г. Санкт-Петербург |
|
09 июня 2021 г. |
Дело N А56-109323/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13183/2021) ООО "Управляющая компания "Норма-Дом" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2021 по делу N А56-109323/2020, принятое
по иску АО "Управляющая Компания по обращению с отходами в Ленинградской области"
к ООО "Управляющая компания "Норма-Дом"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая копания "Норма-Дом" (далее - ответчик) о взыскании 563 749,78 рублей задолженности за период с 01.10.2019 по 31.10.2020, 45 297,15 рублей неустойки за период за период с 11.11.2019 по 03.04.2020.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2021 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ООО "Управляющая компания "Норма-Дом", указывая на то, что надлежащим ответчиком по делу не является, просит решение отменить, в иске отказать.
Также Истец, по мнению ответчика, не имеет права требовать оплаты за вывоз ТБО, поскольку не входит в перечень утвержденных на 2020 год поставщиков коммунальных услуг.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, полагая доводы общества противоречащими фактическим обстоятельствам дела, просит решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) истцу был присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и определена зона деятельности - Ленинградская область.
24.04.2018 между субъектом Российской Федерации Ленинградская область, в лице управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональным оператором заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны деятельности "Ленинградская область".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Ответчик, как установлено судом, до настоящего времени не направил в адрес регионального оператора подписанный со своей стороны экземпляр договора.
При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором в соответствии со статьей 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ носит характер публичной оферты и считается заключенным с каждым собственником твердых коммунальных отходов с даты начала оказания услуг регионального оператора в соответствующем районе Ленинградской области, а до дня заключения такого договора услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Независимо от даты заключения (подписания) договора между собственником ТКО и региональным оператором, датой начала оказания услуг регионального оператора будет являться дата начала деятельности оператора в соответствующем муниципальном районе Ленинградской области.
В силу положений части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации правила заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО являются обязательными для сторон.
Согласно пункту 8 (4), 8 (5) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО являются заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 8 (11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ.
Согласно пункту 8 (12) раздела 1 (1) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
Как было отмечено, в соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах, порядок заключения договора предусмотрен разделом 1 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, согласно которому договор считается заключенным на условиях типового договора, в случае не предоставления Потребителем подписанного экземпляра договора на оказание услуг по обращению с ТКО Региональному оператору.
Письмом от 27.09.2019 в адрес управляющей организации направлен для подписания договор N 230Ж/18 от 01.10.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который ответчик подписанным не возвратил и мотивированный отказ от его подписания с протоколом разногласий не представил.
Таким образом, ответчик является потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО независимо от факта заключения с Региональным оператором договора в письменной форме и обязан оплачивать оказываемые коммунальные услуги, без возможности утилизировать ТКО по своему усмотрению.
Согласно пункту 1 типового договора, Региональный оператор обязан принимать коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены настоящим договором, обеспечивая их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязан оплачивать оказанные региональным оператором услуги по цене в пределах, утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора, в порядке и сроки, предусмотренные договором.
В соответствии с пунктом 5 договора под расчетным периодом понимается один месяц.
В соответствии с пунктом 6 типового договора, потребитель оплачивает услуги регионального оператора до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были оказаны услуги по обращению с ТКО.
Пунктом 22 типового договора предусмотрена ответственность потребителя в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения договора в виде начисления неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа.
Поскольку оказанные в период с 01.10.2019 по 31.10.2020 услуги на сумму 563 749,78 рублей не были оплачены, региональный оператор, не получив удовлетворения своих требований в претензионном порядке, обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что факт оказания услуг подтверждается представленными истцом первичными документами, данные в которых об объемах оказанных услуг не опровергнуты ответчиком в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, иск удовлетворил как в части взыскания основного долга, так и неустойки по пункту 22 договора.
Суд апелляционной инстанции при проверке законности судебного акта связан доводами жалобы.
В обоснование своей позиции ответчик указывает на то, что собственники перешли на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, соответственно, оснований для взыскания задолженности с исполнителя не имеется.
Данный довод подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления).
Исходя из представленного Ответчиком Протокола внеочередного собрания собственников многоквартирного дома N 1/2018 от 26.09.2018 (пункт 6) следует, что собственниками МКД принято решение о необходимости перехода на прямые договоры с организациями ресурсоснабжения, в то время как Истец ресурсоснабжающей организацией не является. Решения о заключении прямых договоров на вывоз ТКО с АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" не было принято собственниками многоквартирного дома. Доказательств заключения собственниками помещений многоквартирного дома прямых договоров с Региональным оператором также не представлено суду первой инстанции.
Кроме того, Ответчиком не представлено доказательств направления в порядке, установленном статьями 44, 46 Жилищного кодекса российской Федерации, Протокола внеочередного собрания собственников многоквартирного дома N 1/2018 от 26.09.2018 в адрес Регионального оператора.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", прямо предусмотрено, что Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, таким лицом, в настоящем случае является ответчик, который договор в установленном порядке не подписал.
Также подлежит отклонению и довод о том, что истец не имеет правовых оснований для взыскания задолженности, поскольку тарифы не утверждены, в реестр лиц, оказывающих соответствующую услугу Общество не включено.
В соответствии с Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, тарифы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 24 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, орган регулирования обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 N 274 утверждено Положение о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, в соответствии с пунктом 1.1 которого, Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК) является органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов и уполномочен на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Ленинградской области в пределах своей компетенции.
На официальном сайте Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в сети "Интернет", имеется раздел "Правовая база, официальное электронное опубликование правовых актов". В данном разделе имеется Приказ N 608-п от 20.12.2019 об установлении единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с отходами на территории Ленинградской области на 2020-2022 годы, Приказ N 590-п от 18.12.2020 о внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.12.2019, Соглашение об организации деятельности Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны деятельности "Ленинградская область", согласно которому Истцу присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и определена зона деятельности - Ленинградская область.
Также, на официальном сайте Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, имеется раздел "Тарифы в сфере водоснабжения, водоотведения, обращения с ТКО", в котором опубликована информация о едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Ленинградской области, в том числе на 2020 год, и указана вся необходимая информация о лице, являющемся региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в Ленинградской области.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2021 по делу N А56-109323/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-109323/2020
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НОРМА-ДОМ"