г. Москва |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А40-43352/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Панкратовой Н.И., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2021
по делу N А40-43352/20-16-285, принятое судьей Махалкиным М.Ю.
по иску Департамента городского имущества города Москвы
(ИНН7705031674, ОГРН 1037739510423)
к АО "Мосгаз" (ИНН 7709919968, ОГРН 1127747295686)
третье лицо: Правительство Москвы
об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца и от третьего лица: Ангуева Ц.А. по доверенностям от 23.12.2020, и от 27.08.2020, диплом N 107705 0051516 от 02.05.2017;
от ответчика: Долгов В.В. по доверенности от 31.12.2020, диплом N ВСВ 0065408 от 16.06.2006;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к акционерному обществу "МОСГАЗ" (далее - ответчик, АО "МОСГАЗ") об изъятии для государственных нужд города Москвы нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0005005:10113, площадью 955,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кошкина, д. 9, и установлении условий выкупа.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2021 г. по делу N А40-43352/20 суд изъял для государственных нужд города Москвы нежилое помещение с кадастровым номером 77:05:0005005:10113, площадью 955,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кошкина, д. 9. Установить сумму возмещения правообладателю АО "МОСГАЗ" за изымаемое нежилое помещение в соответствии с отчётом об оценке от 11.10.2019 г. N П-269/1-19, выполненным независимой экспертной организацией ООО "Оценка и Консалтинг", в размере 75.942.000 руб.
Суд определил, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для прекращения ограничений (обременений) внесённых в ЕГРН в отношении изымаемого недвижимого имущества. Определил, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности АО "МОСГАЗ" на нежилое помещение с кадастровым номером 77:05:0005005:10113, площадью 955,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кошкина, д. 9; перехода и возникновения права собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на нежилое помещение с кадастровым номером 77:05:0005005:10113, площадью 955,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кошкина, д. 9.
Установил следующие условия возмещения за изымаемое недвижимое имущество:
- возмещение стоимости изымаемого недвижимого имущества осуществляется Департаментом городского имущества города Москвы после вступления настоящего решения в законную силу путём перечисления денежных средств на счёт правообладателя; - правообладатель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу предоставить в Департамент городского имущества города Москвы реквизиты расчётного счёта для оплаты стоимости изымаемого недвижимого имущества. Обязательства Департамента городского имущества города Москвы по оплате считаются исполненными с момента списания денежных средств с корреспондентского счёта Департамента;
- правообладатель обязан освободить изымаемое недвижимое имущество от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 3 (трёх) рабочих дней после получения денежной компенсации.
В случае нарушения правообладателем указанного срока, предоставить Департаменту городского имущества города Москвы и/или иному уполномоченному исполнительному органу города Москвы и/или подрядной организации на принудительное освобождение нежилого помещения.
Департамент городского имущества города Москвы и/или иной уполномоченный исполнительный орган города Москвы и/или подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество иных лиц.
Не согласившись с вынесенным судебным актом Департамент и Правительство обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просят изменить решение суда первой инстанции в части определения размера компенсации с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента и Правительства поддержал доводы, заявленные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции изменить и вынести новый судебный акт, которым определить размер возмещения в объеме 63.543.000 руб..
Представитель ответчика возражал против требований апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам настоящего дела.
В порядке ч.5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) законность и обоснованность решения проверяется судом только в обжалуемой части.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ответчик является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0005005:10113, площадью 955,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кошкина, д. 9. Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 13.09.2019 г. N 36353 принято решение об изъятии для нужд города Москвы нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0005005:10113, площадью 955,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кошкина, д. 9.
Письмом от 12.11.2019 г. N ДГИ-И-79771/19 истец направил ответчику для подписания проект соглашения об изъятии объектов для государственных нужд нежилого помещения.
Ответчик письмом от 27.12.2019 г. N МГ/17-18530/19 направил в адрес истца свой проект соглашения об изъятии объектов для государственных нужд нежилого помещения.
Согласно Отчёту N П269/1-19 от 11.10.2019 г. об оценке рыночной стоимости объекта оценки - объекта нежилого фонда с кадастровым номером 77:05:0005005:10113, площадью 955,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кошкина, д. 9, выполненному ООО "Оценка и Консалтинг", рыночная стоимость объекта нежилого фонда составляет 74.392.000 руб. с НДС (61.993.000 рублей без НДС), размер убытков, причинённых изъятием нежилого помещения составляет 1 860 000 рублей с НДС (1.550.000 рублей без НДС).
Стороны согласны с рыночной стоимостью, определённой данным отчётом, но между сторонами возникли разногласия по поводу включения в размер возмещения НДС, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим иском.
Вынося обжалуемое решение и определяя суммы возмещения с учетом НДС, Арбитражный суд г. Москвы исходил из того, что из смысла норм налогового законодательства Российской Федерации следует, что отчуждение недвижимого имущества, путем его изъятия для государственных нужд является операций, подлежащей налогообложению.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, в связи с чем не могут являться основанием к отмене судебного акта.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п.п. 1, 6 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии со ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу ст. 282 ГК РФесли правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
В соответствии со ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В случае если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В случае, если в результате изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества у правообладателей изымаемой недвижимости возникают убытки в связи с невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, документы, подтверждающие возникновение у правообладателей изымаемой недвижимости убытков в связи с невозможностью исполнения указанных обязательств.
Как указано в п. 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статья 9).
В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (вопрос 7 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014 г.).
Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости (п. 7 ст. 56.8 ЗК РФ).
Довод истца о том, что при выкупе имущества для государственных нужд не подлежит учёту НДС, судом отклоняется, поскольку по смыслу положений п. 1 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) возмездная передача права собственности на имущество признается реализацией вне зависимости от того, явилось ли отчуждение имущества следствием добровольного заключения сделки по его реализации, либо совершение такой сделки продиктовано императивными требованиями закона.
Данная правовая позиция изложена в п. 11 "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015 г.).
В силу пункта 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.
В силу п. 3 ст. 39 НК РФ не является реализацией только изъятие имущества путём конфискации, то есть безвозмездное изъятие (ст. 243 ГК РФ).
Аналогично в силу подп. 2, 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаётся объектом налогообложения лишь безвозмездная передача объектов основных средств органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Таким образом, при возмездном изъятии объектов недвижимости основания для освобождения от уплаты НДС отсутствуют, в связи с чем в выкупную стоимость объектов недвижимости ответчика (кроме земельных участков) подлежит включению НДС.
Между тем, налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется на основании ст. 154 НК РФ как стоимость реализуемого товара (работ, услуг) без включения в нее НДС.
В соответствии с пунктами 3 - 5 статьи 38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации; работой - деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц; услугой -деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Учитывая, что отчуждение объекта недвижимости является возмездной сделкой, то суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об определении стоимости данного объекта с учетом НДС.
Кроме того, апелляционная коллегия отмечает, что согласно подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения только операции по реализации земельных участков.
В настоящем же случае реализации подлежал объект недвижимости, а не земельный участок, в связи с чем позиция заявителей жалобы строится на неверном толковании Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2021 по делу N А40-43352/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-43352/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: АО "МОСГАЗ"
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18223/2021
07.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20759/2021
20.02.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-43352/20
10.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35351/20