г. Пермь |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А71-12665/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Григорьевой Н.П.,
судей Кощеевой М.Н., Лесковец О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседаний Моор О.А.,
от ответчика - Плотников И.В., паспорт, доверенность от 09.11.2020, диплом,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Садоводческого некоммерческого товарищества "Волна",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 18 марта 2021 года
по делу N А71-12665/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336)
к Садоводческому некоммерческому товариществу "Волна" (ОГРН 1021801068190, ИНН 1804001824),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Комэкотранс" (ОГРН 1161832056418, ИНН 1840052817),
о взыскании задолженности, неустойки по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - истец, ООО "САХ") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Садоводческому некоммерческому товариществу "Волна" (далее - ответчик, СНТ "Волна") о взыскании задолженности в сумме 186 329 руб. 30 коп. (с учетом уточнения размера исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением суда от 27.10.2020 исковое заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 АПК РФ.
20.12.2021 судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Комэкотранс" (далее - третье лицо, ООО "КЭТ").
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.03.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель жалобы оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что представленные истцом в материалы дела доказательства подтверждают факт и объем оказания услуг. Также заявитель жалобы выражает несогласие с размером задолженности в сумме 186 329 руб. 30 коп., представил контррасчет на сумму 169 083 руб. 78 коп.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он отклонил приведенные в жалобе доводы, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал, по доводам, изложенным в жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в соответствии со ст.ст. 156 и 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 01.01.2019 ООО "САХ" наделено статусом Регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртской Республике сроком на 10 лет.
Между Региональным оператором и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртии заключено соглашение от 28.04.2018 об обеспечении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО в Удмуртской Республике.
ООО "САХ", являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в период времени: с января 2019 года по сентябрь 2020 года оказывало услуги по обращению с ТКО СНТ "Волна", предъявив последнему для оплаты УПД на общую сумму 265 605 руб. 66 коп., которая последним в полном объеме не оплачена.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в виде отдельного документа между сторонами не заключен.
Согласно расчету истца сумма долга СНТ "Волна" перед ООО "САХ" с учетом проведенных корректировок составляет 186 329 руб. 30 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 12.09.2020 N 12974 (л.д. 18) с предложением оплатить сумму долга, оставлена последним без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя ответчика, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Суд первой инстанции установил, что в данном случае правоотношения сторон сложились из фактического оказания возмездного оказания услуг по обращению с ТКО, подлежащими регулированию положениями главы 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг) и специальными нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89- ФЗ), Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
На основании п.1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заявлению заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Правом вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Удмуртской Республики в силу закона обладает только региональный оператор в лице ООО "САХ", из чего следует, что никакие другие лица, ни ответчик самостоятельно в спорный период вывоз ТКО осуществлять не могли.
Региональный оператор в правоотношениях в рамках оказания услуг по обращению с ТКО является обязанной стороной.
Обеспечение возможности бесперебойной работы регионального оператора по обращению с ТКО и выполнение своих функций является публичным и охраняемым законом интересом, что свидетельствует о правомерности оказания истцом услуг по вывозу ТКО.
Поскольку ООО "САХ" осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО как региональный оператор, оно оказывает услуги (и вправе требовать оплаты оказанных услуг) вне зависимости от наличия заключенного письменного договора с каждым собственником. При этом общество является единственным региональным оператором в регионе, что предполагает под собой фактическое оказание услуг расположенным в данном регионе предприятиям (ст. 24.6 Закона N 89 -ФЗ), в том числе и ответчику.
Соответственно, ТКО ответчика, в отсутствие доказательств его транспортировки, хранения и последующей передачи для переработки, утилизации, иным лицам, в любом случае осуществляет ООО "САХ".
Согласно п. 1 ст.24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Пунктом 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора предусмотрен Правилам N 1156.
Так, согласно п. 8 (17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5)-8 (7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8)-8 (16) Правил N 1156.
Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора (http/регоператорудмуртии.рф/) и в газете "Известия Удмуртской Республики" от 27.12.2018 N 151 (4876).
В силу п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, п.8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Исходя из изложенного, поскольку в материалы дела не представлен заключенный между сторонами договор (подписанный в двустороннем порядке), осуществление своей деятельности СНТ "Волна" не оспаривается, суд первой инстанции правильно исходил из того, что правоотношения между сторонами подлежат регулированию условиями типового договора.
Предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО установлены в рассматриваемый период приказами Минстроя УР от 20.12.2018 N 23/1, от 20.12.2019 N 29/94.
Исходя из положений главы 39 ГК РФ, основанием для оплаты услуг является их оказание.
Как установлено судом первой инстанции, в период с августа 2020 года по сентябрь 2020 года истец производил вывоз ТКО по объему фактического накопления.
В подтверждение факта оказания услуг по вывозу ТКО представил выписки из маршрутных листов, подтверждающие оказание региональным оператором услуг по вывозу ТКО с ближайшего места накопления ТКО, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район с Июльское, в отсутствие у СНТ "Волна" собственного оборудованного места накопления ТКО, а после оборудования собственной контейнерной площадки (в августе, сентябре 2020 года) - с указанной площадки.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что факт оказания истцом услуги по обращению с ТКО в период времени с января 2019 года по сентябрь 2020 года на общую сумму 186 329 руб. 30 коп. подтвержден имеющимися в деле доказательствами.
Услуги истцом оказаны в полном объеме и, следовательно, подлежат оплате. Ответчик, в свою очередь, уклонился от принятия работ, подписания актов и от их оплаты. Доказательств того, что услуги выполнены не в полном объеме или ненадлежащего качества, в материалах дела отсутствуют.
Довод жалобы о том, что фактически истец не осуществлял услуги по вывозу ТКО, факт вывоза ТКО и его объем истцом не подтвержден надлежащими доказательствами, отклоняется в силу следующего.
Пунктом 9 Правил N 1156 предусмотрена обязанность потребителя осуществлять складирование ТКО в местах накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Аналогичное положение содержится в пункте 16 типового договора.
Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (п.15 Правил N 1156).
Составление, подписание и направление актов оказанных услуг региональным оператором Правилами N 1156 и условиями типового договора не предусмотрено.
При этом согласно п.п.19 и 20 типового договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее, чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
Вместе с тем, доказательств составления акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору и направления его оператору, ответчиком не представлено (ст. 65 АПК РФ), в связи с чем надлежащих доказательств, опровергающих оказание услуг по вывозу ТКО истцом материалы дела не содержат.
Положениями п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание услуг" установлено, что отказ заказчика от оплаты оказанных исполнителем услуг является неправомерным.
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утверждены Правила, устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Расчет объема оказанных в период с января 2019 года по сентябрь 2020 года услуг произведен с учетом нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства УР от 06.04.2018 N 107 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики" и установленных в законодательном порядке тарифов.
Представленный истцом расчет стоимости оказанных в исковой период времени услуг по вывозу ТКО судом первой инстанции проверен и признан верным, соответствующим действующему законодательству, а довод жалобы относительно несогласия с расчетом, отклоняется на основании следующего.
В соответствии с Правилами коммерческого учета объема и массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" учет объема и массы ТКО осуществляется одним из указанных способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО; расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров и периодичности их вывоза.
Согласно действующему законодательству, с 01.01.2019 учет объема и массы ТКО осуществляется по нормативам, утвержденным в Приложении N 1 к Постановлению Правительства УР от 19.12.2018 N 528 по категориям отходообразования. Категорией отходообразования организации является "Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства)", годовой норматив накопления ТКО по данной категории равен 68,68 кг на каждого члена СНТ в год.
Расчет истца произведен в соответствии с позицией ответчика о том, что по данным СНТ "Волна" числится 272 члена СНТ, исходя из чего годовой норматив накопления ТКО составляет 18 680,96 кг (18,68096 т) в год.
В 2019 году тариф установлен в размере 4 765 руб. 96 коп. + НДС 20 % 330 руб. 19 коп. за тонну, годовая стоимость услуг составляет 106 839 руб. 25 коп.
С 2020 года тариф установлен в размере 5 713 руб. 56 коп. без НДС за тонну, т.е. годовая стоимость услуг составляет 106 734 руб. 79 коп. без НДС.
За предоставленную региональным оператором услугу осуществляется оплата равными ежемесячными платежами в размере 1/12 от годового объема ТКО, рассчитанного исходя из норматива накопления ТКО для соответствующей категории отходообразователя в пределах годового нормативного объема образования ТКО 106 839 руб. 25 коп./12 = 8 903 руб. 29 коп. в месяц в 2019 году, 106 734 руб.79 коп./12 = 8 894 руб. 58 коп. в месяц в 2020 году.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что представленный истцом расчет правомерно принят судом первой инстанции во внимание, поскольку произведен с учетом нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства УР от 06.04.2018 N 107 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики" и установленных в законодательном порядке тарифов.
Таким образом, требования о взыскании с ответчика задолженности в сумме 186 329 руб. 30 коп. удовлетворены судом первой инстанции законно и обоснованно.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 марта 2021 года по делу N А71-12665/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.П. Григорьева |
Судьи |
М.Н. Кощеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12665/2020
Истец: ООО "Спецавтохозяйство"
Ответчик: Садоводческое некоммерческое товарищество "Волна"
Третье лицо: ООО "Комэкотранс"