г. Хабаровск |
|
07 июня 2021 г. |
А04-6279/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Дроздовой В.Г., Усенко Ж.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Коммунальные системы БАМа"
на решение от 11 февраля 2021 года
по делу N А04-6279/2020
Арбитражного суда Амурской области
по иску муниципального учреждения "Комитет администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района"
к акционерному обществу "Коммунальные системы БАМа"
об урегулировании разногласий по договорам
третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация Дипкунского сельсовета
установил: муниципальное учреждение "Комитет администрации Тындинского района по управлению муниципальным имуществом района" обратилось в суд с иском к акционерному обществу "Коммунальные системы БАМа" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договоров аренды земельных участков, а именно пункта 3.1 договоров от 1 апреля 2019 года N 65з/2019, от 1 ноября 2019 года N 176-з/2019, от 1 февраля 2020 года N 24-з/2020.
Решением суда от 11 февраля 2021 года исковые требования удовлетворены частично.
Разногласия урегулированы, спорные положения пункта 3.1 договоров изложены в следующей редакции:
- для договора от 1 апреля 2019 года N 65з/2019 "Размер арендной платы за период с 1 апреля 2019 года по 31 декабря 2019 года за земельный участок - 1 565,11 рублей (одна тысяча пятьсот шестьдесят пять) рублей 11 копеек; годовая арендная плата составляет - 2 077,33 рублей (две тысячи семьдесят семь) рублей 33 копейки;
- для договора от 1 ноября 2019 года N 176-з/2019 "Размер арендной платы за период с 1 ноября 2019 года по 31 декабря 2019 года за участок составляет - 436,18 рублей (четыреста тридцать шесть) рублей 18 копеек; годовая арендная плата составляет - 2 617,14 рублей (две тысячи шестьсот семнадцать) рублей 14 копеек.
- для договора от 1 февраля 2020 года N 24-з/2020 "Годовая арендная плата составляет 1 338,72 рублей (одна тысяча триста тридцать восемь) рублей 72 копейки.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части урегулирования разногласий по договору от 1 ноября 2019 года N 176-з/2019 и по договору от 1 февраля 2020 года N 24-з/2020 в редакции истца. В обоснование указано неправильное применение норм материального права. Судом не обоснованно не принято во внимание, что земельные участки, предоставляемые в аренду по данным договорам, предназначены для размещения сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, и находятся в собственности муниципальных образований, соответствуют виду деятельности истца и заняты непосредственно объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. При таких обстоятельствах редакция спорного пункта договоров, предлагаемая ответчиком, соответствует применимым нормам материального права.
Истец извещен, представитель не явился. Отзыв не представлен.
Ответчик извещен, представитель не явился.
Третье лицо извещено, представитель не явился. Отзыв не представлен.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части по следующим мотивам.
21 мая 2018 года между муниципальным образованием Восточный сельсовет (концедент) и ответчиком (концессионер) заключено концессионное соглашение, на основании которого ответчику в аренду переданы объекты коммунальной инфраструктуры муниципального образования Восточного сельсовета для осуществления бесперебойного производства, передачи, распределения и сбыта тепловой энергии с использованием данных объектов.
Согласно концессионному соглашению ответчик обязался в срок до 31 мая 2028 года за свой счет реконструировать данные объекты.
Концедент обязался заключить с концессионером договоры аренды земельных участков, которые необходимы для осуществления деятельности концессионера и на которых располагаются (будут располагаться) объекты соглашения и (или) иное имущество (пункт 5.3 концессионного соглашения).
Концедент обязался предоставить концессионеру земельные участки в количестве, площадью и с характеристиками, обеспечивающими надлежащее исполнение концессионером всех обязательств по настоящему соглашению, включая реализацию мероприятий, предусмотренных инвестиционными программами концессионера (пункт 5.4 концессионного соглашения).
В последующем заключен договор аренды N 12/2020 объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Дипкунский сельсовета, на основании которого истец передал ответчику объекты коммунальной инфраструктуры для использования в соответствии с их техническими характеристиками в целях производства тепловой энергии, передачи тепловой энергии, теплоносителя, оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, подключение к системе теплоснабжения потребителей, сроком до 31 января 2024 года.
По договору аренды от 1 ноября 2019 года N 176-з/2019 истец (арендодатель) передает ответчику (арендатор) в аренду земельный участок под сетями тепловодоснабжения и канализации временного поселка площадью 1 389 кв. м с кадастровым номером 28:26:03100:474, находящийся по адресу: Амурская область Тындинский p-он п. Муртыгит.
Срок аренды участка установлен с 1 ноября 2019 года по 31 октября 2024 года.
Согласно пункту 3.1 договора размер арендной платы за период с 1 ноября 2019 года по 31 декабря 2019 года составляет 436,18 рублей; годовая арендная плата составляет 2 617,14 рублей.
В пункте 1 приложения N 1 к договору указано, что размер арендной платы земельного участка в год определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и приказа Минэкономразвития России от 23 апреля 2013 года N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод".
Согласно пункту 3.4 договора размер арендной платы пересматривается при изменении кадастровой стоимости земельного участка, но не реже одного раза в пять лет (в случае определения арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельных участков).
При изменении ставок арендной платы заключается дополнительное соглашение, которое подлежит обязательной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (пункт 3.5 договора).
Пунктом 3.6 договора предусмотрено, что размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельных участков из одной категории земель в другую или изменения вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Не согласившись с размером арендной платы и неустойки, ответчик подписал договор с протоколом разногласий в отношении пункта 3.1 и пункта 5.2 (неустойка).
Земельный участок предоставлен без проведения торгов и принят обществом по акту приема-передачи с протоколом разногласий.
В досудебном порядке разногласия не урегулированы.
По договору аренды от 1 февраля 2020 года N 24-з/2020 администрация Дипкунского сельсовета (арендодатель) передает ответчику (арендатор) в аренду земельный участок с кадастровым номером 28:26:040400:1756 из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - под сети водоснабжения и теплоснабжения, площадью 795 кв. м, находящийся по адресу: Амурская область, Тындинский p-он с. Дипкун. Комитет выступает в качестве администратора.
Срок аренды участка установлен с 1 февраля 2020 года по 31 января 2024 года.
Согласно пункту 3.1 договора годовая арендная плата составляет 1 338,72 рублей.
В пункте 1 приложения N 1 к договору указано, что размер арендной платы земельного участка в год определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и приказа Минэкономразвития России от 23 апреля 2013 года N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод".
Согласно пункту 3.4 договора размер арендной платы пересматривается при изменении кадастровой стоимости земельного участка, но не реже одного раза в пять лет (в случае определения арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельных участков).
При изменении ставок арендной платы заключается дополнительное соглашение, которое подлежит обязательной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (пункт 3.5 договора).
Пунктом 3.6 договора предусмотрено, что размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельных участков из одной категории земель в другую или изменения вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Не согласившись с размером арендной платы и неустойки, ответчик подписал договор с протоколом разногласий в отношении пункта 3.1 и пункта 5.2 (неустойка).
Земельный участок предоставлен без проведения торгов и принят ответчиком по акту приема-передачи с протоколом разногласий.
В досудебном порядке разногласия не урегулированы.
На передаваемых по указанным договорам аренды земельных участках располагается объекты, предназначенные для обеспечения тепло- и водоснабжения, находящееся во владении ответчика.
Спорная редакция пунктов 3.1 договоров приведена выше - редакция, предлагаемая истцом.
Согласно предлагаемой ответчиком редакции при расчете размера арендной платы необходимо руководствоваться абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применять ставку земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 28:26:03100:474 (договор N 176-з/2019) находиться в собственности муниципального образования "Муртыгитский сельсовет".
Решением Муртыгитского сельского Совета народных депутатов от 2 марта 2015 года N 102 утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Муртыгитского сельсовета.
Пунктом 2.9 Порядка установлено, что размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недр, равен размеру арендной платы, рассчитанному для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Земельный участок с кадастровым номером 28:26:040400:1756 (договор N 24-з/2020) находиться в собственности муниципального образования "Дипкунский сельсовет".
Решением Дипкунского сельского Совета народных депутатов от 2 марта 2015 N 139 утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Дипкунского сельсовета. Пунктом 2.9 Порядка установлено, что размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недр, равен размеру арендной платы, рассчитанному для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федераций в отношении таких земельных участков).
Пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, указанным в подпункте 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены "Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила N 582).
Минэкономразвития во исполнение пункта 5 Правил N 582 издан Приказ от 23 апреля 2013 года N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - Приказ N 217), которым утверждена ставка арендной платы в размере 0,7% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Судом установлено, что земельные участки предоставлены ответчику для коммунального обслуживания и размещения существующих сетей тепло-, водоснабжения, канализации, которые являются объектами коммунального хозяйства.
При таких обстоятельствах арендная плата за земельные участки, предоставленные для размещения таких объектов, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам Приказа N 217 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Соответствующая правовая позиция приведена в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года.
Правила N 582, которыми определены ставки за федеральные земли, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, земли, право государственной собственности, на которые не разграничено. Вместе с тем, если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников. Поскольку в пункте 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в действие с 1 марта 2015 года, установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержден 26 июня 2015 года).
На основании совокупности изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что арендная плата за земельные участки с кадастровыми номерами 28:26:03100:474, 28:26:040400:1756 должна рассчитываться с учетом порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципальных образований и приказом Минэкономразвития N 217.
Следовательно, арендная плата по договорам N 176-з/2019 и N 24-з/2020 подлежит исчислению с применением указанной ставки от кадастровой стоимости земельного участка (0,7%), что соответствует редакции пункта 3.1 договоров, предлагаемой истцом.
Доводы апелляционной жалобы не приняты судебной коллегией, поскольку противоречат применимым нормам материального права и правовым позициям высшей судебной инстанции, приведенным выше.
Дав оценку собранным по делу доказательствам, суд апелляционной инстанции не усмотрел фактических и правовых оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы.
Обстоятельств, которые в суде апелляционной инстанции могли повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, не установлено.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения судебного акта в обжалуемой части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 11 февраля 2021 года по делу N А04-6279/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6279/2020
Истец: МУ "Комитет администрации Тыындинского района по управлению муниципальным имуществом района"
Ответчик: АО "Коммунальные системы БАМа"
Третье лицо: Администрацию Дипкунского сельсовета, Тындинский районный суд