г. Москва |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А40-175329/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.И. Трубицына,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "Желдорэкспедиция" на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2020 по делу N А40-175329/20, принятое судьей Ереминой И.И., по иску АО "Федеральная пассажирская компания" к ООО "Желдорэкспедиция" о взыскании 22 000 рублей,
без вызова сторон,
УС Т А Н О В И Л:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Желдорэкспедиция" (далее - ответчик) договорного штрафа в размере 22 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2021 иск удовлетворен частично: взыскано 15 000 рублей штрафа, в остальной части в иске отказано.
Суд первой инстанции указал, что ответчиком допущены нарушения условий договора, ввиду чего истцом правомерно начислен штраф. Неустойка уменьшена судом на основании статьи 333 ГК РФ.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт.
Податель жалобы указал на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и привел доводы, которые рассмотрены ниже.
В отзыве на апелляционную жалобу содержатся возражения истца на доводы жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 26.09.2014 истцом (исполнитель, перевозчик) и ответчиком (заказчик, отправитель) заключен договор оказания услуг по перевозке с расчетами через ЕЛС плательщика. В соответствии с пунктом 1.1. договора, в редакции дополнительного соглашения от 30 декабря 2016 N 438-14/ФМСК(МЖА)(4) перевозчик обязуется оказывать услуги, перечисленные в пункте 1.2. договора, а отправитель обязуется принять их и оплатить. В соответствии с пунктом 2.3.2. Дополнительного соглашения от 26.12.2018 отправитель обязуется обеспечить соблюдение требований документов, указанных в пункте 2.1. Порядка и других нормативных правовых актов и документов в части, регламентирующей перевозку грузобагажа, в том числе Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.12.2013 N 473 (пункт 166 и 203).
Согласно пункту 2.3.20 Дополнительного соглашения от 26.12.2018 Заказчик обязуется не допускать погрузку в вагон грузобагажа, масса одного неделимого места которого более 500 кг.
В апреле и июне 2020 года истцом в отношении ответчика составлены акты, которыми зафиксированы нарушения, за которые договором установлен штраф.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Ссылки ответчика на изменение Дополнительного соглашения от 29.12.2017 N 438-14/ФМСК(МЖА) не имеют отношения к настоящему делу.
Основанием иска являются фактические обстоятельства нарушения Ответчиком положений Договора от 26.09.2014 об оказании услуг по перевозке с расчетами через ЕЛС плательщика, а также Дополнительного соглашения от 30.12.2019. Срок действия Дополнительного соглашения от 30.12.2019 согласно пункту 9 с 30.12.2019 по 31.12.2020.
Вменяемые Ответчику нарушения совершенны в апреле и июне 2020 года, то есть в период действия Дополнительного соглашения от 30.12.2019.
Довод апеллянта об отсутствии в действующем законодательстве ограничений массы и габаритов грузобагажа основан на неверном толковании норм права и был предметом неоднократной оценки судами при рассмотрении споров о взыскании неустойки.
В соответствии с пунктом 2.3.2. Дополнительного соглашения от 26.12.2018 отправитель обязуется обеспечить соблюдение требований документов, указанных в пункте 2.1. Порядка и других нормативных правовых актов и документов в части, регламентирующей перевозку грузобагажа, в том числе Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.12.2013 N 473 (пункт 166 и 203).
Согласно пункту 2.3.20 Дополнительного соглашения от 26.12.2018 Заказчик обязуется не допускать погрузку в вагон грузобагажа, масса одного неделимого места которого более 500 кг.
Глава XVIII Правил перевозки, определяет общие условия для перевозки грузобажа не зависимо от его способа, так норма определяющая способы отправки грузобагажа так же содержится в данной главе.
В соответствии с пунктом 163 Правил перевозки пассажиров грузобагажа, перевозка грузобагажа осуществляется повагонными отправками и отдельными местами по одному перевозочному документу, для перевозки которых не требуется предоставления отдельного вагона.
Таким образом, норма об ограничении перевозки грузобагажа весом одного места не менее 5 кг и не более 75 кг, установленная в пункте 166 Правил перевозки грузобагажа, применима как к повагонной отправке, так и к перевозке отдельными местами по одному перевозочному документу.
Вывод о том, что при перевозке грузобажа повагонными отправками следует руководствоваться исключительно главой XXIII, основан на не правильном толковании норм материального права.
Нормы в главе XXIII являются специальными и содержат дополнительные особенности при перевозке грузобагажа повагонными отправками и не могут отменять общие условия, указанные в главе XVIII Правил перевозки.
Ввиду отдельных особенностей перевозки грузобагажа повагонными отправками Законодатель выделил их в отдельную главу Правил перевозки. В Главе XVIII не указано, что данные нормы регулируют перевозку грузобагажа исключительно отдельными местами по одному перевозочному документу.
В соответствии со статьей 23 Устава железнодорожного транспорта погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам. Размещение и крепление грузов, грузобагажа в вагонах и контейнерах осуществляются в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Довод об ограничении повагонных отправок исключительно грузоподъемностью вагона прямо противоречит законодательству, правилу о соотношении общей и специальной нормы.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчика в суде первой инстанции и выражают несогласие с судебной оценкой представленных в дело доказательств, что само по себе не является основанием для отмены судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2020 по делу N А40-175329/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175329/2020
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "ЖЕЛДОРЭКСПЕДИЦИЯ"