г. Москва |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А40-255260/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ Московское региональное отделение ФСС РФ филиал N 18 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.03.2021 по делу N А40-255260/20 принятое
по заявлению АО "НАФТАГАЗ" к ГУ Московскому региональному отделению ФСС РФ филиал N 18
о признании недействительным уведомления
в присутствии:
от заявителя: |
Арухов А.З. по дов. от 30.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "НАФТАГАЗ" (далее- заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным уведомления Государственного учреждения- Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 18 (далее- Фонд, ответчик) от 21.05.2020 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выданного Акционерному обществу "Нафтагаз", возложении на фонд обязанности применить в отношении Общества страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2020 года в размере 0,2% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с фактически осуществленным видом деятельности "Торговля оптовая прочими машинами и оборудование" (код ОКВЭД 46.69).
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 25.03.2021, принятым по настоящему делу заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт по основаниям, изложенным в ней.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
Представитель общества в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве, решение просил оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Из обстоятельств настоящего дела следует, что Общество зарегистрировано в Фонде в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее- Закон N 125-ФЗ).
06 августа 2020 г. Обществоми было получено требование Фонда о предоставлении документов для подтверждения основного вида экономической деятельности от 30.07.2020 г.
Запрашиваемые документы были направлены Обществом в Фонд по почте заказным письмом с описью вложения "20" августа 2020 г., что подтверждается описью вложения с отметкой организации почтовой связи, копия которой имеется в материалах дела.
При этом, по результатам проведенной в отношении заявителя проверки ответчиком 11 августа 2020 г. был составлен акт камеральной проверки N 1867ДВ, а 11.09.2020 было вынесено решение N 1867 от 11.09.2020 о доначислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 6 365 002,02 руб., определенном исходя из страхового тарифа 8,5%, привлечении Общества к ответственности, предусмотренной ст.26.29 Федерального закона N125-ФЗ, наложении на Общество штрафа в размере 1 273 000,40 руб. и пени в размере 10 820,58 руб.
Также 28.09.2020 представителю Общества было вручено информационное письмо N 05-21/05-5569 от 24.09.2020 "О размере страхового тарифа".
Не согласившись с решением Фонда N 1867 от 11.09.2020 о доначислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Общество обжаловало его в Арбитражный суд города Москвы.
Решением от 08.02.2021 по делу N А40-204747/20, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021, требования заявителя были удовлетворены частично: на ГУ-МРО ФСС РФ (филиал N 18) возложена обязанность установить АО "НАФТАГАЗ" размер страхового тарифа по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 г. в 0,2%, соответствующий 1 классу профессионального риска согласно осуществляемому виду деятельности "Торговля оптовая прочими машинами и оборудование" (код ОКВЭД 46.69); в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основной вид экономической деятельности коммерческой организации- это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
В силу пункта 2 Порядка основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности и, в срок до 1 мая, уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года, размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году (пункт 11 Порядка).
Как следует из материалов дела, не получив от страхователя в срок до 15 апреля указанные в пункте 3 Порядка N55 документы, подтверждающие основной вид деятельности, осуществляемый Обществом, Фонд определил страхователю вид экономической деятельности, имеющий наиболее высокий класс профессионального риска, руководствуясь сведениями о видах экономической деятельности, содержащихся в ЕГРЮЛ, и установило АО "Нафтагаз" тариф страхового взноса на 2020 в размере 8,5%, что отражено в уведомлении от 21.05.2021.
В возражениях на Акт камеральной проверки N 1867ДВ от 11.08.2020 г., которые были получены Фондом 26.08.2020 г., Заявитель предоставил документы, подтверждающие основой вид экономической деятельности, а также, просил Фонд установить новый страховой тариф в размере 0,2%, на что последний ответил отказом.
В письме N 05-21/05-5569 от 24.09.2020 "О размере страхового тарифа" Фонд сообщил Обществу об отсутствии оснований для пересмотра страхового тарифа на 2020.
Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации, установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае, обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, из анализа положений пункта 5 Порядка N 55 усматривается, что страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы, для подтверждения основного вида экономической деятельности, которые Фонд должен оценить и определить размер страхового тарифа с их учетом.
Доказательств, на основании которых Фонд пришел к выводу о том, что одним из видов деятельности, фактически осуществляемой Обществом, является "Добыча и обогащение угля и антрацита", что, в свою очередь, являлось бы основанием для назначения размера страхового тарифа, соответствующего 32 классу профессионального риска, Фонд в материалы дела не представил.
Довод Фонда о правомерности определения спорного размера тарифа по виду экономической деятельности "Добыча и обогащение угля и антрацита", является необоснованным, поскольку включение такого вида деятельности в список видов деятельности, внесенных Обществом в ЕГРЮЛ, не означает, что такой вид деятельности страхователь фактически осуществлял.
Фактически позиция Фонда о правомерном установлении тарифа в размере 8,5% построена на пропуске Обществом срока для обращения с заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложением необходимых документов.
Тот факт, что Фондом было направлено новое уведомление об установлении страхового тарифа в размере 0,2%, не свидетельствует о наличии законных оснований для отмены решения суда.
Оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Учитывая приведенные фактические обстоятельства спора и нормы материального права, его регулирующие, коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы жалобы, противоречат нормам материального права регулирующего спор и фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.03.2021 по делу N А40-255260/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-255260/2020
Истец: АО "НАФТАГАЗ"
Ответчик: ГУ Московское региональное отделение ФСС РФ филиал N 18