г. Санкт-Петербург |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А56-114537/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11974/2021) Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2021 по делу N А56-114537/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Марин Экспресс"
к Центральной акцизной таможне
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Марин Экспресс" (далее - Общество, заявитель, ООО "Марин Экспресс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центральной акцизной таможни (далее - Таможня, таможенный орган, ответчик) от 24.11.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10009000-751/2020, предусмотренном статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 20.02.2021, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам административного производства отказано; оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Полный текст решения изготовлен судом первой инстанции 18.03.2021.
Не согласившись с указанным решением суда, Таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, состав правонарушения в полной мере подтверждается материалами дела, у суда отсутствовали основания для признания правонарушения малозначительным.
В установленный в определении суда срок от Общества поступил письменный отзыв, в котором он выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.06.2020 Псковской таможней в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в зону деятельности Центральной акцизной таможни (далее - ЦАТ) по транзитной декларации N 10209150/060620/0040975, CMR N LV-620 от 05.06.2020 направлены товары - вина и спиртовые настойки, в количестве 27 мест, общим весом брутто 20742, 00 кг, фактурной стоимостью 60480,00 евро, страны происхождения товаров - разные, страна отправления товаров - Литва.
Согласно товаросопроводительным документам получателем товара является ООО "Марин Экспресс". Место доставки, установленное Гродненской региональной таможней Республики Беларусь, - Смоленский акцизный таможенный пост ЦАТ, срок доставки - 08.06.2020.
Фактически вышеуказанный товар доставлен водителем UAB "МЕ TRANSPORTAS" на Смоленский акцизный таможенный пост ЦАТ и размещен в зоне таможенного контроля СВХ ООО "Альфа Транс Терминал", расположенного в регионе деятельности Смоленского акцизного таможенного поста ЦАТ, 06.06.2020 в 22 час. 06 мин., что подтверждается пропуском въезда/выезда N 6207.
Документы, необходимые для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, представлены таможенному органу 07.06.2020 в 09 час. 27 мин., о чем свидетельствует подтверждение о прибытии N 10009230/070620/2225849.
Таможенная процедура таможенного транзита по вышеуказанной товарной партии завершена в 11 час. 00 мин 07.06.2020, о чем свидетельствует отметка в таможенном штампе "товар поступил" на CMR N LV620 от 05.06.2020.
Декларация на товары подана таможенным представителем ООО "Конвэд-Брокер" от имени и по поручительству ООО "Марин Экспресс" 08.06.2020 в 14 ч. 34 мин. (документы должны были быть представлены до 10 ч. 45 мин. 08.06.2020 (включительно))
Полагая, что товары помещены под таможенный контроль с нарушением срока, таможенный орган 10.11.2020 в отношении Общества составил протокол об административном правонарушении N 10009000-751/2020 по статье 16.14 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 24.11.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10009000-751/2020 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.14 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с постановлением таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, посчитав доказанным состав правонарушения, не усмотрев нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, признав правонарушение малозначительным, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Статьей 16.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями 16 главы КоАП РФ.
В соответствии с подпунктом 1-3 пункта 1 статьи 83 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать:
1) лицо государства-члена:
- являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза;
- от имени и (или) по поручению которого заключена сделка, указанная в абзаце втором настоящего подпункта;
- имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, - если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо;
- являющееся стороной сделки, заключенной с иностранным лицом или с лицом государства-члена в отношении иностранных товаров, находящихся на таможенной территории Союза;
- являющееся экспедитором, - при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита;
2) иностранное лицо:
- являющееся организацией, имеющей представительство или филиал, созданные и (или) зарегистрированные на территории государства-члена в установленном порядке;
- при заявлении таможенных процедур только в отношении товаров, перемещаемых для собственных нужд такого представительства или филиала;
- являющееся собственником товаров, если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства-члена;
- имеющее право владения и пользования товарами, если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства-члена, - при заявлении таможенной процедуры таможенного склада, таможенной процедуры временного ввоза (допуска), таможенной процедуры реэкспорта, специальной таможенной процедуры;
3) дипломатические представительства, консульские учреждения, представительства государств при международных организациях, международные организации или их представительства, иные организации или их представительства, расположенные на таможенной территории Союза.
В соответствии со статьей 100 ТК ЕАЭС для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, представляет таможенному органу транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа. Подача документов таможенному органу может быть осуществлена в электронном виде.
Товары считаются находящимися на временном хранении после регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
На основании пункта 1 статьи 151 ТК ЕАЭС действие таможенной процедуры таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки товаров, определенное таможенным органом отправления.
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 151 ТК ЕАЭС для завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик либо, если это предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, декларант товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - в течение 3 часов с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне времени работы таможенного органа - в течение 3 часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 152 ТК ЕАЭС в случае если иное не предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, после регистрации таможенным органом назначения подачи документов, указанных в пункте 3 статьи 151 ТК ЕАЭС, лица, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС, обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - не позднее 8 часов рабочего времени таможенного органа после регистрации подачи документов таможенным органом назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) после регистрации таможенным органом назначения подачи документов, указанных в части 1 статьи 118 указанного Федерального закона, лица, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС, обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, не позднее восьми часов рабочего времени таможенного органа после регистрации подачи документов таможенным органом назначения.
Согласно пункту 4 статьи 119 Закона N 289-ФЗ срок совершения таможенных операций, указанных в части 1 статьи 119, исчисляется с момента завершения таможенного транзита. Согласно пункту 4 Приложения N 1 к Приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности" для помещения товаров на временное хранение уполномоченное лицо представляет таможенному посту, в регионе деятельности которого планируется временное хранение указанных товаров (далее - таможенный пост), транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, при условии, что такая предварительная информация содержит сведения, необходимые для совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
В силу подпункта 44 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенный представитель - юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица.
Таможней установлено, что в качестве лица государства-члена ЕАЭС, являющегося стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза, выступало ООО "Марин Экспресс".
Поскольку Обществу вменяется нарушение срока помещении товаров на СВХ и представления таможенной декларации, именно оно является субъектом ответственности по статьи 16.14 КоАП РФ, так как именно от действий декларанта (получателя товара) зависит насколько своевременно таможенный представитель оформит таможенную декларацию, в связи с чем, суд первой инстанции, правильно применив нормы таможенного законодательства, правомерно признал заявителя субъектом вмененного ему правонарушения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено помещение спорного товара на склад временного хранения с нарушением установленного законом срока.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судами двух инстанций не установлено.
Вместе с тем, суд первой инстанции, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие вредных последствий посчитал возможным в данном случае освободить Общество от административной ответственности по правилам статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Учитывая незначительное нарушение срока для совершения таможенных операций (менее 4 часов), а также отсутствие доказательств, явно свидетельствующих о пренебрежительном отношении Общества к своим публичным обязанностям, апелляционный суд, не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.
При указанных выше обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Доводы подателя жалобы о том, что оснований для признания правонарушения малозначительным не имелось, подлежат отклонению, поскольку законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения, исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 марта 2021 года по делу N А56-114537/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-114537/2020
Истец: ООО "МАРИН ЭКСПРЕСС"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ