г. Москва |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А40-183469/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2021 по делу N А40-183469/2020
по заявлению: Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ОАНО "Лицей духовной культуры во имя Преподобного Серафима Саравского"
о признании незаконным отказа,
в присутствии:
от заявителя: |
Караваева А.О. по дов. от 08.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Аверкиев А.В. по дов. от 11.01.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 24.03.2021, принятым по настоящему делу с учетом определения об опечатки от 13.05.2021, удовлетворены требования Департамента городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление) от 30.06.20 77/017/247/2020-2897, суд обязал произвести регистрационные действия по заявлению Департамента от 12.02.20 вх. N 77/017/247/2020-2897 и представленным документам в установленном законодательством о регистрации недвижимости порядке и сроки.
Не согласившись с принятым судом решением, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как несоответствующее действующему законодательству.
В деле участвует третье лицо - ОАНО "Лицей духовной культуры во имя Преподобного Серафима Саравского", представитель которого в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, считая, что решение об отказе в государственной регистрации права собственности было принято в строгом соответствии с законом.
Представитель Департамента в судебном заседании письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, 12.02.2020 Департамент обратился в Управление с заявлением вх. N 77/017/247/2020-2897 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, Паркова 3-я ул., д. 34А (кадастровый номер 77:03:0005008:1089).
Решением от 21.02.2020 N 77/017/247/2020-2897 регистрирующий орган уведомил о приостановлении осуществления государственной регистрации в соответствии с п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В связи с тем, что в течение срока приостановления причины, препятствующие государственной регистрации, устранены не были, решением от 30.06.2020 в осуществлении государственной регистрации было отказано на основании ст. 27 Закона о недвижимости.
Полагая, что отказ регистрирующего органа в государственной регистрации дополнительного соглашения нарушает права города Москвы, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции признал оспариваемый отказ Управления недействительным и обязал последнее устранить допущенные нарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости, Закон N 218-ФЗ).
В силу п. 3 ст. 1 Закона о недвижимости, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Судом установлено, что для регистрации права собственности Департаментом была представлена выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы от 20.11.2015 N 04-000348(000), согласно которой, основанием возникновения права собственности города Москвы на вышеуказанный объект недвижимого имущества является Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничений государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление).
Рассматриваемый объект недвижимости относится к муниципальной собственности в силу п. 1 Приложения N 3 к Постановлению.
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Согласно п. 3 Постановления объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Правительство обязано принять окончательное решение в 3-месячный срок со дня регистрации предложений Верховных Советов, Советов народных депутатов указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г. N 114-рп утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, п. 1 которого предусматривал, что для передачи объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни объектов.
Согласно п. 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности (нежилой фонд), расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 "О гарантиях (местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от N 3020-1.
Распоряжением Мэра Москвы от 25.01.1999 г. N 37-РМ "О приемке зданий в государственную собственность г. Москвы" вышеуказанный объект недвижимости был принят их федеральной собственности в государственную собственность города Москвы.
Материалами дела установлено, что вышеуказанный объект недвижимости находился в управлении органов государственной власти города Москвы, что подтверждается: договором аренды заключенным между Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы и АНО Лицей духовной культуры во имя преп. Серафима Саровского N 04-00025/00 от 14.01.2000.
Договор прошел государственную регистрацию, о чем свидетельствует запись в Едином государственном реестре недвижимости N 77-01/00- 002/2000-10428 от 23.02.2000.
Тем самым, орган регистрации прав признал право собственности города Москвы на вышеуказанный объект недвижимости.
Распоряжением Правительства Москвы N 782 от 18.05.2005 о передаче в безвозмездное бессрочное пользование АНО Лицей духовной культуры во имя преп. Серафима Саровского, нежилых помещений по вышеуказанному адресу и договором безвозмездного пользования N 04-00252/05 от 25.11.2005.
Спорное здание располагается на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0005008:7906 по адресу: г. Москва, ул. Парковая 3-я, вл. 34А.
Согласно сведениям ЕГРН в отношении земельного участка права собственности не зарегистрированы.
Между городом Москвой и Общеобразовательной автономной некоммерческой организаций "Лицей духовной культуры во имя Преподобного Серафима Саровского" заключен договор аренды земельного участка от 16.10.2019 N М-03-054666 (запись в ЕГРН от 19.12.2019 N77:03:0005008:7906-77/003/2019-2).
Судом верно указано, что Выписка из Реестра собственности города Москвы является документом, подтверждающими отнесение объектов учета к собственности города Москвы, а также правоустанавливающим документом для государственной регистрации права собственности города Москвы на объекты недвижимого имущества, возникшего до 31 января 1998 г.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Закона о недвижимости, государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона.
В рассматриваемом случае право собственности на объект недвижимого имущества возникло до вступления в законную силу Закона N 122-ФЗ и подтверждено документально, данное право подлежит регистрации при наличии волеизъявления собственника.
В соответствии с положениями Закона N 218-ФЗ в комплекте с заявлением о государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении данных объектов недвижимого имущества в Управление Росреестра по Москве Департаментом были предоставлены выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы.
Следовательно, Управлением Росреестра по Москве неправомерно был сделан вывод об отсутствии среди поданных документов оснований возникновений права собственности, так как право собственности города Москвы возникло на основании закона, данный объект включен в Перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности города Москвы.
Ссылка Управления Росреестра по Москве на п. 36 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", правомерно была отклонена судом, поскольку в данном случае отсутствует спор о праве.
Представленная Департаментом выписка из реестра является надлежащим документом, подтверждающим право собственности города Москвы на объект недвижимого имущества, представленный на регистрацию права собственности.
Таким образом, Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:03:0005008:1089 площадью 799,9 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 3-я Парковая, д. 34А, отсутствуют.
Суд принял во внимание, что ранее ответчик произвел регистрацию Договора аренды по обращению заявителя на спорный объект, признав Департамент арендодателем.
Кроме того, в дело не представлено каких-либо доказательств принадлежности имущества иному субъекту.
Сам спорный объект находится в долгосрочном пользовании.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к правильному выводу о том, что у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для отказа в учетно-регистрационных действий права собственности на объект недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, Паркова 3-я ул., д. 34А (кадастровый номер 77:03:0005008:1089).
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление Росреестра по Москве устранить нарушения прав и законных интересов Департамента в установленном законом порядке и сроки.
Исходя из вышесказанного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.03.2021 по делу N А40-183469/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-183469/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ОАНО "Лицей духовной культуры во имя Преподобного Серафима Саровского"