город Воронеж |
|
8 июня 2021 г. |
Дело N А48-1438/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 июня 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям: Шевляковой М.В. - представителя по доверенности N 508 от 05.10.2020;
от закрытого акционерного общества "Агрофирма Сельхозинвест": представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от Управления сельского хозяйства и продовольствия Администрации Ливенского района Орловской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "АгроТрейд": представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Агрофирма Сельхозинвест" на решение Арбитражного суда Орловской области от 11.02.2021 по делу N А48-1438/2020, по исковому заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (г. Орел, ОГРН 1075752001830, ИНН 5753041975) к закрытому акционерному обществу "Агрофирма Сельхозинвест" (Орловская обл., Ливенский р-н, с. Навесное, ОГРН 1025700515280, ИНН 5702006073), об обязании закрытого акционерного общества "Агрофирма Сельхозинвест" разработать проект рекультивации нарушенной части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым N 57:22:0000000:1052 (38), расположенного в границах Никольского сельского поселения Ливенского района Орловской области, площадью 1 029,2 кв.м. в месячный срок с момента вступления решения в законную силу, об обязании закрытого акционерного общества "Агрофирма Сельхозинвест" провести работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым N 57:22:0000000:1052 (38), расположенного в границах Никольского сельского поселения Ливенского района Орловской области, площадью 1 029,2 кв.м. в соответствии с проектом рекультивации, в срок, соответствующий проектным материалам,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Ливенского района Орловской области (Орловская обл., г. Ливны, ОГРН 1025702457725, ИНН 5715001989), общество с ограниченной ответственностью "АгроТрейд" (г. Москва, ОГРН 1075745000506, ИНН 5713002440), Администрация Ливенского района Орловской области (Орловская область, г. Ливны, ОГРН 1025702458176, ИНН 5715001474),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Агрофирма Сельхозинвест" (далее - Общество, ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест") об обязании разработать проект рекультивации нарушенной части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым N 57:22:0000000:1052 (38), расположенного в границах Никольского сельского поселения Ливенского района Орловской области, площадью 1 029,2 кв.м в месячный срок с момента вступления решения в законную силу и провести работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым N 57:22:0000000:1052 (38), расположенного в границах Никольского сельского поселения Ливенского района Орловской области, площадью 1029,2 кв.м. в соответствии с проектом рекультивации, в срок, соответствующий проектным материалам.
Решением от 11.02.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что согласно исследований, проведенных аккредитованным испытательным лабораторным центром, все показатели предельно допустимых веществ в почве в норме, не имеется превышений по элементам тяжелых металлов (меди, свинца, цинка), а также бензапирена. Экспертным заключением N Л1475 от 09.06.2020 по гигиенической оценке результатов лабораторных испытаний к протоколу N Л1740 хбпр от 09.06.2020 установлено соответствие почвы территории земельного участка с кадастровым номером 57:22:0000000:1052 (38), площадью 1029,2 кв.м., после его рекультивации требованиям нормативных документов: СанПин 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почв" с Изменением N 1, СанПин 2.6.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)". В связи с чем, полагает, что отсутствует необходимость повторного выполнения работ по уже выполненному восстановлению почвы.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Управление возражало против доводов апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представители ООО "АгроТрейд", ЗАО агрофирма Сельхозинвест" и административного органа не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п.п. "а" ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на основании заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора) с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 10.06.2019 N УФС-ЛЛ-12/2161 (л.д.13-18, т.1) выдано решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 10.06.2019 (л.д.19, т.1) в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Сельхозинвест" (ОГРН 1025702455822, ИНН 5715003746, зарегистрированного по адресу: г. Орёл, наб. Дубровинского, д. 70, литер "а", помещение 4 "а").
В ходе внеплановой выездной проверки Управлением федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям установлено, что ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест" арендует земельный участок (общей площадью 14 810 400 кв.м, с кадастровым N 57:22:0000000:1052, расположенный по адресу: Орловская область, Ливенский район, центральная, северная, восточная, южная части землепользования ОАО "Агрофирма Сельхозинвест", категория земель: сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства) у ООО "Сельхозинвест" на основании договора аренды от 30.12.2016 на срок до 30.09.2019 в редакции дополнительного соглашения от 30.10.2018; по акту приема-передачи от 30.12.2016 земельный участок передан ответчику.
На основании распоряжения от 28.06.2019 N 356-р 21.06.2019 проведён осмотр земельного участка с кадастровым N 57:22:0000000:1052.
В ходе визуального осмотра земельного участка сельскохозяйственного назначения в присутствии представителя Управления по доверенности Тимофеева И.М. и двоих понятых, зафиксированного в протоколе осмотра и фототаблице от 21.06.2019 установлено, что на части земельного участка с кадастровым N 57:22:0000000:1052 (38), расположенного в границах Никольского сельского поселения Ливенского района Орловской области размещены отходы производства и потребления в виде строительного мусора, пластиковых изделий, пластиковых бутылок, полипропиленовых пакетов, упаковок от чистящих и моющих средств, а также кучи соломы и земли, ветви деревьев. Вблизи свалки находится яма засыпанная мусором. На вышеуказанном участке произрастает сорное растение циклахена.
В ходе проведения осмотра данного земельного участка был произведен отбор образцов почвы на химико-токсикологические показатели (Бенз(а)пирена, мышьяка, кобальта, марганца, тяжелых металлов (свинца, меди, цинка, никеля)), что отражено в протоколе отбора проб почвы от 21.06.2019 (л.д. 26-27, т.1). Образцы почвы были направлены в Тульскую испытательную лабораторию Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория" (ФГБУ ЦНМВЛ).
В ходе осмотра специалистами ФГБУ ЦНМВЛ произведена геодезическая съёмка нарушенного земельного участка для установления точного местоположения, границ, площади. Согласно результатов проведённых измерений ФГБУ "ЦНМВЛ" от 03.07.2019 площадь складирования мусора в кадастровом N 57:22:0000000:1052 (38) 1029,2 кв.м., площадь зарастания сорной растительностью в кадастровом N57:22:0000000:1052 (38) 1781,4 кв.м., яма засыпанная мусором N57:22:0000000:1052 (38) площадь 53,5 кв.м.
В рамках дела об административном правонарушении проведена экспертиза N 15919 от 16.07.2019 по результатам которой эксперт сделал следующие выводы:
1. Установлено превышение предельно допустимого уровня в содержании стойкого органического загрязнителя, каким является бензапирен, наиболее распространённый представитель канцерогенных веществ. Количество бензапирена в исследуемых пробах почвы достигает 0,275-1,359 мг/кг даже в контрольных образцах почвы (протоколы испытания N 9452ТВ и 9453ТВ) количество бенз(а)пирена составило 0.186-0.163 мг/кг, что превышает предельно допустимый уровень его содержания в 8,2-9,3 раза, а в пробах почвы нарушенных земель количество бензапирена превышает ПДК в 13.8-68 раз, что подтверждает как высокий уровень загрязнения как самого верхнего пятисантиметрового слоя почвы (0-5 см), в котором степень загрязнения бенз(а)пиреном в зависимости от соотношения фактического содержания бенз(а)пирена к нормативу качества окружающей среды для почв -0,02 мг/кг колеблется в пределах 9,3-51,5 ед., так и в слое почвы 5-20 см, где эти отношения составили 8,15-67,95 ед.
2. Доказано превышение в содержании тяжёлых металлов, таких как свинец и цинк, количество которых согласно протоколам исследования N 9448TB, 9450ТВ превышает ПДК для свинца в 1,2-1,7 раза, в самом верхнем слое почвы (0-5 см). Превышение в содержании цинка согласно протоколу исследования N945ОТВ достигает 1,4 раза, что обусловливает факт загрязнения почвы указанными тяжёлыми металлами и доказывает наличие нанесённого вреда почвам как объекту сельскохозяйственного назначения.
3. Согласно представленным фототаблицам N 1-5 поверхности почвы нарушенных земель сельхозназначения нанесён вред, в результате порчи почв при их захламлении отходами производства и потребления.
Таким образом, эксперт сделал вывод о том, что произошла порча плодородного слоя почвы в связи с накоплением в нём токсичных компонентов нефте-бенз(а)пирена, в количествах превышающих предельно допустимый уровень в 13,8-68 раз, а также загрязнением такими тяжёлыми металлами как свинец и цинк, превышающих допустимый уровень их содержания в контрольных образцах почвы в 1,4-1,5 раза для меди, в 5.3-7.7 раза для свинца 3,6-15,7 раза для цинка.
Установленный факт захламления почвы и загрязнения Бенз(а)пиреном и тяжёлыми металлами в количествах, превышающих предельно допустимые коэффициенты зафиксирован Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управление по Орловской и Курской областям 18.07.2019 в акте проверки N 256, которым рекомендовано для улучшения состояния почв нарушенного участка произвести: известкование, внесение органических удобрений, землевание, сидераты и их заделка в почву.
Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям 30.07.2019 составлен протокол об административном нарушении N 13 по факту нарушения ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест" требований ст.ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и совершения административного правонарушения - не выполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой и водяной эрозии, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественной состояние земель.
Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управление по Орловской и Курской областям принято постановление N 212-ЗК-015 по делу об административном правонарушении от 07.08.2019, которым ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Ливенского районного суда Орловской области от 17.10.2019 по делу N 12-1-94/2019 постановление N 212-ЗК-015 по делу об административном правонарушении от 07.08.2019 оставлено без изменений.
На основании приказа управления муниципального имущества и жилищно-коммунального хозяйства администрации Ливенского района от 27.10.2020 N 110-п "О проведении планового рейдового осмотра земельного участка" муниципальный земельный инспектор Ливенского района осуществил осмотр с применением фотосъемки земельного участка с кадастровым N57:22:0000000:1052 (38), расположенного в границах Никольского сельского поселения Ливенского района Орловской области, площадью 1029,2 кв.м., результаты которого отражены в акте N3 от 30.10.2020 о выполнении планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка. В акте указано, что в ходе осмотра 28.10.2020 границ части земельного участка с кадастровым N 57:22:0000000:1052 (38) площадью 1029,2 кв.м. и ознакомления с правоустанавливающими документами, установлено фактическое использование этого земельного: для ведения сельского хозяйства. На участке растет многолетнее травянистое растение - клевер луговой. Нарушений земельного законодательства, не выявлено (л.д. 40, т. 2).
Истец, посчитав, что ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест" при проведении восстановительных работ нарушенной части земельного участка с кадастровым N 57:22:0000000:1052 (38) площадью 1029,2 кв.м. обязано было разработать проект рекультивации нарушенных земель и провести рекультивацию таковых в соответствии с проектом, обратился в суд с настоящим иском.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно пункту 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Из анализа вышеназванных норм права следует, что действующим законодательством предусмотрена обязанность не допускать действий, приводящих к ухудшению качества земельных участков и прилегающих к ним территорий.
Нормативными актами предусмотрены специальные способы возмещения вреда окружающей среде в натуре. В частности, для восстановления нарушенных земель осуществляется их рекультивация.
Вопросы рекультивации земель регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Земельным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель"), приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 N525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" (далее по тексту - Основные положения), "ГОСТ 17.5.3.04-83 (СТ СЭВ 5302-85). Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель".
В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" рекультивация земель рассматривается в качестве одной из предусмотренных мер по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 2 статьи 44).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N800 "О проведении рекультивации и консервации земель" утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила N800).
Согласно пункту 2 Правил N 800 рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Пунктом 5 Правил N800 установлено, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с пунктом 6 Правил N800 рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Из пункта 8 Правил N800 следует, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Таким образом, для того, чтобы провести рекультивационную работу, необходимо изначально разработать проект восстановительных работ.
Поэтому, требование Управления о разработке проекта и проведение восстановительных работ на основании данного проекта является обоснованным.
Из пункта 30 Правил N800 следует, что завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 названных Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 Правил N 800.
Обязательным приложением к акту являются: копии договоров с подрядными и проектными организациями в случае, если работы по рекультивации земель, консервации земель выполнены такими организациями полностью или частично, а также акты приемки выполненных работ; финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования и материально-технических средств.
В течение 30 дней должно быть направлено уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, а также в федеральные органы исполнительной власти (пункт 31 Постановления N 800).
Указанные выше требования не были соблюдены ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест".
Из материалов дела следует, что ООО "Сельхозинвест" передало в аренду ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест" земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым N 57:22:0000000:1052 (38), расположенного в границах Никольского сельского поселения Ливенского района Орловской области по договору аренды от 30.12.2016.
В соответствии с п.3.2 договора аренды, арендатор ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест" обязано использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к категории земель и разрешённым использованием способами, не наносящими вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, установленные законодательством; соблюдать при использовании земельного участка требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных иных правил и нормативов; не допускать загрязнения деградации и ухудшения плодородия почв на земле; нести ответственность перед органами государственной власти за действия (бездействие) в сфере природопользования, не обеспечение соблюдения экологических, санитарных норм и правил; выполнять все требования, предусмотренные законодательством о земле.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест" (заказчик) и ООО "АгроТрейд" (исполнитель) заключили договор оказания услуг от 15.07.2019, по которому исполнитель провел работы в отношении части земельного участка (площадью 1 613,7 кв.м.) с кадастровым N 57:22:0000000:1052(38) по планировке, нанесению плодородного слоя почвы, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования земель по целевому назначению. Работы включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Так, согласно акту от 01.07.2020 выполненных работ по договору оказания услуг от 15.07.2019, исполнитель выполнил следующие работы: произведена очистка территории от производственных отходов, в том числе бытового, строительного мусора; произведено выравнивание поверхности; приобретен плодородный слой почвы; нанесено на земли потенциально плодородных пород и плодородного слоя почвы; засыпаны каналы; проведена работа по улучшению плодородного слоя почвы; восстановлено плодородие земель (внесены органические удобрения и известняковые мелиоранты понизившие кислотность почвы). Указанные услуги ООО "АгроТрейд" оплачены ответчиком на основании расходного кассового ордера от 01.10.2020 в размере 25 000 руб.
В дальнейшем, после проведения указанных агротехнических мероприятий по восстановлению плодородного слоя, ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест" 25.05.2020 заключило с государственной экспертной организацией (Филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области в городе Ливны") договор N 91 по проведению лабораторных исследований проб грунта с территории ранее захламленного участка с кадастровым N 57:22:0000000:1052 (38), расположенного в границах Никольского сельского поселения Ливенского района Орловской области, площадью 1 029,2 кв.м. в СП "Никольское".
Согласно протоколу исследований N Л1740хбпр от 09.06.2020, результаты испытаний Аккредитованного испытательного лабораторного центра показали, что все показатели предельнодопустимых веществ в норме, не имеется превышений по элементам тяжелых металлов (меди, свинца, цинка), а также бензапирена. Экспертным заключением N Л1475 от 09.06.2020 по гигиенической оценке результатов лабораторных испытаний к протоколу N Л1740 хбпр от 09.06.2020 установлено соответствие почвы территории земельного участка с кадастровым N 57:22:0000000:1052 (38), площадью 1029,2 кв.м., требованиям нормативных документов: СанПин 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почв" с Изменением N 1, СанПин 2.6.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)" (л.д. 139, т.1).
Вместе с тем, ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест" в нарушение требований постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" не представлен проект рекультивации нарушенной части участка сельскохозяйственного назначения 57:22:0000000:1052 (38) на площади 1 029,2 кв.м.
Также, в представленном ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест" протоколе исследований N Л1740хбпр от 09.06.2020 не указаны координаты места, где отбирались пробы для исследования.
В экспертном заключении N Л1475 от 09.06.2020, представленном ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест", указано, что оно выдано после рекультивации земельного участка, что не является верным ввиду отсутствия проекта рекультивации.
Кроме того в данном случае пробы оценивались относительно соответствия СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитрано-эпидемиологичесие требования к качеству почвы" и СанПиН 2.61.2523-09 "Нормы радиационной безопасности", а отбирались по ГОСТ 17.4.4.02-2017 "Охрана природы (ССОП). Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа", МУ 2.6.1.2398-08 "Радиационный контроль и санитарно-эпидемиологическая оценка земельных участков под строительство жилых домов, зданий и сооружений общественного и производственного назначения в части обеспечения радиационной безопасности", МУК 4.2.2661-2010 "Методы санитарно-паразитологических исследований".
Вместе с тем отбор проб почвы с нарушенной части участка при проведении административного расследования специалистами Управления производился по ГОСТ 17.4.4.02-2017 "Охрана природы (ССОП). Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа" и ГОСТ 17.4.3.01-2017 "Охрана природы (ССОП). Почвы. Общие требования к отбору проб", а исследование проводилось на соответствие требованиям ГН 2.1.7.2041-06 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве".
Несоответствие методов отбора проб почвы используемых Управлением и ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест", не позволяет объективно судить о наличии улучшений показателей качества почвы.
Кроме того, представленные ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест" фотографии не позволяют идентифицировать изображенный на них земельный участок.
Доводы Общества относительно отсутствия вины ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест" в совершении правонарушения, повлекшего изменения в почве, верно отклонены судом области, поскольку были предметом исследования в рамках дела N 12-1-94/2019 Ливенского районного суда Орловской области.
Решением Ливенского районного суда Орловской области от 17.10.2019 по делу N 12-1-94/2019 постановление N 212-ЗК-015 по делу об административном правонарушении от 07.08.2019 оставлено без изменений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Таким образом, требования установленные постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" в части разработки проекта и проведении рекультивации земель сельскохозяйственного назначения не исполнены ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест".
Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела, специалистами Управления 22.10.2020 осуществлен осмотр части земельного участка с кадастровым N 57:22:0000000:1052 (38).
В ходе осмотра земельного участка, зафиксированного в акте осмотра, обследования территории от 22.10.2020 и фототаблице в том числе установлено, что на участке свалка твердых бытовых отходов отсутствует, при этом специалистами был произведен отбор образцов почвы на химико-токсикологические показатели (бенз(а)пирена, мышьяка, кобальта, марганца, тяжелых металлов (свинца, меди, цинка, никеля)), что отражено в акте отбора проб почвы от 22.10.2020 (л.д. 53, т.2). Образцы почвы были направлены в Орловскую испытательную лабораторию ФГБУ ЦНМВЛ.
Согласно представленным протоколам испытаний N N 10879-20 ОВ и 10880-20ОВ от 29.10.2020 по результатам испытаний почвенных образцов испытательным центром ФГБУ ЦНМВЛ Орловской испытательной лаборатории было выявлено, что концентрация Бенз(а)пирена в почве составляет 0,056 мг/кг и 0,076 мг/кг, при этом в соответствии с ГН 2.1.7.2041-06 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве" не должна превышать 0,02 мг/кг.
Таким образом, не смотря на то, что твердые бытовые отходы были убраны ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест" с участка, протоколы испытаний образцов почвы от 29.10.2020 N 10879-20 ОВ и N 10880-20 ОВ свидетельствуют о том, что меры, проведенные на данном участке недостаточны для его полного восстановления.
Также, из заключения заведующего кафедрой почвоведения и прикладной биологии ФГБОУ ВО "Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева" кандидата сельскохозяйственных наук, доцента Федотовой И.Э. от 30.11.2020 следует, что ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест" не были соблюдены обязательные нормы, установленные в сфере рекультивации земель сельскохозяйственного назначения. Полноценная комплексная рекультивация части земельного участка сельскохозяйственного назначения кадастровым N 57:22:0000000:1052 (38) не осуществлена. Часть земельного участка сельскохозяйственного назначения кадастровым N 57:22:0000000:1052 (38) в настоящее для сельскохозяйственного использования время не пригодна.
Доводы ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест" о том, что все мероприятия по рекультивации земель проведены в полном объеме, верно признаны судом области необоснованными, так как не представлены доказательства того, что по окончанию проведения работ по рекультивации в установленном порядке комиссией по приемке рекультивируемых земель был утвержден акт приемки рекультивируемых земель.
Доводы ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест" об отсутствии необходимости, в разработке проекта рекультивации нарушенной части земельного участка, а также повторного выполнения работ по уже выполненному восстановлению почвы судом апелляционной инстанции отклоняются по вышеизложенным основаниям.
Согласно пункта 2 статьи 74, пункта 1 статьи 76 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред; юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
С учетом изложенного, требования Управления об обязании ЗАО "Агрофирма Сельхозинвест" разработать проект рекультивации нарушенной части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым N 57:22:0000000:1052 (38), расположенного в границах Никольского сельского поселения Ливенского района Орловской области, площадью 1 029,2 кв.м, и провести работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым N 57:22:0000000:1052 (38), в соответствии с проектом рекультивации, в срок, соответствующий проектным материалам подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных административным органом требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 11.02.2021 по делу N А48-1438/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1438/2020
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям
Ответчик: ЗАО "АГРОФИРМА СЕЛЬХОЗИНВЕСТ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИВЕНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "АгроТрейд", Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Ливенского района Орловской области