также в случае недостижения результата предоставления субсидии, должна быть возвращена получателем субсидии на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств в течение 30 календарных дней со дня получения требования, указанного в пункте 20 настоящего Порядка (п. 21 Порядка).
При невозвращении средств субсидии в бюджет города Севастополя получателями субсидии в срок, указанный в пункте 21 настоящего Порядка, взыскание субсидии осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в судебном порядке (п. 22 Порядка).
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами факт перечисления денежных средств во исполнение соглашений о предоставлении субсидии, на финансовое обеспечение затрат, отсутствие документов, подтверждающих использование средств субсидий на цели, для которых они предоставлены:
- Соглашение от 18.12.2018 N 77 (постановление Правительства Севастополя от 14.12.2018 N 881-ПП) - 814 838, 36 руб.;
- Соглашение от 18.12.2018N 84 (постановление Правительства Севастополя от 14.12.2018 N 878-ПП) - 1 788 572,80 руб.;
- Соглашение от 26.02.2018 N 23 (постановление Правительства Севастополя от 01.02.2018 N 57-ПП) - 905 159,74 руб.
Департаментом городского хозяйства города Севастополя установлено, что ООО "Управляющая компания" не возвратила неиспользованные в 2019 году и несогласованные в части необходимости их направления на те же цели в очередном финансовом году остатки средств субсидии по указанным соглашениям на сумму 3 508 570,90 руб.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Факт задолженности ответчиком не оспаривается.
Стороны к соглашению о заключении мирового соглашения не пришли.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Поскольку иное не установлено названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (пункт 3 статьи 1103 ГК РФ).
Правовая природа договорного обязательства о субсидии заключается в безвозмездной передаче главным распорядителем денежных средств получателю для направления их на общеполезные, социально значимые цели с последующим предоставлением получателем отчета об их использовании. Условие о возврате субсидии в случае нарушения получателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.
Следовательно, ответственность в виде возврата субсидии, установленная данным Порядком, подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении субсидии, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права.
Так как Общество при подаче заявки на получение субсидии было осведомлено об условиях ее предоставления, то нарушения условий соглашения влечет за собой возврат полученной субсидии в областной бюджет в полном объеме (пункт 4.3 Порядка).
Учитывая изложенное, а также отсутствие в материалах дела доказательств использования ответчиком остатков средств субсидии по целевому назначению, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия оснований для взыскания с общества суммы неиспользованной части выданной субсидии.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиком не представлено доказательств расходования полученных денежных средств по целевому назначению, что, в свою очередь, свидетельствует о возникновении на стороне лица, получившего субсидию, неосновательного обогащения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости исключения суммы, установленной решением суда первой инстанции по делам N А84-2715/2020, N А84-3266/19 и N А84-2818/2019 из суммы требований, подлежащих удовлетворению по основания зачёта встречных однородных требований правомерно отклонены судом первой инстанции.
Ссылка заявителя апелляционной жалобе относительно того, что расходы возникли по причине отсутствия оборотных средств в связи с ранее понесенными расходами по оплате электрической энергии, а также ссылка на то, что постановлением Правительства Севастополя от 14.12.2018 N 879-ПП частично она была погашена, не относится к настоящему предмету спора, так как предметом данного искового производства является возврат неиспользованных остатков субсидии.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, судом установлено, что отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушение норм процессуального законодательства, влекущее безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 февраля 2021 года по делу N А84-6528/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-6528/2020
Истец: Департамент городского хозяйства города Севастополя
Ответчик: ООО "Управляющая компания"
Третье лицо: Город федерального значения Севастополь в лице Правительства Севастополя, Департамент финансов города Севастополя