г. Санкт-Петербург |
|
11 февраля 2024 г. |
Дело N А56-70480/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): предст. Деггет И.И. - доверенность от 01.07.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39957/2023) Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2023 по делу N А56-70480/2023 (судья Устинкина О.Е.), принятое
по иску Центральной акцизной таможни
к обществу с ограниченной ответственностью "ИТИРУС-Регионы"
о взыскании утилизационного сбора
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (ОГРН 1027700552065, ИНН 7810997883; далее - таможенный орган, Таможня) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ИТИРУС-Регионы" (ОГРН 1147847211082, ИНН 7810997883; далее - Общество, ООО "ИТИРУС-Регионы") 6900000 руб. утилизационного сбора и 276000 руб. пени с 08.01.2023 по 16.06.2023 и далее до момента фактического исполнения обязательства.
Решением суда первой инстанции от 09.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 09.10.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Как указывает податель жалобы, в исковом заявлении таможенным органом указано, что ввезенный товар по коду единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54; далее - ТН ВЭД ЕАЭС) соответствует разделу IV Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 (далее - Перечень N 81), а именно "Перегружатели колесные (классифицируемые по кодам 8429 59 000 0)". Однако указанный в исковом заявлении раздел Перечня N 81 и код ТН ВЭД ЕАЭС не соответствуют информации, указанной в декларации на товары (далее - ДТ) N 10009100/231222/3172002 и являются опечаткой, что судом первой инстанции было проигнорировано. Податель жалобы полагает, что согласно техническому описанию, представленному Обществом при декларировании, исходя из технических характеристик и функций, ввезенная Обществом самоходная машина является экскаватором-погрузчиком; коэффициенты расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин, классифицируемых по коду 8429 51 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, определены разделом III Перечня N 81 "Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры (классифицируемые по коду 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0)".
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Таможня извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направила, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) по ДТ N 10009100/231222/3172002 товар "ПОРОДОПОГРУЗОЧНАЯ ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ МАШИНА ZQ-26: МАШИНА ПОГРУЗОЧНАЯ ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ШАХТНАЯ, МОДЕЛЬ ZQ-26. КОЛЕСНАЯ, РЕЛЬСОВАЯ, ПЛАНЕТАРНОГО ТИПА, С ФРОНТАЛЬНОЙ ПОГРУЗОЙ, С НИЖНИМ ЗАХВАТОМ ГОРНОЙ МАССЫ, С РАЗГРУЗКОЙ НАЗАД. РАБОЧИЙ ОРГАН - КОВШ. НАЗНАЧЕНИЕ: ДЛЯ ПОГРУЗКИ ГОРНОЙ МАССЫ В ВАГОНЕТКИ ПРИ ПРОХОДКЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК НА РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ПОДЗЕМНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЯХ.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ: СОСТОИТ ИЗ ХОДОВОЙ ТЕЛЕЖКИ, ПОВОРОТНОГО УСТРОЙСТВА, ПОДНИМАЮЩЕГОСЯ КОВША, СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ СИЛОВОЙ МАШИНЫ.
ТЕХН.ХАРАКТЕР.: ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ: М3/МИН-1, ОБЪЕМ КОВША М3- 0.26, МОЩНОСТЬ ХОДОВОГО ПНЕВМОДВИГАТЕЛЯ, КВТ-8.83, МОЩНОСТЬ ПОДЪЕМНОГО ПНЕВМОДВИГАТЕЛЯ, КВТ-14.71, РАБОЧЕЕ ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА, ПА-4.41*105~6.68*105, МАКС.РАСХОД ВОЗДУХА, М3/МИН-8-12, СКОРОСТЬ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, М/С-1.14.
ВСЕГО 10 МАШИН. ПОСТАВЛЯЮТСЯ В СОБРАННОМ ВИДЕ. ИЗГОТОВИТЕЛЬ ZIBO DALI MINING MACHINERY CO.,LTD, ТОВАРНЫЙ ЗНАК ZIBO DALI MINING MACHINERY CO, МАРКА ZQ-26, МОДЕЛЬ ZQ-26, АРТИКУЛ ОТСУТСТВУЕТ, КОЛ-ВО 10 ШТ.".
В графе 33 ДТ указан код 8429 51 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Вышеуказанные товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В соответствии с пунктом 17 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 (далее - Правила N 81) в случае выявления таможенным органом факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора в срок, установленный пунктом 11(7) настоящих Правил, таможенный орган исчисляет подлежащую уплате (доплате) сумму утилизационного сбора путем корректировки указанного в пункте 11 настоящих Правил расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, представленного в таможенный орган плательщиком или его уполномоченным представителем, а в случае, если такой расчет не представлялся в таможенный орган, путем самостоятельного формирования расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, указанного в пункте 11 настоящих Правил.
В случае установления таможенным органом плательщика, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", которым не исполнена или ненадлежащим образом исполнена обязанность по уплате утилизационного сбора, и (или) плательщика, который приобрел самоходную машину и (или) прицеп у такого плательщика, соответствующие сведения вносятся в расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, указанный в пункте 11 настоящих Правил.
Во исполнение пункта 17 Правил N 81 таможенный орган письмом от 07.02.2023 N 13-12/02922 уведомил Общество о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенных самоходных машин.
Поскольку утилизационный сбор за ввезенную в Российскую Федерацию самоходную технику Обществом не уплачен, Таможня обратилась в суд с настоящим иском, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 09.10.2023 в связи со следующим.
Согласно статье 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
В силу пункта 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N81), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор (далее - Перечень N81).
Из системного толкования положений преамбулы к Закону N 89-ФЗ, статей 21 и 24.1 Закона N 89-ФЗ вытекает, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществлением государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
В раздел IV Перечня N 81, на который ссылался таможенный орган в исковом заявлении, включены перегружатели колесные (классифицируемые по кодам 8429 59 000 0).
Вместе с тем, ввезенный Обществом по ДТ N 10009100/231222/3172002 товар "ПОРОДОПОГРУЗОЧНАЯ ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ МАШИНА ZQ-26: МАШИНА ПОГРУЗОЧНАЯ ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ШАХТНАЯ, МОДЕЛЬ ZQ-26. КОЛЕСНАЯ, РЕЛЬСОВАЯ, ПЛАНЕТАРНОГО ТИПА, С ФРОНТАЛЬНОЙ ПОГРУЗОЙ, С НИЖНИМ ЗАХВАТОМ ГОРНОЙ МАССЫ, С РАЗГРУЗКОЙ НАЗАД. РАБОЧИЙ ОРГАН - КОВШ. НАЗНАЧЕНИЕ: ДЛЯ ПОГРУЗКИ ГОРНОЙ МАССЫ В ВАГОНЕТКИ ПРИ ПРОХОДКЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК НА РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ПОДЗЕМНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЯХ", ни по техническим характеристикам, ни по заявленному коду ТН ВЭД ЕАЭС 8429 51 100 0 не подпадает под категорию самоходных машин, поименованных в разделе IV Перечня N81.
В раздел III Перечня N 81, на который ссылается Таможня в апелляционной жалобе включены экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры (классифицируемые по коду 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0. Таможенный орган полагает, что исходя из технических характеристик и функций ввезенная Обществом машина является экскаватором-погрузчиком.
При решении вопроса об отнесении товара к Перечню N 81 необходимо учитывать, помимо кода ТН ВЭД, реальные физические характеристики товара, в том числе вид и категорию транспортного средства, самоходной машины или прицепа.
Ссылки Таможни на примечание 4 к Перечню N 81, согласно которому основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код ТН ВЭД, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку исходя из структуры названного Перечня не освобождают таможенный орган от обязанности подтвердить правомерность отнесения ввезенной самоходной машины к соответствующему разделу Перечня N 81 в зависимости от ее назначения.
При этом в силу пункта 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств. Изложенное означает, что товар является объектом обложения утилизационным сбором в том случае, если в отношении ввозимого товара выполняется совокупность условий, предусмотренных как пунктом 1, так и пунктом 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Принимая во внимание приведенные нормативные положения, при определении того, подлежит ли в отношении ввезенного товара уплате утилизационный сбор, не имеется оснований не учитывать установленные в Перечне N 81 физические характеристики товара, в том числе вид и категорию самоходной машины, а также ее назначение.
Как определено в пункте 1 Федерального закона от 02.07.2021 N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники" (далее - Закон N 297-ФЗ) самоходные машины - тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, на которые оформляются паспорта самоходных машин и других видов техники (электронные паспорта самоходных машин и других видов техники).
Согласно декларации о соответствии требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) N RU Д-CN.РА07.В.94562/22 от 03.11.2022 породопогрузочная пневматическая машина (модель: ZQ-26) относится к машинам для землеройных, мелиоративных работ, разработки и обслуживания карьеров.
Как следует из представленной в материалы дела технической документации на породопогрузочную пневматическую машину (модель: ZQ-26), а также из заключения ООО "ПРО.ЭКСПЕРТ" от 23.08.2023 N 369, ввезенная Обществом породопогрузочная пневматическая машина (модель: ZQ-26) снабжена пневматическим двигателем мощностью 8.83 квт, который приводится в движение за счет воздуха, подаваемого под давлением от внешней станции; указанная машина предназначена для движения исключительно по рельсам для работы в шахтах и не имеет двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя. Таким образом, спорная машина не подпадает под определение "самоходная машина", приведенное в Законе N 297-ФЗ (обратное таможенным органом не доказано); на указанную машину не оформлялся паспорт самоходной машины.
В рассматриваемом случае, таможенным органом не подтверждено отнесение спорного товара к самоходным машинам, поименованным в разделе III Перечня N 81, на который ссылается Таможня в апелляционной жалобе (экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры), равно как и к иным видам самоходных машин, указанным в Перечне N 81; не подтверждено, что ввезенная Обществом машина соответствует иным, помимо кода ТН ВЭД ЕАЭС, установленным в названном Перечне характеристикам.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Таможни о взыскании утилизационного сбора.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда от 09.10.2023 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 октября 2023 года по делу N А56-70480/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-70480/2023
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "ИТИРУС-РЕГИОНЫ"