г. Санкт-Петербург |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А26-591/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10669/2021) ООО "Жилищная служба" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.03.2021 по делу N А26-591/2021, принятое
по заявлению Прокурора города Сортавала
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная служба"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Сортавала (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Жилищная служба" (далее - ответчик, общество, ООО "Жилищная служба") к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 03.03.2021 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности. По мнению подателя жалобы, проверка проведена прокурором с нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в части ненадлежащего извещения о проведении проверки; заблаговременно распоряжение о проведении проверки Обществу не направлялось. Также Общество полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в проведении судебной экспертизы.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
От Прокуратуры в материалы дела поступил письменный отзыв, в котором он выразил несогласие с доводами жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилищная служба" на основании лицензии от 30.04.2015 N 81 осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Сортавала, ул. Бондарева, дом 48 и г. Сортавала, ул. Бондарева, дом 14.
Прокуратурой города Сортавала в период с 22.12.2020 по 20.01.2021 на основании решения заместителя прокурора от 22.12.2020 N 86 (т.1, л.д.50) о проведении проверки соблюдения требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе исполнения обязанностей по содержанию детских игровых площадок, в отношении ООО "Жилищная служба" проведена проверка.
В ходе проверки установлены нарушения Обществом обязательных требований безопасности национальных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования"; ГОСТ Р 52301-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования", а именно:
- на земельном участке с кадастровым номером 10:07:0010208:2 перед многоквартирным домом N 48 по улице Бондарева в городе Сортавала расположена детская игровая площадка, состоящая из подвесных качелей, горки и лестницы; металлические элементы лестницы, опоры качелей, опоры и перила на горке имели коррозию, а деревянные элементы (сидение и спинка на качелях, боковые стенки горки) - дефекты обработки в виде шероховатостей, задиров, отщипов, заусенцев; на горке имелись выступающие элементы оборудования с острыми концами и кромками и не была организована защита детей от падения, перила и ограждения отсутствовали; пространство вокруг оборудования имело посторонние элементы (сломанный стул, бытовой мусор, задний мост автомобиля);
- на земельном участке перед многоквартирным домом N 14 по улице Бондарева в городе Сортавала расположена детская игровая площадка, состоящая из сетки-пирамиды, дорожки "Змейка", стенки для рисования, дивана-качелей, детского игрового комплекса, песочного дворика "Кремль", качалки на пружинке "Пароходик", качелей на металлических стойках, качалки-балансира "Малая", карусели; металлические элементы: крепления сетки-пирамиды, опоры трубы, крепления и цепи навесных качелей имели следы коррозии, деревянные элементы - дефекты обработки в виде задиров, отщепов и сколов, а также шероховатые поверхности, способные нанести травму ребенку (отверстие в детском игровом комплексе, поверхность дорожки "Змейки"); в детском игровом городке, песочном дворике "Кремль" и качалке на пружинке "Пароходик" выступающие концы болтовых соединений не были защищены, что могло повлечь застревание пальцев ребенка в зазорах и щелях; на качелях в месте соединения с опорой болтовое соединение отсутствовало; на сетке-пирамиде талреп каната имел коррозию металла;
Результаты проверки отражены в акте проверки от 19.01.2021 с приложением фототаблицы.
Установив, что Общество не производило функциональные осмотры оборудования и его элементов, контроль технического состояния и соответствия оборудования требованиям безопасности, не осуществляло техническое обслуживание и ремонт оборудования, а также не установило необходимые информационные таблички или доски, прокурором города Сортавала с участием законного представителя Общества 22.01.2021 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствие нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в силу следующего.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования" утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2012 N 1148-ст.
Настоящий стандарт распространяется на оборудование детских игровых площадок (далее - оборудование) и покрытия детских игровых площадок (далее - покрытие), предназначенные для индивидуального и коллективного пользования и устанавливает общие требования к безопасности конструкции и методам испытаний оборудования и покрытий детских игровых площадок.
В разделе 4.3 ГОСТ Р 52169-2012 "Требования к оборудованию" установлено следующее: элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии (или изготовлены из коррозионно-стойких материалов) (пункт 4.3.3.); элементы оборудования из древесины не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.) (пункт 4.3.5); наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками не допускается (пункт 4.3.7); наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается (пункт 4.3.8); выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены (пункт 4.3.9); для защиты детей от падения с оборудования оборудуют перила и ограждения (пункт 4.3.22.1); не допускаются застревания пальцев ребенка в зазорах и щелях, в то время как тело может перемещаться (скользить, качаться, падать и т.п.) (пункт 4.3.23.10); пространство внутри, на и вокруг оборудования, которое может быть занято ребенком, не должно содержать препятствий, которые ребенок не ожидает и которые могут стать причиной травмы (пункт 4.3.26.12); талреп каната должен быть изготовлен из коррозионно-стойкого материала, иметь опрессованные петли или петли с коушем и зажимами (пункт 4.3.31.8).
ГОСТ Р 52301-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 N 182-ст.
Настоящий стандарт распространяется на оборудование детских игровых площадок (далее - оборудование), предназначенные для индивидуального и коллективного пользования и устанавливает общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов.
В разделе 6 ГОСТ Р 52301-2013 "Контроль и техническое обслуживание оборудования" установлено следующее: оборудование и его элементы осматривают и обслуживают в соответствии с инструкцией изготовителя с периодичностью, установленной изготовителем (пункт 6.1); контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец) (пункт 6.2); результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца) (пункт 6.3); контроль технического состояния оборудования включает: осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию; регулярный визуальный осмотр; функциональный осмотр; ежегодный основной осмотр (пункт 6.4); по результатам ежегодного основного осмотра составляют акт (пункт 6.4.1); функциональный осмотр представляет собой детальный осмотр с целью проверки исправности и устойчивости оборудования, выявления износа элементов конструкции оборудования; осмотр проводят с периодичностью один раз в 1-3 мес. в соответствии с инструкцией изготовителя (пункт 6.4.3); в целях контроля периодичности, полноты и правильности выполняемых работ при осмотрах различного вида эксплуатант (владелец) разрабатывает графики проведения осмотров (пункт 6.5.1); при обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на безопасность оборудования, дефекты немедленно устраняют; если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользоваться оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки (пункт 6.6).
В разделе 7 ГОСТ Р 52301-2013 "Требования безопасности при эксплуатации" установлено следующее: вся эксплуатационная документация (в том числе паспорт, акт осмотра и проверки, графики осмотров и т.п.) подлежит постоянному хранению (пункт 7.4); для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования (пункт 7.5).
Вышеперечисленные требования ГОСТ Р 52169-2012 и ГОСТ Р 52301-2013 соответствовали целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, в связи с чем подлежали обязательному исполнению на основании второго абзаца пункта 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании, то есть являлись обязательными требованиями, подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующего технического регламента, нарушение которых образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Из подпунктов "е" и "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме следует, что в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, а также объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, в том числе детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан (пункт 10 Правил).
ООО "Жилищная служба" является организацией, на которую в силу закона и договора управления от 01.04.2015 возложены функции по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов N 14 и N 48 по улице Бондарева в городе Сортавала (т.1, л.д.53-65).
Проверенные прокурором детские игровые площадки находились на придомовой территории указанных многоквартирных домов, в связи с чем ответчик является надлежащим субъектом административного правонарушения.
Совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается факт нарушения Обществом требований, установленных ГОСТ Р 52169-2012 и ГОСТ Р 52301-2013.
Доказательств объективной невозможности соблюдения вышеуказанных требований, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении.
Согласно объяснениям директора Общества Никитиной И.В., данным по факту проверки от 21.01.2021, после получения от органа местного самоуправления субсидии управляющей организацией был заключен договор с ООО "Мир-Детям" на поставку оборудования для благоустройства дворовой территории и получены паспорта и сертификаты на каждый элемент площадки; осмотры детской игровой площадки проводятся по мере необходимости в связи с поступившими заявками от членов совета дома; ремонт осуществляется дворником и мастером по заявкам; отдельного журнала по детской площадке не ведется, графики осмотров отсутствуют, функциональные осмотры не проводятся, проводятся только визуальные осмотры; горка и качели на придомовой территории многоквартирного дома N 48 по улице Бондарева сооружены жильцом указанного дома; документация на эту детскую игровую площадку отсутствует, ее осмотры не проводятся.
Проанализировав по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.
Процессуальные нарушения, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, судом не установлены.
Доводы Общества о нарушении положений Федерального закона N 294-ФЗ отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Закона его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
Вместе с тем, Решение от 22.12.2020 N 86 о проведении проверки в период с 22.12.2020 по 20.01.2021 вручено непосредственно директору Общества Никитиной И.В., о чем имеется соответствующая отметка.
Уведомлением от 21.01.2021 N 07-15-2021 Общество извещалось для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении 22.01.2021 года в 10 час. 00 мин. в здании прокуратуры. Указанное уведомление вручено директору общества 21.01.2021, что подтверждается отметкой на уведомлении.
Довод Общества о необоснованном отказе судом первой инстанции в назначении судебной экспертизы в целях установления обстоятельств наличия либо отсутствия существенной угрозы жизни и здоровью также отклоняется апелляционной коллегией, поскольку доказательств, собранных в рамках административной процедуры и приобщенных к материалам дела, достаточно для определения наличия либо отсутствия состава вменяемого ответчику административного правонарушения и оценки существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в данной части.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено наличие оснований для снижения размера штрафа ниже низшего предела на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, степень вины нарушителя, совершение правонарушения впервые (доказательств обратного не представлено), а также статус ответчика как малого предприятия, суд посчитал возможным определить наказание в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ для юридических лиц в сумме 50 000 руб.
В рассматриваемом случае назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03 марта 2021 года по делу N А26-591/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная служба" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-591/2021
Истец: Прокурор города Сортавала
Ответчик: ООО "Жилищная служба"
Третье лицо: Прокуратура Республики Карелия