г. Ессентуки |
|
8 июня 2021 г. |
Дело N А63-16924/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.06.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., в отсутствие заявителя - Казьминского хуторского казачьего общества Средне-Кубанского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, третьего лица - Администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.03.2021 по делу N А63-16924/2020,
УСТАНОВИЛ:
Казьминское хуторское казачье общество Средне-Кубанского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, с. Казьминское (далее - казачье общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление), о признании незаконным отказа от 19.08.2020 N 26/147/001/2020-1025 в государственной регистрации договора аренды б/н от 25.02.2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:15:130302:2, об обязании совершить действия по осуществлению государственной регистрации договора аренды б/н от 25.02.2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:15:130302:2 (далее - договор аренды).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края (далее - Администрация).
Решением суда от 19.03.2021 заявленные требования Казачьего общества удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Росреестра в государственной регистрации договора аренды от 19.08.2020 N 26/147/001/2020-1025. Суд обязал Управление осуществить государственную регистрацию договора аренды. Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для принятия Управлением Росреестра оспариваемого отказа. Указанная в оспариваемом отказе статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит применению при предоставлении земельного участка казачьим обществам без торгов.
Не согласившись с решением суда, Управление Росреестра обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что отсутствие извещения о предоставлении земельного участка в аренду свидетельствует о факте нарушения процедуры предоставления земельного участка Казачьему обществу.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Казачье общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Управления Росреестра. Считает решение суда законным и обоснованным, которое согласуется с позицией Верховного Суда Российско Федерации, указанной в определении от 14.12.2020 N 308-ЭС20-19158 по делу N А63-21803/2019.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Казачьего общества, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 25.02.2020 между администрацией и казачьим обществом был заключен договор аренды от 25.02.2020 N б/н земельного участка с кадастровым номером 26:15:130302:2, площадью 631 876 кв.м, местоположение: примерно в 3,5 км по направлению на северо-запад от ориентира западная окраина село Вревское, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Кочубеевский район, для сельскохозяйственного производства.
14 мая 2020 года казачье общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды.
Уведомлением от 20.05.2020 N 26/147/001/2020-1025 управление сообщило о приостановлении государственной регистрации в связи с непредставлением извещения о предоставлении земельного участка в аренду в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка.
19 августа 2020 года управлением вынесено сообщение N 26/147/001/2020-1025 об отказе в государственной регистрации по причинам не представления извещения о предоставлении земельного участка в аренду в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка; несоблюдения процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса.
Считая отказ управления противоречащим нормам земельного законодательства и нарушающим права (интересы) казачьего общества в экономической сфере, оно обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Казачьего общества, исходил из отсутствия у Управления Росреестра правовых оснований для отказа в регистрации договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Согласно пункту 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу заключается на торгах (пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ).
Без проведения торгов договор аренды может быть заключен, в том числе с казачьим обществом, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Согласно части 3 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, в границах муниципального района и (или) городского округа, на территории которых действуют соответствующие казачьи общества.
Казачье общество внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (учетный номер 2615010140, реестровый номер 829150013), что подтверждается свидетельством, выданным Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю 03.08.2015.
Уставом Казачьего общества закреплено, что общество является некоммерческой организацией, входящей в состав Средне-Кубанского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, осуществляет свою деятельность на территории с. Казьминское Кочубеевского района Ставропольского края. При этом основными целями казачьего общества являются возрождение и развитие казачества, обеспечение его единства (п. 14 Устава).
Таким образом, Казачье общество соответствует критерию специального субъекта, обладающего в силу закона правом на приобретение в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без торгов, в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предусмотренная законом процедура заключения договора аренды уполномоченным органом соблюдена, основания для применения положений статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае отсутствовали (Определение Верховного Суда РФ от 29.12.2020 N 308-ЭС20-20071 по делу N А63-6945/2019).
Указанная в оспариваемом отказе Управления Росреестра статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Данная норма не подлежит применению при предоставлении земельного участка Казачьим обществам без торгов.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о нарушении публичной процедуры при предоставлении Казачьему обществу в аренду спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения отклоняются апелляционным судом.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом положений пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции указал в резолютивной части решения порядок устранения нарушения прав Казачьего общества, возложив на Управление Росреестра обязанность зарегистрировать договор аренды от 25.02.2020.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.03.2021 по делу N А63-16924/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У.Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-16924/2020
Истец: Казьминское хуторское Средне-Кубанского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КОЧУБЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ