г. Воронеж |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А48-5642/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Семенюта Е.А.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шацких Е.А.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Гуськовой Елены Константиновны: Кузнецова Р.Н., представителя по доверенности б/н от 25.01.2021, паспорт РФ (посредством использования систем веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание));
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гуськовой Елены Константиновны на решение Арбитражного суда Орловской области от 05.03.2021 по делу N А48-5642/2020 по иску индивидуального предпринимателя Гуськовой Елены Константиновны (ИНН 575307398501, ОГРНИП 308575315500021) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща" (ИНН 5753062527, ОГРН 1155749005411) об обязании исполнить договор,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гуськова Елена Константиновна (далее - ИП Гуськова Е.К., истец) обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща" (далее - ООО "УК "Зеленая роща", ответчик) об обязании исполнить договор N 474 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 и приобрести контейнеры (бункеры) для сбора твердых коммунальных отходов по адресу: г. Орел, ул. Розы Люксембург, д. 4.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 05.03.2021 по делу N А48-5642/2020 в удовлетворении искового требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ИП Гуськова Е.К. обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного иска.
В судебное заседание апелляционной инстанции от 31.05.2021 (с учетом объявленного перерыва до 03.06.2021) представитель ООО "УК "Зеленая роща" не явился.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Представитель ИП Гуськовой Е.К. поддержал доводы апелляционной жалобы.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, поступившего посредством электронного сервиса подачи документов "Мой арбитр" отзыва ООО "УК "Зеленая роща" на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 01.01.2019 ООО "УК "Зеленая роща" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области сроком на 10 лет (соглашение N 222-Д/18 от 24.08.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области).
ИП Гуськова Е.К. с целью исполнения обязанности по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обратилась с соответствующей заявкой к ООО "УК "Зеленая роща".
В заявке указано на наличие у потребителя емкости - бункера объемом 8 куб. м в количестве одной единицы, в который планируется складировать образующиеся отходы по адресу: г. Орел, ул. Розы Люксембург, 4.
01.01.2019 по результатам рассмотрения заявки между ООО "УК "Зеленая роща" (региональный оператор) и ИП Гуськовой Е.К. (потребитель) заключен договор N 474 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В приложении N 1 к договору стороны определили место накопления твердых коммунальных отходов (адрес), способ складирования, количество и вместимость накопителя (1 шт объемом 8 куб. м), периодичность вывоза и иные дополнительные условия.
27.02.2020 ИП Гуськова Е.К. обратилась к ООО "УК "Зеленая роща" с претензией, в которой просила предоставить емкость (бункер) для складирования твердых коммунальных отходов объемом 7 куб. м, мотивируя просьбу тем, что в тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами включены расходы на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов.
Поскольку требования претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском об обязании регионального оператора исполнить обязанность по договору.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В пункте 2 ст. 1 ГК РФ закреплено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Как следует из п. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, при этом в силу п. 4 указанной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
В силу ст.ст. 307, 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В рассматриваемом случае обязательства сторон установлены договором N 474 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ "Об отходах производства и потребления") и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно п. 1 ст. 24.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В п. 8.1 Правил N 1156 установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов образующихся, в том числе в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных ч.ч. 1 и 9 ст. 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
В силу п. 1 ст. 13.4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В п. 6 ст. 13.4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил N 1156 определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах. "Бункер" - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов. "Контейнер" - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов. "Контейнерная площадка" - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Доводы ИП Гуськовой Е.К., приведенные в обоснование заявленного иска, по существу сводятся к тому, что обязанность по приобретению и установке контейнеров и бункеров возложена на ответчика, поскольку в тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами включены расходы на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов.
Оценивая доводы истца, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В абзаце 2 п. 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования N 484), указано, что расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Положения Основ ценообразования N 484 определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения и не возлагают на регионального оператора обязанность по приобретению контейнеров и (или) бункеров для их размещения в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Региональный оператор вправе приобрести контейнеры и бункеры, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены такие расходы.
Данная норма, а также положения ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.ст. 14 - 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), условия типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Правила N 1156) не возлагают на регионального оператора обязанности по приобретению контейнеров и бункеров в каждом случае.
Контейнеры и (или) бункеры могут приобретаться также и собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями.
Так, п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 18 ч. 1 ст. 15, п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.
Согласно ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В статье 13.4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.п. 3, 4 Правил N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Следовательно, участие органов местного самоуправления в деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов, в том числе может заключаться и в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Орловской области утвержден Постановлением Правительства Орловской области от 28.01.2021 N 34 (далее - Порядок N 34).
В соответствии с п. 4.7 Порядка N 34 приобретение, установку и замену неисправных контейнеров (бункеров) осуществляют: 1) органы местного самоуправления - на площадках, указанных в п. 4.5 Порядка N 34; 2) лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, - на площадках, указанных в п. 4.4 Порядка N 34, и в мусороприемных камерах, указанных в разделе III Порядка N 34; 3) юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели - в случае если контейнерная площадка принадлежит таким лицам на праве собственности; 4) региональные операторы - в случае замены неисправных контейнеров (бункеров), принадлежащих региональному оператору на праве собственности.
Конкретный перечень случаев, когда региональный оператор обязан приобретать контейнеры и бункеры для накопления твердых коммунальных отходов, ни федеральным законодательством, ни условиями типового договора, ни региональным законодательством Орловской области не предусмотрен.
Обязанность по приобретению контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов не возложена на регионального оператора и по условиям заключенного между сторонами договора N 474 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019.
Так, согласно п. 1.1 договора ООО "УК "Зеленая роща" обязалось принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ИП Гуськова Е.К. обязалась оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Обязанности регионального оператора перечислены в разделе 4 договора. В соответствии с п. 4.1 договора региональный оператор, в числе прочего обязан принимать твердые коммунальные отходы и иные отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам, в объеме и в местах накопления, которые определены в приложении N 1 к договору; принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно приложению N 1 к договору в качестве объекта и места накопления твердых коммунальных отходов сторонами определен ТЦ "Континент детства", расположенный по адресу: г. Орел, ул. Розы Люксембург, д. 4, способом складирования отходов - контейнерный.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции по предложению суда ответчиком представлены фотографии с места складирования отходов, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Розы Люксембург, д. 4 (ТЦ "Континент детства"), вывозимых в рамках заключенного договора N 474 от 01.01.2019.
Из фототаблицы с изображением места накопления твердых коммунальных отходов, расположенного на внутренней территории ТЦ "Континент детства", по состоянию на 26.02.2021 усматривается, что на данной территории имеется два контейнера для накопления твердых коммунальных отходов.
Обязанность по предоставлению отдельного (дополнительного) контейнера (бункера) для сбора твердых коммунальных отходов по адресу: г. Орел, ул. Розы Люксембург, д. 4, для ИП Гуськовой Е.К. на регионального оператора договором N 474 от 01.01.2019 не возложена.
Материалами дела, в том числе счетами на оплату ООО "УК "Зеленая роща" за период с 31.01.2019 по 31.03.2020 и платежными поручениями ИП Гуськовой Е.К. за период с 03.04.2019 по 06.07.2020 подтверждается, что на протяжении 2019 и 2020 годов стороны исполняли свои обязательства по договору N 474 от 01.01.2019.
Таким образом, истцом не доказано нарушение региональным оператором условий договора N 474 от 01.01.2019.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд области пришел к правильному выводу о том, что требование истца об обязании ответчика исполнить договор N 474 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 и приобрести контейнеры (бункеры) для сбора твердых коммунальных отходов по адресу: г. Орел, ул. Розы Люксембург, д. 4, не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы ИП Гуськовой Е.К. аналогичны приводимым в суде первой инстанции, были предметом исследования арбитражного суда области, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются судебной коллегией как несостоятельные. Правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в данном случае не имеется.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на её заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 05.03.2021 по делу N А48-5642/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5642/2020
Истец: ИП Гуськова Елена Константиновна
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЗЕЛЕНАЯ РОЩА"