г. Чита |
|
08 июня 2021 г. |
дело N А58-5742/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 марта 2021 года по делу N А58-5742/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" (ОГРН 1111435000588, ИНН 1435237173; 677018, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Дежнева, дом 33) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045905, ИНН 1435134280; 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, проспект Ленина, дом 15, офис 612) о признании незаконным отказа N 2673-ДИЗО/20 от 11.06.2020 в заключении нового договора аренды земельного участка, обязании заключить договор аренды земельного участка,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" (далее - заявитель, ООО ИСК "Сибирь" или общество) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее также - Департамент) о признании незаконным отказа N 2673-ДИЗО/20 от 11.06.2020 ООО ИСК "Сибирь" в заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 14:36:101007:405, общей площадью 2 811 м, находящегося по адресу: г. Якутск, ул. 50 лет Советской Армии и обязать заключить договор аренды вышеуказанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, выражая свое несогласие с ним.
Департамент в представленном отзыве выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 02 июня 2021 года был объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 04 июня 2021. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, рассмотрев заявление ООО ИСК "Сибирь" от 18.05.2020 N 2287-ДИЗО/20 о заключении нового договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: PC (Я), г. Якутск, ул. 50 лет Советской Армии, с кадастровым номером 14:36:101007:405, для использования под промышленные, производственные и складские помещения, общей площадью 2811 кв.м, принял решение об отказе в заключении нового договора аренды указанного земельного участка по основаниям предусмотренным пунктом 2.16. Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов", утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска N 251п от 24.09.2015 (далее - Административный регламент), о чем уведомил общество письмом от 11.06.2020 N 2673-ДИЗО/20.
В обоснование отказа Департамент указал, что в соответствии с подпунктом 7 пункта 2.16. Регламента на момент заключения нового договора аренды земельного участка отсутствуют предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации основания для предоставления под промышленные, производственные и складские помещения без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Дополнительно сообщил, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется путем проведения торгов в форме аукциона, в порядке предусмотренном статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Рекомендовано обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии с Административным регламентом предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на аукционах", утвержденным постановлением Окружной администрации г. Якутска от 27.02.2015 N 51п.
ООО ИСК "Сибирь", не согласившись с указанным отказом, полагая, что он нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с требованием о признании его недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушение прав и законных интересов заявителя этими решением, действиями (бездействием).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, расположенных на территории городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Постановлением Окружной администрации города Якутска N 251п от 24.09.2015 утвержден Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги: "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов" (Административный регламент).
Административный регламент определяет стандарт предоставления указанной муниципальной услуги и устанавливает сроки, последовательность административных процедур, действий при осуществлении муниципальной услуги (пункт 1.1 раздела I).
Муниципальная услуга предоставляется гражданам и юридическим лицам, являющимся арендаторами земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации) (подпункт 1 пункта 1.2).
Предоставление муниципальной услуги осуществляется Администрацией. Ответственным структурным подразделением Администрации при предоставлении муниципальной услуги является Департамент (пункт 2.2).
Статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1).
В соответствии с подпунктом 7 пункт 2.16 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является то, что на момент заключения нового договора аренды земельного участка отсутствуют предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Как следует из материалов дела между Департаментом и ООО ИСК "Сибирь" был заключен договор N 09-1/2017-0281 от 20.06.2017 аренды земельного участка с кадастровым номером 14:36:101007:177, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. 50 лет Советской Армии площадью 6956 кв.м. с видом разрешенного использования: под промышленные, производственные и складские предприятия.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 14:36:101007:177 был образован земельный участок с кадастровым номером 14:36:101007:405, площадью 2811 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 18.05.2020 N КУВИ-002/2020-696793 на земельный участок с кадастровым номером 14:36:101007:405 площадью 2811 кв.м. с видом разрешенною использования: под промышленные, производственные и складские помещения, государственная запись о зарегистрированных правах на объекты недвижимости отсутствует.
Из заявления общества от 18.05.2020 N 2287-ДИЗО/2020 также следует, что здания и сооружения на данном земельном участке отсутствуют.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу что оспариваемое решение Департамента об отказе в заключении нового договора аренды указанного земельного участка от 11.06.2020 N 2673-ДИЗО/20 принято на законных основаниях и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 марта 2021 года по делу N А58-5742/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5742/2020
Истец: ООО Инвестиционно-строительная компания "Сибирь"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска
Третье лицо: Окружная администрация Городского округа "Якутск"