город Ростов-на-Дону |
|
07 июня 2021 г. |
дело N А32-4413/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Долговой М.Ю.
судей Емельянова Д.В., Николаева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Булатовой К.В.
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 по делу N А32-4413/2021
по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Гео-Юг",
при участии третьего лица Хваловой Галины Александровны,
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе города Краснодара Краснодарского края (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Гео-Юг" (далее по тексту - общество) убытков в размере 2 395 руб. 24 коп., возникших в связи с предоставлением недостоверных сведений по форме СЗВ-М, повлекших незаконную выплату пенсии в завышенном размере.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ответчик в нарушение сроков, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) представил сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года в отношении работающей пенсионерки Хваловой Г.А. только 17.01.2019. В результате отсутствия информации персонифицированного учета Управлением зафиксирован факт прекращения работы Хваловой Г.А. с ноября 2018 года и принято решение о выплате с 01.11.2018 пенсии с учетом индексации. Таким образом, в результате бездействия ответчика в части невключения работающего пенсионера в отчет по форме СЗВ-М (исх.) за ноябрь 2018 года, Управлением необоснованно произведена индексация пенсии. Управление указывает, что сотрудники ПФР, осуществляющие контроль за выполнение страхователем своих обязанностей перед пенсионным органом по предоставлению отчетности, не обязаны отслеживать и сравнивать застрахованных лиц в отчетах за разные периоды.
От Пенсионного фонда через канцелярию суда поступило для приобщения к материалам дела решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии от 20.02.2019 N 190000003891/В/М.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Гео-Юг" имеет статус юридического лица и состоит на учете в ПФР в качестве страхователя.
В ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Пенсионным фондом установлено, что страхователь - общество - представил в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года с нарушением срока - 17.01.2018. Срок представления отчета по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года - до 17 декабря 2018 года (15.12.2018 выходной день).
Непредставление работодателем указанных сведений повлекло индексацию пенсий в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и выплату пенсии с учетом индексации и корректировок за период с 01.11.2018 по 28.02.2019 пенсионерке Хваловой Г.А. в размере 2 395 руб. 24 коп.
Пенсионный фонд в целях досудебного урегулирования спора письмом от 30.07.2019 уведомил страхователя о возникших переплатах пенсии.
В связи с отсутствием добровольного возврата переплаты пенсии, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании ущерба с общества в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы представителя истца, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования Пенсионного фонда не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) "Обязательства вследствие причинения вреда". При этом лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно (статья 1080 ГК РФ). В то же время необходимым условием привлечения к ответственности является вина.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно положениям статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности нескольких условий: противоправности действий, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера причиненных убытков. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения исковых требований.
Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 вышеназванного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Законом N 400-ФЗ, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 вышеназванной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 названной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 названной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 названной статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона N 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по каждому отдельному периоду - месяцу на основании сведений страхователя по форме СЗВ-М за этот отчетный период.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) соответствующие сведения.
Предусмотренные указанные данной статьей сведения предоставляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России N 83п от 01.02.2016. Уточнение факта осуществления (прекращения) работы производится органами пенсионного фонда ежемесячно на основании формы СЗВ-М.
Ответчик как страхователь обязан был предоставить сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года не позднее 17.12.2018 (15.12.2018 выходной день).
Из материалов дела следует, что отчет по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года представлен обществом в территориальный орган Пенсионного фонда только 17.01.2019, что ответчиком не оспаривается.
20.02.2019 Управлением в отношении Хваловой Г.А. принято решение о выплате с 01.11.2018 пенсий с учетом индексации.
В соответствии с пунктом 4 формы СВЗ-М в форме СЗВ-М указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры.
Следует отметить, что отчеты по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года и январь 2019 года представлены своевременно (15.01.2019 и 14.02.2019 соответственно).
Общество не представляло сведений о прекращении трудовых отношений с работником Хваловой Г.А.
Сведения о нарушении страхователем сроков предоставления отчетности по форме СЗВ-М за предшествующие или последующие периоды в материалах дела отсутствуют.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к верному выводу, что перерасчет размера страховых пенсий, произведенный управлением, включает в себя периоды, когда заявитель располагал сведениями об указанном лице, как работающем пенсионере.
Согласно Закону N 27-ФЗ контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд, осуществляется органами Фонда (пункт 1 статьи 8). Страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах (статья 15). Органы Пенсионного фонда имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных данным законом (статья 16).
Более того, Инструкция N 766н, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", установила для территориальных органов Фонда более строгие требования по проверке достоверности, правильности и полноты представляемых страхователями сведений.
Так, в соответствии с пунктом 35 названной инструкции территориальный орган Фонда проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц:
ежемесячно - в течение месяца со дня получения территориальным органом Фонда сведений, представленных страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ;
ежеквартально - в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных налоговым органом в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
На основании пункта 37 названной инструкции, представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся. Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Фонда о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган уточненные индивидуальные сведения.
В данных статьях прямо указано, что Пенсионный фонд обязан проверять факт осуществления работы исключительно в том случае, если в Пенсионный фонд поступили сведения персонифицированного учета. В случае, если сведения не представлены, Пенсионный фонд не имеет правовых оснований признавать сотрудников страхователя как лиц прекративших трудовую деятельность. При этом, данная норма не содержит указания от кого должны поступить сведения в пенсионный фонд, таким образом уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы осуществляется Истцом на основании сведений полученных как от страхователя, так и от налоговых органов.
Так как, форма СЗВ-М за ноябрь 2018 г. страхователем в срок не представлена, пенсионный фонд не имел права принимать решение о начислении дополнительных выплат.
В данном случае, истец должен был дождаться получения сведений персонифицированного учета от ИФНС за 4 квартал 2018 г., либо направить запрос в ООО "Гео-Юг" об уточнении сведений персонифицированного учета и только после этого принимать решения в соответствии со ст. 26.1 ФЗ N 400.
Доказательств нарушения обществом сроков предоставления сведений индивидуального персонифицированного учета за иные периоды (кроме ноября 2018 года) пенсионным фондом в материалы дела не представлено.
Отчеты по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года и январь 2019 года представлены ответчиком своевременно (15.01.2019 и 14.02.2019 соответственно).
Однако Пенсионный фонд, своевременно получив сведения за декабрь 2018 года в отношении указанного пенсионера, как о работающем лице, имея возможность и установленную законом обязанность, не предпринял никаких действий для уточнения сведений о том, осуществлял ли он трудовую деятельность в ноябре 2018 года.
Пенсионный фонд принял решение об индексации и начал осуществление выплат в феврале 2019 года (решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии от 20.02.2019 N 190000003891/В/М) (имея сведения за декабрь 2018 года, в которых отражены данные по спорному лицу), не проверив сведения о застрахованных лицах.
То есть, на момент принятия решения об индексации Управление располагало сведениями об указанном лице, как работающем пенсионере, поскольку отчеты по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года и январь 2019 года уже были сданы ответчиком. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" (пункт 88 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 N 885н).
Принимая во внимание, что на момент принятия решения от 20.02.2019 о выплатах начиная с 01.11.2018 у Пенсионного фонда имелись данные об осуществлении пенсионером трудовой деятельности и с учетом установленного Законом N 400-ФЗ порядка выплаты страховой пенсии в период осуществления работы отсутствовали основания для осуществления выплат в индексированном размере, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Пенсионный фонд не доказал совокупность обстоятельств, влекущих применение ответственности в виде взыскания ущерба, а именно: наличие причинно-следственной связи между бездействием ответчика по предоставлению сведений за ноябрь 2018 года по форме СВЗ-М и возникновением у заявителя убытков.
В своей апелляционной жалобе Пенсионный фонд ссылается на правовую позицию, изложенную в определении Верховного суда РФ от 09.11.2020 N 301-ЭС20-17118.
Вместе с тем, указанная судебная практика сформирована при иных фактических обстоятельствах. Кроме того, податель жалобы ошибочно ссылается на законодательство 2017 года к рассматриваемой ситуации, произошедшей в 2018 году, когда нормы были уже изменены.
Так, из материалов дела N 301-ЭС20-17118 судом установлено, что ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" не предоставила сведения по форме СЗВ-М в ПФР за июнь 2017 года. При рассмотрении данного дела применялась более ранние редакции ФЗ N 400 и ФЗ N 167. Кроме того, из материалов дела N 301-ЭС20-17118 следует, что ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" сдала отчет СЗВ-М за июнь 2017 года в установленный законом срок, но без указанных в деле застрахованных лиц, в связи с чем указанная практика к настоящему делу не применима.
Напротив, правовая позиция, отраженная в обжалуемом решении суда, согласуется с выводами, изложенными в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.08.2019 N Ф08-6790/2019 по делу N А53-39789/2018, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 по делу N А32-26076/2019.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 304-КГ18-11128, от 20.12.2018 N 301-КГ18-20903.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требований заявителя о взыскании переплаты пенсии в связи с необоснованно прошедшей индексацией в размере 2 395 руб. 24 коп. отсутствуют, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 по делу N А32-4413/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего постановления
Председательствующий |
М.Ю. Долгова |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4413/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КАРАСУНСКОМ ВНУТРИГОРОДСКОМ ОКРУГЕ Г. КРАСНОДАРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе города Краснодара
Ответчик: ООО "Гео-Юг"
Третье лицо: Хвалова Г А