г. Воронеж |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А35-7727/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурненкова А.А.,
судей Ботвинникова В.В.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Офицеровой А.В.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Антоновой Татьяны Владимировны: Келехсаева Б.М., представителя по доверенности б/н от 11.01.2021, паспорт РФ;
от акционерного общества "ЭкоПром-Липецк": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Антоновой Татьяны Владимировны на решение Арбитражного суда Курской области от 17.03.2021 по делу N А35-7727/2020 (судья Захарова В.А.)
по иску акционерного общества "ЭкоПром-Липецк" к индивидуальному предпринимателю Антоновой Татьяне Владимировне о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ЭкоПром-Липецк" (далее - АО "ЭкоПром-Липецк", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к индивидуальному предпринимателю Антоновой Татьяне Владимировне (далее - ИП Антонова Т.В., ответчик) о взыскании задолженности за период с ноября 2019 года по июнь 2020 года в размере 88 629 руб. 12 коп. (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Курской области от 17.03.2021 уточненные исковые требования АО "ЭкоПром-Липецк" удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Антонова Т.В. обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с учетом дополнения к жалобе), в которой просила решение суда изменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования истца частично, в размере 34 735 руб. 05 коп.
В судебное заседание апелляционной инстанции, проведенное с использованием систем веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), представитель АО "ЭкоПром-Липецк" не явился, от истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель ИП Антоновой Т.В. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнения).
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнения), заслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "ЭкоПром-Липецк" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Липецка Липецкой области.
30.04.2018 между Управление ЖКХ Липецкой области и АО "ЭкоПром-Липецк", как региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в целях организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны Центральная Липецкой области было заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны Центральная Липецкой области, в соответствии с которым АО "ЭкоПром-Липецк", как победитель конкурсного отбора регионального оператора, было наделено статусом Регионального оператора сроком на 10 лет.
В силу пункта 2.2 Соглашения, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов на территории зоны Центральная Липецкой области, описание которой приведено в Приложении N 1 к Соглашению.
Предложение регионального оператора по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами было размещено на официальном сайте ecolipetsk.ru, а также в печатных изданиях "Липецкая газета" и "РЕГИОН.ВЕСТИ".
Из искового заявления следует, что АО "ЭкоПром-Липецк" выслало в адрес ИП Антоновой Т.В. письмо с проектом договора оказания услуг по обращению с ТКО, данное письмо получено адресатом.
Поскольку от ИП Антоновой Т.В. по истечении 15 рабочих дней со дня получения проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не представлено мотивированного отказа от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор между АО "ЭкоПром-Липецк" и ИП Антоновой Т.В. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, ему присвоен N 1674 от 14.11.2019.
Дополнительным соглашением N 1 к договору об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1674 от 14.11.2019, подписанным в двустороннем порядке, стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства - Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, в соответствии с Приложением N 1.
Пунктом 2 дополнительного соглашения предусмотрено, что информацию, изложенную в таблице 1 (информация по предмету Договора) и таблице 2 (Место сбора и накопления твердых коммунальных отходов) Приложения N 1 к договору об оказании услуг по обращению с ТКО N 1674 от 14.11.2019 изложить в следующей редакции:
N п/п |
Наименование объекта, адрес |
Наименование категории объекта1 |
Дата начала |
Дата окончания |
Расчетная единица, в отношении которой устанавлива ется норматив |
Количество расчетных единиц, в месяц |
Объем принимаемых твердых коммунальных отходов, в месяц (мЗ) |
1. |
магазин, по адресу: Россия, Липецкая область, г. Липецк, ул. Зои Космодемьянской Д.8 |
Промтоварный магазин |
01.11.2019 г. |
До окончания срока действия договора |
|
|
11,25 мЗ |
2. |
магазин, по адресу: Россия, Липецкая область, г. Липецк, ул. Студеновская д. 184 |
Промтоварный магазин |
01.11.2019 г. |
До окончания срока действия договора |
|
|
11,25 мЗ |
|
ИТОГО:
|
|
01.11.2019 г. |
|
- |
- |
22,50 мЗ |
Наименование объекта, адрес |
Адрес контейнерной площадки |
Дата начала |
Дата окончания |
Принадл. контейнеров |
Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, в месяц |
Контейнерная площадка |
Россия, Липецкая область, г. Липецк, ул. Зои Космодемьянской АЛ |
01.11.2019 г. |
До окончания срока действия договора |
Потребителя |
15 |
Контейнерная площадка |
Россия, Липецкая область, г. Липецк, ул. Студеновская д. 184 |
01.11.2019 г. |
До окончания срока действия договора |
Потребителя |
15 |
В соответствии с пунктом 3 дополнительного соглашения, значения объема ТКО, изложенные в пункте 2, и условие о способе коммерческого учета объема ТКО, изложенное в пункте 1 настоящего Соглашения, вступают в действие с момента его заключения и распространяются на правоотношения сторон, возникшие с момента заключения договора об оказании услуг по обращению с ТКО N 1674 от 14.11.2019.
В пункте 6 дополнительного соглашения стороны установили, что все ранее возникшие требования об уплате денежных средств за оказание услуги по обращению с ТКО, основанные на применении способов коммерческого учета ТКО и значений объема ТКО, отличающихся от указанных в пунктах 1 и 2 настоящего Дополнительного соглашения, являются недействительными с момента заключения настоящего Соглашения.
Из искового заявления следует, что истцом ответчику оказывались услуги по обращению с ТКО, однако в нарушение условий договора ответчик обязательства по оплате услуг по обращению с ТКО не исполнил, в связи с чем, у него образовалась задолженность (с учетом уточнений) за период с ноября 2019 года по июнь 2020 года в размере 88 629 руб. 12 коп.
Как указал истец, УПД за ноябрь 2019 года - июнь 2020 года не подписаны ответчиком, но были направлены в его адрес, что подтверждается справкой об отправке/доставке почтовой корреспонденции, при этом со стороны ответчика, подписанные УПД в адрес истца не направлены.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия с требованием об оплате задолженности оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения АО "ЭкоПром-Липецк" в арбитражный суд с настоящим иском (уточненным).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя уточненные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Согласно статье 1 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Моментом полного и безоговорочного принятия предложения Исполнителя заключить Договор (то есть акцептом оферты) в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2018 N 641" является направление Потребителем в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заявки Потребителя и необходимых документов.
В случае если потребитель не направил Региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях прилагаемого к настоящей оферте типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Договор, заключенный посредством акцепта оферты, регламентируется нормами гражданского законодательства о договоре присоединения, поскольку его условия определены Исполнителем в настоящей оферте и могут быть приняты любым лицом не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на обращение с ТКО является публичным, составлен на основании типового договора, утвержденного Постановлением Правительства N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами", что является требованием законодательства, предусмотренным частью 5 статьи 24.7 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
В соответствии с положениями статей 307, 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В настоящем случае правоотношения сторон возникли на основании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного путем публичной оферты. По своей правовой природе заключенный между сторонами договор является договором возмездного оказания услуг, отношения по которому регулируются нормами главы 39 ГК РФ.
Согласно части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг (часть 1 статьи 781 ГК РФ).
В силу статьи 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739 ГК РФ), если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Как следует из положений пункта 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, (далее - Правила N 1156) устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО. Разделом I(1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Под потребителем Правила N 1156 понимают собственника ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Пунктом 6 Правил N 505 прямо установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подп. "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем.
В силу пункта 8 Правил N 505 учет ТКО в соответствии с абз. 3 подп. "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении ТКО.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Липецкой области утверждены приказом Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" от 28.10.2019 N 378.
Судом установлено, что истцом ответчику оказывались услуги по обращению с ТКО в соответствии с типовым договором. Места накопления коммунальных отходов, нормативы накопления, общий объем принимаемых ТКО определены в приложении N 1 к договору с учетом дополнительного соглашения N 1 к договору об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1674 от 14.11.2019. Объем ТКО определен истцом, исходя из норматива накопления ТКО, установленного приказом Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 28.10.2019 N 378.
В подтверждение факта оказания услуг истец представил в материалы дела копии УПД за период с ноября 2019 года по июнь 2020 года, подписанные в одностороннем порядке, а также маршрутные графики, отчеты о прохождении всех точек, путевые листы, акты фиксации нарушений препятствующих оказанию услуг по обращению с ТКО.
Возражая относительно удовлетворения исковых требований, ответчик фактическое оказание услуг не отрицал, однако указывал на факт оказания услуг в меньшем объеме, чем заявлено истцом. Кроме того, полагал, что факт оказания услуг в заявленном объеме не является достоверным и установленным, и что реальный объем оказания услуги значительно ниже согласованного истцом.
Вместе с тем, доказательств того, что услуги по обращению с ТКО в рассматриваемый период оказывались в меньшем размере, ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
Договор на обращение с ТКО является публичным, составлен на основании типового договора, утвержденного Постановлением Правительства N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами", что является требованием законодательства, предусмотренным частью 5 статьи 24.7 Федерального Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Внесение изменений в такой договор, в том числе в части объема по накопления ТКО определенного самим собственником ТКО, невозможно, поскольку определение объема накопления нормативно установлено.
Стороны определили объем накоплений в дополнительном соглашении N 1 к договору об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1674 от 14.11.2019, подписанном в двустороннем порядке.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности уточненных исковых требований, удовлетворив их в заявленном размере.
С учетом вышеизложенных установленных по делу обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, нельзя признать состоятельными доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнения), поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истец не представил доказательства оказания услуг ответчику в заявленном объеме, что маршрутные графики, отчеты о прохождении всех точек путевые листы, распечатки из программы "автограф 5", акты оказанных услуг не могут быть приняты в качестве допустимых и относимых доказательств объема оказанных услуг, являются необоснованными и подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
В качестве доказательств того, что услуги фактически не оказаны, ответчиком не представлено соответствующих доказательств. Его доводы основаны на сомнениях, предположениях и пояснениях своих сотрудников.
Данные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта.
Ссылки в апелляционной жалобы ответчика на то, что представленные истцом доказательства не позволяют определить конкретный объем вывезенных отходов, отклоняются как невлекущие отмену оспариваемого судебного акта, поскольку материалами дела подтверждается тот факт, что услуги фактически были оказаны. Позиция ответчика о необходимости выяснения объема сданных отходов с целью минимизации своих расходов подлежит отклонению, так как стороны согласовали объем, подлежащих вывозу отходов, истец фактически осуществил действия по исполнению условий договора, представив доказательства в суд. В случае, если объем, подлежащих вывозу отходов ответчика, меньше, нежели указано в договоре с учётом дополнительного соглашения, ответчик вправе обратиться к истцу с целью установления иного объема отходов. Взыскание стоимости оказанных услуг исходя из массы отходов не предусмотрено действующим законодательством для ответчика.
На правомерность данного подхода указано в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 по делу N 305-ЭС21-54 - с учетом содержащейся в Типовом договоре (пункты 13 и 15) прямой отсылки к Правилам учета ТКО, в соответствии с которыми стороны обязаны осуществлять учет ТКО, судебная коллегия считает, что нормы пункта 6 Правил учета ТКО являются специальными по отношению к нормам пункта 15 Типового договора. Следовательно, при разрешении коллизии между этими нормами приоритетом обладает специальная норма в соответствии с общеправовым принципом lex specialis derogat generali, определяющим критерий выбора в случае конкуренции общей и специальной норм, регулирующих одни и те же общественные отношения.
Из изложенного следует, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил учета ТКО).
Правовых оснований для иного расчета задолженности не имеется.
При принятии обжалуемого решения нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно статье 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относится на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 17.03.2021 по делу N А35-7727/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Антоновой Татьяны Владимировны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
В.В. Ботвинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-7727/2020
Истец: АО "ЭкоПром-Липецк"
Ответчик: Антонова Татьяна Викторовна
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд