г. Москва |
|
15 апреля 2024 г. |
Дело N А40-195045/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой
судей: |
С.Л. Захарова, В.А. Яцевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционные жалобы Департамента образования и науки города Москвы, АНО средняя общеобразовательная школа "Академическая гимназия"
на Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2024 по делу N А40-195045/23 по заявлению АНО средняя общеобразовательная школа "Академическая гимназия"
к Департаменту образования и науки города Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Грищенко В.В. - по дов. от 22.09.2023; |
от заинтересованного лица: |
Иванов А.В. - по дов. от 21.02.22; |
УСТАНОВИЛ:
АНО СОШ "Академическая гимназия" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решения Департамента образования и науки города Москвы (далее - заинтересованное лицо, Департамент) об отказе в предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявке в период с 1 сентября 2022 года по 31 августа 2023 года (Заседание Отраслевой комиссии - июнь 2023 г.), изложенное в пункте 2 Протокола от 30 июня 2023 г. N 3 заседания Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидии из бюджета города Москвы в 2022/2023 учебном году (с учетом уточнений заявленных требований принятых в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 08.02.2024 заявленные требования удовлетворены частично, суд признал незаконным решение Департамента образования и науки города Москвы об отказе в предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявке в период с 1 сентября 2022 года по 31 августа 2023 года (Заседание Отраслевой комиссии - июнь 2023 г.), изложенное в пункте 2 Протокола от 30 июня 2023 г. N 3 заседания Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидии из бюджета города Москвы в 2022/2023 учебном году; обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявке в период с 1 сентября 2022 года по 31 августа 2023 года в размере 72 642 467, 00 руб.; в удовлетворении остальной части требований о взыскании судебной неустойки отказал.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, стороны обратились с апелляционными жалобами.
АНО СОШ "Академическая гимназия" просит изменить решение суда первой инстанции в части требования о взыскании неустойки, взыскать с Департамента в пользу заявителя судебную неустойку в случае неисполнения судебного акта в полном (заявленном) объеме. Указывает, что суд первой инстанции неправомерно существенно занизил неустойку, ссылается, что для Заявителя уже наступили негативные последствия добровольного неисполнения решения суда, так как Департамент намеренно затягивает исполнения решения осознавая, что судебная практика в отношении незаконности принятий решений об отказе в субсидиях уже сложилась.
Департамент образования и науки города Москвы просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заинтересованное лицо ссылается, что требуя возложить на ответчика обязанность по осуществлению выплаты с конкретным размером субсидий в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования, заявитель фактически требует суд выйти за пределы предоставленных ему полномочий, подменив собой соответствующий государственный орган, которым по существу спорный вопрос не рассмотрен. Кроме того, ссылается, что денежная сумма, упомянутая в ч. 4 ст. 174 АПК РФ, не может быть присуждена по результатам рассмотрения настоящего дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Представил отзыв на апелляционную жалобу Департамента, согласно которому возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Представитель заинтересованного лица доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Возражал против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя, отзыв на его апелляционную жалобу не представил.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АНО СОШ "Академическая гимназия" обратился в Департамент образования и науки города Москвы с Заявкой на предоставление субсидии, в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования в период с 1 сентября 2022 года по 31 августа 2023 года.
Решение Департамента образования и науки города Москвы было отказано в предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявке в период с 1 сентября 2022 года по 31 августа 2023 года (Заседание Отраслевой комиссии - июнь 2023 г.), изложенное в пункте 2 Протокола от 30 июня 2023 г. N 3 заседания Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидии из бюджета города Москвы в 2022/2023 учебном году Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование являются предметом регулирования Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании" (далее - Закон об образовании).
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с заявлением о признании его незаконным и отмене в Арбитражный суд г.Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пункт 6 части 1 статьи 8 Закона об образовании наделил полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в части финансового обеспечения получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Согласно ч.5 ст. 99 применяемого Закона, субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Порядок предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат в связи предоставлением гражданам дошкольного образования, утвержден Постановлением Правительства города Москвы N 489-ПП от 18.09.2012 г. (далее - Порядок, утвержденный Постановлением N 489-ПП).
При этом исходя из содержания пункта 1.4. Порядка, утвержденного Постановлением N 489-ПП, субсидии предоставляются Департаментом образования и науки города Москвы по итогам отбора в форме запроса предложений в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.
Согласно п. 2.1. - 2.2. Порядка, утвержденного Постановлением N 489-ПП, для получения субсидии организация, претендующая на получение субсидии (далее - претендент), представляет в Департамент образования и науки города Москвы (далее - Департамент) заявку на получение субсидии (далее - заявка).
Одновременно с заявкой претендент представляет в Департамент следующие документы:
1). Копии учредительных документов организации.
2). Копию бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (с приложениями) или документ, заменяющий ее в соответствии с законодательством Российской Федерации, за последний отчетный период (с отметкой налогового органа или с квитанцией о приеме в электронном виде).
3). Копию документа, подтверждающего назначение на должность руководителя организации, или документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени организации.
4). Копии приказов о зачислении воспитанников для получения дошкольного образования в организации в текущем учебном году, копии приказов о переводе воспитанников в другую возрастную группу.
5). Гарантийное письмо о непроведении на день подачи заявки в отношении организации процедур реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к организации другого юридического лица), ликвидации, банкротства, приостановления деятельности организации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6). Гарантийное письмо о неполучении организацией на день подачи заявки средств из бюджета города Москвы в соответствии с иными нормативными правовыми актами на те же цели, на которые предоставляется субсидия.
7). Гарантийное письмо о том, что организация не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов.
Кроме того, согласно п. 9 Приложения 3 к приказу Департамента образования и науки города Москвы от 15 марта 2019 г. N 87 "О предоставлении субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям", в заявке указывается численность контингента, зарегистрированного на момент подачи заявки в Комплексной информационной системе "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" (далее - КИС "Государственные услуги в сфере образования").
Согласно п. 2.5. Порядка, утвержденного Постановлением N 489-ПП Департамент принимает и незамедлительно регистрирует заявки с приложенными документами, и в срок не позднее 10 календарных дней со дня регистрации заявки с приложенными документами проводит анализ на соответствие заявки с приложенными документами требованиям, установленным настоящим Порядком, а также на соответствие претендента требованиям, а именно, субсидии предоставляются частным образовательным организациям, зарегистрированным в установленном порядке в качестве налогоплательщика и осуществляющим свою деятельность на территории города Москвы, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности и реализующим образовательную программу дошкольного образования (п. 1.2. Порядка, утвержденного Постановлением N 489-ПП).
В случае отказа в приеме заявки к рассмотрению Департамент в срок не позднее 10 календарных дней со дня регистрации заявки с приложенными документами направляет претенденту, подавшему заявку, письменное уведомление об отказе в приеме заявки к рассмотрению с указанием причин такого отказа способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного уведомления.
Основанием для отказа в приеме заявки к рассмотрению является несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов установленным требованиям (в том числе наличие неполного комплекта документов, представляемых претендентом) и (или) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 1.2 Порядка, утвержденного ПостановлениемN 489-ПП, а также наличие в отношении организации процедуры приостановления деятельности, ликвидации, банкротства (п. 2.8 Порядка, утвержденного Постановлением N 489-ПП).
Заявка соответствовала требованиям, установленным Порядком, утвержденным Постановлением N 489-ПП, а именно, все Заявки направлены с соответствующим комплектом документов (в Описи документов отражен весь перечень заявленных документов), кроме того, следует отметить, что все дети были внесены в информационную систему КИС "Государственные услуги в сфере образования", а у Заявителя отсутствовали признаки приостановления деятельности, ликвидации или банкротства, в связи с этим, оснований для отказа в принятии Заявок не имелось.
Согласно п. 2.10 Порядка, утвержденного Постановлением N 489-ПП решение о предоставлении субсидии и ее размере принимает руководитель Департамента на основании заключения Отраслевой комиссии в срок не позднее 30 рабочих дней со дня регистрации после дней представленной заявки.
Вместе с тем, по результатам проверки отраслевой комиссией в Отчете выявлены обучающиеся, у которых в КИС "Государственные услуги в сфере образования" отсутствуют сведения о месте жительства в городе Москве (обучающиеся из других субъектов РФ).
При этом Закон "Об образовании в Российской Федерации" связывает прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня, не с регистрацией по месту жительства на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, а с проживанием на данной территории. Отсутствие документов, содержащих сведения о регистрации по месту жительства или по месту пребывания ребенка, не является основанием для отказа в приеме в образовательную организацию.
Как следствие, прием детей в образовательную организацию дошкольного образования не обусловлен наличием регистрации по месту жительства (пребывания), в связи с этим и финансирование образовательной организации не может ставиться в зависимость от наличия документа о регистрации по месту жительства (пребывания) у детей, зачисленных и проходящих обучение в данной образовательной организации.
Основания для отказа в предоставлении субсидии установлены Пунктом 2.6 Порядка, утвержденного Постановлением N 489, такими основаниями являются:
- несоответствие заявки и (или) приложенных к ней документов требованиям, установленным настоящим Порядком;
- представление неполного комплекта документов, наличие недостоверных сведений в представленных организацией документах;
- несоответствие организации требованиям, установленным пунктом 1.2 Порядка (отсутствие лицензии, отсутствие проведения в отношении организации процедур реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к организации другого юридического лица), ликвидации, банкротства, приостановления деятельности, приостановления действия лицензии на осуществление образовательной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации).
Вышеуказанный перечень оснований для отказа является закрытым, исчерпывающим.
Довод заинтересованного лица о том, что субсидии предоставляются только тем детям, которые подтвердили свое местонахождение в городе Москве, встав на регистрационный учет в миграционной службе, а как следствие, предоставив при приеме в частную образовательную организацию Свидетельство о месте проживания/пребывания в городе Москве по определенной форме, является несостоятельным, поскольку ограничивает право ребенка на бесплатное образование при отсутствии регистрационного учета.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абз. 2 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N5242-1). Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ (абз. 2 ст. 3 Закона N 5242-1).
Согласно вышеназванному Порядку, фактическим доказательством обучения детей в образовательной организации, находящейся на территории города Москвы, являются копии приказов о зачислении обучающихся в организацию для получения общего образования в текущем учебном году.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное образование, действующее законодательство определяет обязанность государства и субъектов обеспечивать финансовое обеспечение всех граждан, которые имеют право на получение образования соответствующего уровня.
При этом КИС "Государственные услуги в сфере образования"- это система, в которую вносятся сведения о ребенке, поступающем в образовательную организацию. Правила приема в образовательную организацию, а также документы, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены родителями определены в приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 236 "Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" (далее - Порядок).
Согласно п. 9 Порядка, направление и прием в образовательную организацию осуществляются по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка.
В пункте 9 Порядка предусмотрено, что для приема родители (законные представители) ребенка дополнительно предъявляют в образовательную организацию свидетельство о рождении ребенка (для родителей (законных представителей) ребенка - граждан Российской Федерации), свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о месте пребывания, месте фактического проживания ребенка.
Закрепление территорий устанавливается только для муниципальных организаций для определения приоритетности приема детей при ограниченном количестве мест в организации.
АНО СОШ "Академическая гимназия" не является муниципальной образовательной организацией, вследствие чего для нее не установлена закрепленная территория, в связи с этим, основным документом, который необходим для зачисления детей в организацию, является Личное заявление родителя (законного представителя).
Согласно п. 11 Порядка, не допускается требовать представления других документов, кроме предусмотренных пунктом 9 Порядка, в качестве основания для приема на обучение по основным общеобразовательным программам.
С учетом вышеизложенного следует, что каждый ребенок, на которого внесено/заполнено личное Заявление в КИС "Государственные услуги в сфере образования" имеет неотъемлемое право на получение бесплатного образования. Приказы являются подтверждением обучения ребенка в образовательной организации на территории города Москвы. Ответчик не оспаривает факт получения образования детьми, которые были указаны в Заявках. Вследствие того, что образование указанным детям было предоставлено, организация должна быть обеспечена субсидией на компенсацию расходов по его предоставлению.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что решение Департамента образования и науки города Москвы об отказе в предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявке в период с 1 сентября 2022 года по 31 августа 2023 года (Заседание Отраслевой комиссии - июнь 2023 г.), изложенное в пункте 2 Протокола от 30 июня 2023 г. N 3 заседания Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидии из бюджета города Москвы в 2022/2023 учебном году, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя и третьих лиц.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Кроме того, Верховный Суд РФ отметил, что глава 24 АПК РФ не содержит изъятий относительно возможности применения положений ч. 4 ст. 174 АПК РФ о праве истца требовать присуждения денежной суммы на случай неисполнения судебного акта, которым признан недействительным (незаконным) акт государственного органа или органа местного самоуправления и в порядке устранения допущенных нарушений гражданских прав и законных интересов заявителя на данный орган возложена обязанность в установленный судом срок совершить определенные действия, в том числе принять решение о продаже публичного имущества в случаях, предусмотренных законом, подготовить договор купли-продажи и направить заявителю.
Поскольку при обращении в суд в своем заявлении АНО СОШ "Академическая гимназия" просило признать отказ Департамента в предоставлении субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования незаконным и обязать Департамент принять решение о предоставлении АНО СОШ "Академическая гимназия" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявке в период с 1 сентября 2022 года по 31 августа 2023 года в размере 72 642 467 руб., суд на основании положений ч. 4 ст. 174 АПК РФ вправе по требованию заявителя присудить денежную сумму, подлежащую взысканию с государственного органа или органа местного самоуправления (ответчика), на случай неисполнения им судебного акта, обязывающего совершить определенные действия, связанные с возмещения затрат.
В определении от 27.06.2017 N 1367-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что статья 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в совокупности с разъяснениями, данными в Постановлении N 7, прямо закрепляют необходимость определять размер присуждаемой денежной суммы на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения, обязывают суд учитывать обстоятельства, объективно препятствующие исполнению судебного акта о понуждении к исполнению в натуре, и направлены на защиту прав кредитора по обязательству.
Суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы заявителя, обоснованно посчитал, что в случае неисполнения судебного акта в течение месяца со дня вступления в законную силу, с Департамента образования и науки города Москвы в пользу АНО СОШ "Академическая гимназия" подлежит взысканию судебная неустойка в размере 3 000 рублей в день за каждый день второго и последующих месяцев неисполнения решения суда по день фактического исполнении ответчиком решения суда по настоящему делу. Данная сумма неустойки является справедливой и соразмерной.
В удовлетворении остальной части требований о взыскании судебной неустойки судом первой инстанции правомерно отказано.
Доводы апелляционной жалобы заявителя отклоняются апелляционным судом, поскольку, они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Доводы жалобы Департамента о том, что требуя возложить на ответчика обязанность по осуществлению выплаты с конкретным размером субсидий в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования, заявитель фактически требует суд выйти за пределы предоставленных ему полномочий, подменив собой соответствующий государственный орган, которым по существу спорный вопрос не рассмотрен, необоснованны.
В соответствии с пунктом 10 Приказа Департамента образования и науки города Москвы от 15 марта 2019 г. N 87 "О предоставлении субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям" (далее - Приказ N 87) ДОНМ ГКУ ЦФО ДОНМ:
- незамедлительно осуществляет прием и регистрацию поступивших заявок с приложенными документами, поданными одновременно с заявкой, в случае отказа в приеме заявки к рассмотрению в срок не позднее установленного пунктом 2.6 Постановления Правительства Москвы от 18 сентября 2012 г. N 489-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования" направляет Претенденту, подавшему заявку, письменное уведомление об отказе в приеме заявки на получение субсидии к рассмотрению с указанием причин такого отказа (далее - Уведомление) по форме, утвержденной Департаментом, согласно приложению 2 к Порядку;
- осуществляет анализ заявок, принятых к рассмотрению, на предмет соответствия требованиям Правовых актов;
- в срок не позднее 3 рабочих дней по окончании проверки заявок осуществляет расчет размера субсидии согласно приложениям 3 и 4 к Порядку и готовит представление по форме согласно приложению 5 к Порядку (далее - Представление);
- по окончании расчета размера субсидии и подготовки Представления, но не позднее чем через 5 рабочих дней по окончании проверки заявок, установленного Объявлением, направляет Представление и расчет размера субсидии с сопроводительным письмом в Департамент председателю Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок на получение субсидии из бюджета города Москвы частными образовательными организациями (далее -Отраслевая комиссия), а в случае его отсутствия - заместителю председателя Отраслевой комиссии.
Как следствие, при отсутствии такого отказа в приеме заявок, ГКУ ЦФО ДОНМ осуществляет расчет размера субсидий на каждого ребенка из заявки и направляет этот расчёт на рассмотрение на Отраслевую комиссию.
Отказ в принятии заявок к рассмотрению Заявитель не получал. Следовательно, на всех детей расчёт субсидий произведен.
В связи с вышеизложенным, на момент принятия заявок к рассмотрению Заявителю всегда известно на какое конкретное количество денежных средств ДОНМ должен принять решение о предоставлении субсидии на Отраслевой комиссии
Кроме того, Департамент не заявлял, что расчет субсидий рассчитан неверно.
Доводы жалобы о том, что требование Заявителя о взыскании с ДОНМ судебной неустойки основано на неверном толковании положений закона, устанавливающих основания и порядок ее присуждения, также подлежат отклонению, в силу следующего.
Законом N 340-ФЗ статья 174 АПК РФ дополнена частью 4, согласно которой арбитражный суд по требованию истца вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом арбитражным судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
Гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ). Признание судом названных актов недействительными является одним из способов защиты гражданских прав. В этом случае нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ (абзац шестой статьи 12, статья 13 ГК РФ).
Дела об оспаривании ненормативных актов, перечисленных в части 1 статьи 197 АПК РФ, которые затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ.
Глава 24 АПК РФ не содержит изъятий относительно возможности применения положений части 4 статьи 174 АПК РФ о праве истца требовать присуждения денежной суммы на случай неисполнения судебного акта, которым признан недействительным (незаконным) акт государственного органа или органа местного самоуправления и в порядке устранения допущенных нарушений гражданских прав и законных интересов заявителя на данный орган возложена обязанность в установленный судом срок совершить определенные действия, в том числе принять решение о предоставлении заявителю субсидий.
Таким образом, суд на основании положений части 4 статьи 174 АПК РФ вправе по требованию заявителя присудить денежную сумму, подлежащую взысканию с государственного органа или органа местного самоуправления (ответчика), на случай неисполнения им судебного акта, обязывающего совершить определенные действия, связанные с принятием решения о представлении решения.
Названная сумма определяется на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
При этом возложенная судом на уполномоченный орган обязанность по устранению последствий допущенных нарушений по принятию решения о предоставлении Заявителю субсидии, является гражданско-правовой и ее исполнение влечет у заявителя возникновение гражданских прав (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23 марта 2021 г. N 306-ЭС20-12906 по делу N А55-31496/2016).
Руководствуясь частью 4 статьи 174 АПК РФ, учтя обстоятельства настоящего спора, характер действий, которые Департамент должен совершить во исполнение решения арбитражного суда, в целях защиты нарушенных прав и интересов Заявителя требование о неустойки правомерным и обоснованным.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2024 по делу N А40-195045/23 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-195045/2023
Истец: АНО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА "АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ