г. Ессентуки |
|
7 июня 2021 г. |
Дело N А61-6429/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.06.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.03.2021 по делу N А61-6429/2019 (в составе судьи Коптевой М.Б.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление) о признании незаконным решения от 29.11.2019 по делу N 02-08/10-10-19.
Решением суда от 10.03.2021 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано. Судебный акт мотивирован тем, что принятое Управлением решение от 29.11.2019 по делу N 02-08/10-10-19 о нарушении антимонопольного законодательства является законным и обоснованным; законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности не нарушает. Действия Общества имеют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с принятым решением суда, Общество обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Считает, что Управление вышел за пределы своих полномочий, выводы Управления являются необоснованными.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционный суд, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Основным видом деятельности Общества является торговля электроэнергией. Общество является гарантирующим поставщиком на розничном рынке электрической энергии (мощности). Занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии на территории Республики Северная Осетия-Алания и подпадает под сферу регулирования Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
На территории г. Ардон Республики Северная Осетия-Алания расположено отделение Общества, которое осуществляет начисление и сбор денежных средств за поставленную гражданам, проживающим в многоквартирных домах, электрическую энергию.
На основании обращения гражданки Харебовой Р.С. по факту незаконного начисления задолженности за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, Прокуратурой Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания проведена проверка. Проверкой установлено, что МУП "Ардонские инженерные сети" обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с исковым заявлением о взыскании с Общества стоимости услуг по передаче электрической энергии за декабрь 2014 года и январь 2015 года в размере 1111614,29р. Арбитражным судом РСО-Алания 08.06.2015 исковые требования МУП "Ардонские инженерные сети" удовлетворены. В декабре 2016 года энергосбытовым отделением Общества произведено начисление задолженности за общедомовые нужды всем собственникам помещений в многоквартирных домах г.Ардон на общую сумму 1111614,29р.
Материалы проверки Прокуратурой Республики Северная Осетия-Алания переданы в Управление.
10.10.2019 Управлением издан приказ N 98 о проведении плановой выездной проверки в отношении Общества по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона N135-ФЗ.
28.10.2019 вынесено определение о назначении дела N 02-08/10-10-19 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению.
29.11.2019 по результатам проведенной проверки в отношении Общества вынесено решение по делу N 02-08/10-10-19 N 4180, действия Общества, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением в части выставления счетов за услугу энергоснабжения на общедомовые нужды в декабре 2016 года, ущемлении интересов неопределенного круга потребителей, проживающих в многоквартирных домах г. Ардон, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Копия решения направлена в адрес Общества посредством электронной почты и получено им 29.11.2019.
Не согласившись с решением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Общества, исходил из следующего.
В соответствии с положениями статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие компании должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями.
Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 названного Кодекса.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила), потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальной услуги, как электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В рассматриваемом деле в 2016 году ООО "УК "Жилсервис" осуществляло деятельность по управлению многоквартирными домами в г.Ардон. На обслуживании ООО "УК "Жилсервис" находилось 52 многоквартирных дома. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО "УК "Жилсервис" прекратило деятельность 26.12.2018. Доказательств того, что собственники многоквартирных домов г.Ардон принимали решение о внесении платы за коммунальную услугу "электроснабжение" на общедомовые нужды непосредственно ресурсоснабжающей организации в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Между тем, доказательств, свидетельствующих о направлении оферты в адрес ООО "Жилсервис" гарантирующим поставщиком не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителя.
Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Следовательно, для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
АО "ДСК" как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электроэнергии обязано соблюдать запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Действия Общества по самостоятельному начислению и выставлению жителям многоквартирных домов г.Ардон, платы за услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды, являются неправомерными и нарушают часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ. Неправомерными действиями Общества ущемлены интересы неопределенного круга потребителей, проживающих в многоквартирных домах г.Ардон.
Указанными действиями АО "ДСК" злоупотребило своим доминирующим положением на рынке по передаче и распределению электрической энергии, ущемило интересы потребителей, указанных в акте проверки от 29.12.2017, в приложение 1 к определению от 08.07.2019.
Принятое Управлением решение о нарушении антимонопольного законодательства является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы, повторяют доводы, изложенные в заявлении в суд первой инстанции, в решении суда и им дана надлежащая оценка.
Довод Общества о том, что Управление вышло за пределы своих полномочий, подлежит отклонению. Производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения суда по делу N А61-5482/2019. Решением суда от 09.09.2020 в удовлетворении заявления Общества о признании незаконным и отмене приказа Управления от 10.10.2019 N 98 "О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" отказано. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 09.09.2020 по делу N А61-5482/2019 оставлено без изменения. В рамках рассматриваемого дела судами установлено, что приказ Управления от 10.10.2019 N 98 вынесен правомерно, в пределах своих полномочий.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.03.2021 по делу N А61-6429/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Белов Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-6429/2019
Истец: АО "Севкавказэнерго"
Ответчик: УФАС РФ по РСО-Алания
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ