г. Москва |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А40-234259/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
Т.Б.Красновой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2021 по делу N А40-234259/20 (148-1139)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Караваева А.О. по дов. от 08.12.2020; |
от ответчика: |
Гибадуллин И.М. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным отказа, изложенного в уведомлении от 03.09.2020 N 30-5174672 N 77/999/001/2020-749730 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - помещение общей площадью 128,5 кв.м, расположенное на техническом этаже здания по адресу: г. Москва, ул. Марксистская, д.9; об обязании осуществить кадастровый учет зарегистрировать право собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - помещение общей площадью 128,5 кв.м, расположенное на техническом этаже здания по адресу: г. Москва, ул. Марксистская.
Решением суда от 15.03.2021 в удовлетворении заявления Департаменту городского имущества города Москвы отказано.
Не согласившись с указанным решением, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, ДГИ обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности города Москвы на помещение общей площадью 128,5 кв.м., расположенное на техническом этаже здании по адресу: г. Москва, ул. Марксистская, Д. 9.
По мнению заявителя, им были представлены необходимые и достаточные документы для постановки помещения на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности города Москвы.
Как следует из материалов дела, уведомлением Управления Росреестра по Москве от 03.09.2020 N 30-5174672 N 77/999/001/2020-749730 сообщено об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету, государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.
Департамент полагает, что действия Управления Росреестра по Москве, выразившиеся в отказе, изложенном в уведомлении от 03.09.2020 N 30-5174672 N 77/999/001/2020-749730 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - помещение общей площадью 128,5 кв.м., расположенное на техническом этаже здания по адресу: г. Москва, ул. Марксистская, д.9; об обязании осуществить кадастровый учет зарегистрировать право собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - помещение общей площадью 128,5 кв.м, расположенное на техническом этаже здания по адресу: г. Москва, ул. Марксистская., не соответствуют закону и являются недействительными по следующим основаниям.
На основании вышеизложенного, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Порядок государственной регистрации права собственности и других вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав урегулирован Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч. 6 ст. 1 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о недвижимости случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о недвижимости порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав перечислены в ч. 2 ст. 14 Закона о недвижимости.
Как следует из материалов дела, в соответствии с частью 5, 7 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" 03.06.2020 осуществление действий по государственному кадастровому учету и регистрации права собственности N 30-5174672 N77/999/001/2020-749730 в отношении объекта недвижимого имущества по адресу: г. Москва, ул. Марксистская, д. 9, были приостановлены.
На основании статьи 27 Закона о недвижимости 03.09.2020 в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации отказано в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Согласно п. 1 ст. 26 Закона о недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п. 7).
Основанием для постановки на государственный кадастровый учет является технический план нежилого помещения в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона с недвижимости.
Представленный с заявлением от 21.05.2020 технический план, подготовлен в результате кадастровых работ в связи с постановкой помещения б/н (ком.7-13,1в,1т,1у, 1ф), расположенного на техническом этаже, площадью 128,5 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Марксистская, д. 9. В указанном помещении проведена перепланировка. В качестве документа-основания в составе технического плана представлен акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме от 28.04.2016, выданный Государственной жилищной инспекцией города Москвы.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о недвижимости технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Согласно п. 10 ст. 24 Закона о недвижимости сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки.
Требования к техническому плану установлены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Согласно п. 20 Требований сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки жилого помещения.
Таким образом, технический план, представленный в связи с перепланировкой, должен быть подготовлен на основе проектной документации.
В соответствии с п. 52 Требований для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки в соответствии с Приложением.
На плане этажа или здания отображаются в масштабе в соответствии с размерами на поэтажном плане, являющемся частью проектной документации, в графической части технического паспорта здания: стены и перегородки, в том числе внутренние; окна и двери, лестницы, балконы, внутренние выступы стен, необходимые условные обозначения, в том числе для указания местоположения образованной или существующей части здания (п. 59 Требований).
Также в нарушение п. 52 п. 59 Требований не указаны линейные размеры в комнатах 1ф, 7, 8, 9, 11, 10 (длина либо ширина комнат отсутствует), в специальных знаках не обозначены колонны.
В качестве правоустанавливающего документа, являющегося основанием для проведения государственной регистрации, в Управление представлена выписка из реестра объектов недвижимости от 13.09.2019 N 00-204923(000).
В соответствии с указанной выпиской основанием возникновения права собственности в отношении заявленного к регистрации вышеуказанного объекта недвижимого имущества указано Постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничений государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"), Постановление Московской городской думы N 47 от 20.02.1998.
Согласно Постановлению N 3020-1 к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации относятся объекты недвижимости, указанные в соответствующих приложениях.
Между тем указанные приложения к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 не содержат сведений о конкретных объектах недвижимого имущества, а лишь устанавливают критерии отнесения имущества к той или иной форме собственности.
Определение пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности осуществлялось в соответствии с Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп.
В соответствии с п.п. 2, 5 Постановления N 3020-1 установлено, что передача объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, т.е. объекты подлежат передаче в федеральную собственность с документальным оформлением данной передачи.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона о недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации предусмотрен также пунктом 2 ст. 14 Закона о недвижимости, в частности установлено, что такими основаниями являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно абз. 4 п. 36 Постановления Пленума Верховного Совета Российской Федерации N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Статьей 8 главы 14 ГК РФ предусмотрены иные основания возникновения права собственности на недвижимое имущество, в том числе принадлежащее Российской Федерации. Однако документы, подтверждающие правомерное отнесение объекта недвижимого имущества к собственности Российской Федерации по основаниям, установленным в статье 8 главы 14 ГК РФ, или иным законным основаниям, в деле отсутствуют.
Документы, подтверждающие правомерное приобретение или фактическую принадлежность на законных основаниях указанного объекта недвижимого имущества, в связи с чем он отнесен к собственности города Москвы, в реестровое дело представлены не были.
Иные указанные в п. 6 Постановления N 3020-1 необходимые документы на государственную регистрацию не представлялись, что подтверждается предоставленными в суд представителем Управления материалами реестрового дела.
Постановление N 47 таковым документом не является, поскольку содержит исключительно перечень объектов, учитываемых на балансе предприятий "Дирекции Единого Заказчика", то есть, в частности эксплуатирующей организации многоквартирного дома, что никаким образом не может подтверждать возникновение права собственности города Москвы на помещении технического этажа, являющиеся общей долевой собственностью жильцов многоквартирного дома в силу закона.
В соответствии с "СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" (утв. Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 883/пр) (ред. от 19.12.2019) п. 3.35 этаж технический: Этаж, функционально предназначенный для размещения и обслуживания внутридомовых инженерных систем; может быть расположен в нижней части здания (техническое подполье) или в верхней (технический чердак), или между надземными этажами.
Регулирование отношений собственников помещений в многоквартирном доме, возникающих по поводу общего имущества, предусмотрено ст. ст. 289, 290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ.
К общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Право обшей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме на общее имущество возникает в силу прямого указания закона (независимо от факта государственной регистрации такого права).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 Закона о недвижимости).
Таким образом, права и законные интересы действиями Управления не нарушены, а оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации соответствует действующему законодательству.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2021 по делу N А40-234259/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В.Поташова |
Судьи |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-234259/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ