Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2021 г. N Ф05-19188/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А40-232668/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2021 по делу N А40-232668/20
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
в присутствии:
от заявителя: |
Конфектова А.Н. по доверенности от 08.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Сухов Д.А. по доверенности от 05.05.2021; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы по делу от 31.03.2021 по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (далее - департамент) признаны незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление) изложенные в письмах от 29.10.2020 N КУВД-001/2020-8781367, N PKPVDMFC-2020-07-16-067980, от 28.10.2020 NN КУВД-001/2020-8779887, 8777661, 8780132, NN PKPVDMFC-2020-07-16-065 769, 063456, 066147.
Решением суда на управление возложены соответствующие обязательства.
Не согласившись с решением суда, управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционного суда представитель управления поддержал доводы, изложенные в жалобе, представитель департамента поддержал решение суда.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителей управления и департамента, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, департамент обратился в управление с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости:
-нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002002:1118 общей площадью 46,5 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 38а, строен. 6;
-нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002002:1119 общей площадью 132 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 38а, строен. 7;
-нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002002:1120 общей площадью 96,5 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 38а, строен. 8;
-нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0002002:1121 общей площадью 649,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 38а, строен. 9.
Письмами от 29.10.2020 N КУВД001/2020-8781367, N PKPVDMFC-2020-07-16-067980, от 28.10.2020 N N КУВД001/2020-8779887, 8777661, 8780132, N N PKPVDMFC-2020-07-16-065769, 063456, 066147 управление сообщило департаменту об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету в связи с прекращением существования объектов недвижимости на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N218-ФЗ).
В качестве основания для отказа является отсутствие в составе приложения акта обследования документов, содержащих информацию о законном порядке сноса, гибели или уничтожении объектов, а также по причине того, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо.
Полагая, что оспариваемый отказ является необоснованным и нарушающим права и законные интересы, департамент обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования департамента, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Управление, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Применительно к настоящему делу, отсутствуют препятствия для снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
Как установлено судом, 23.05.2019 объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:03:0002002:1118, 77:03:0002002:1119, 77:03:0002002:1120, 77:03:0002002:1121, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 38а, строен. 6-9 поставлены на учет в качестве бесхозяйных.
Согласно статье 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" департамент уполномочен на проведение мероприятий в отношении бесхозяйного недвижимого имущества.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав вправе обратиться иное лицо в случаях, установленных федеральным законом.
В этой связи, принимая во внимание положения ст. 225 ГК РФ и п. 10 ст. 69, ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета прекратившего свое существование в связи с гибелью (уничтожением) ранее учтенного здания (сооружения), обладавшего признаками бесхозяйной недвижимой вещи, вправе обратиться орган, уполномоченный на обращение с заявлением о постановке такого объекта недвижимости на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Кроме того, согласно разъяснениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20.06.2019 N ДГИ-1-500000/19 департамент вправе обращаться за снятием с государственного кадастрового учета объектов недвижимости, обладающих признаками бесхозяйных.
Подпунктом 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что по вопросу о необходимости включения в состав приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, акт обследования кадастрового инженера является основанием для кадастрового учета и регистрации.
Требованиями к подготовке акта обследования п. 3 Приказа Министерства экономического развития РФ от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Требования N 861) установлено, что акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости; указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту обследования.
При этом Требованиями N 861 не определены конкретные документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости. Более того, абзацем 2 п. 3 Требований N 861 прямо предусмотрена возможность отсутствия таких документов о сносе в составе акта обследования.
Таким образом, документы о сносе объекта не являются обязательными приложениями к акту обследования. При этом, при подготовке акта обследования, могут использоваться имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости или являющиеся основанием для сноса.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что департаментом в управление были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по снятию с кадастрового учета указанных объектов.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных управлению.
Следовательно, управление пришло к ошибочному выводу об отсутствии оснований снятия с государственного кадастрового учета объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:03:0002002:1118, 77:03:0002002:1119, 77:03:0002002:1120, 77:03:0002002:1121, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 38а, строен. 6-9.
Согласно ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16- 7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2021 по делу N А40-232668/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-232668/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ