г. Ессентуки |
|
7 июня 2021 г. |
А61-3702/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2021.
Полный текст постановления изготовлен 07.06.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Семенова М.У., Цигельникова И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамаевым О.А., при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания - Татрова З.В. (доверенность от 15.04.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации местного самоуправления г. Владикавказа и Управления благоустройства и озеленения Администрации местного самоуправления г. Владикавказа на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 02.03.2021 по делу N А61-3702/2020,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания обратилось Управление благоустройства и озеленения Администрации местного самоуправления г. Владикавказа (далее - управление) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы Республики Северная Осетия-Алания (далее - антимонопольный орган, УФАС по РСО-Алания) о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Северная Осетия-Алания 17.09.2020 по делу N 04-08/04-07-20. Делу присвоен номер А61-3702/20.
Администрация местного самоуправления г. Владикавказа (далее - администрация, АМС г.Владикавказа) обратилась в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Северная Осетия-Алания от 17.09.2020 по делу N 04-08/04-07-20. Делу присвоен номер А61-3771/20.
Определением от 27.10.2020 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Владикавказское муниципальное бюджетное учреждение "Спецэкосервис".
Определением от 15.12.2020 дела N А61-3702/2020 и N А61-3771/2020 объединены в одно производство с присвоением ему номера А61-3702/2020.
В обоснование требований заявители указывают, что органы местно самоуправления имеют право на осуществление полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных, выбирая конкретные способы реализации: создание муниципального учреждения, наделенного определенной компетенций или проведение закупок необходимых услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Решением суда от 02.03.2021 в удовлетворении требований отказано.
Решение мотивировано тем, что несоблюдение порядка выполнения работ для муниципальных нужд посредством проведения публичных конкурентных процедур содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку орган местного самоуправления предоставляет бюджетным учреждениям, являющимся соисполнителями муниципальных программ, неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления деятельности по выполнению работ по отлову безнадзорных животных в границах муниципального образования, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствует деятельности хозяйствующих субъектов на рынке выполнения указанных работ.
В апелляционных жалобах администрация и управление просят отменить решение суда от 02.03.2020 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Антимонопольный орган представил отзывы на жалобы, в которых просит оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
В судебное заседании представитель антимонопольного органа просил решение оставить без изменения жалобы без удовлетворения.
Дело рассматривается в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ при не явке в судебное заседание арбитражного суда сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд в праве рассмотреть дело в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
Антимонопольный орган по итогам рассмотрения заявления Прокуратуры РСО-Алания УФАС по РСО-Алания о необходимости проверки исполнения Владикавказским муниципальным бюджетным учреждением "Специализированный экологический сервис" муниципального задания АМС г. Владикавказа по отлову бродячих собак на предмет возможного уклонения от процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" приняло решение от 17.09.2020, которым Администрация местного самоуправления г. Владикавказа и Управление благоустройства и озеленения АМС г. Владикавказа признаны нарушившими требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившиеся:
- в бездействии АМС г. Владикавказа по неосуществлению муниципального контроля в сфере деятельности по обращению с животными без владельцев (безнадзорными собаками) на территории МО г. Владикавказ в нарушение требований части 1, части 4 статьи 53 устава МО г. Владикавказ; непроведении конкурсных процедур (закупки) в соответствии с Законом N 44-ФЗ в нарушение требований части 1 статьи 54 устава МО г. Владикавказ, в том числе пункта 35 части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 54 Закона N 131 -ФЗ, части 1стать 24 Закона N 44-ФЗ;
- в непроведении Управлением благоустройства и озеленения АМС г. Владикавказа конкурсных процедур (закупки) в соответствии с Законом N 44-ФЗ в нарушение требований части 1 статьи 54 устава МО г. Владикавказ, в том числе пункта 35 части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 54 Закона N 131-ФЗ, части 1стать 24 Закона N 44-ФЗ; выдаче ВМБУ "Спецэкосервис" муниципального задания от 27.01.2020 N 1, в том числе на отлов бродячих собак, в то время как это не предусмотрено целями уставной деятельности ВМБУ "Спецэкосервис", без проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных статьей 24 Закона N 44-ФЗ, в нарушение требований пункта 1.3. положения об УБиО, частей 2-4 статьи 9.2. Закона о некоммерческих организациях, пункта 2 постановления АМС г. Владикавказа от 30.12.2015 N 2582 "Об утверждении Положения о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания", а также в нарушение требований части 5 стаьти 18 Закона об ответственном обращении с животными.
Не согласившись с указанным решением, Управление и администрация, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, сославшись на положения части 1 и части 4 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положения статьи 22, статьи 23, части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), положения Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об ответственном обращении с животными), положения Закона Республики Северная Осетия-Алания от 12.12.2019 N 83-РЗ "Об ответственном обращении с животными в Республике Северная Осетия-Алания" и постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.12.2019N 471 "Об утверждении Правил организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Республики Северная Осетия-Алания" указал, что антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания в том числе при выявлении нарушений антимонопольного законодательства при реализации нормативно правовых актов в области обращения с животными, проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, отлову и содержанию безнадзорных животных.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131 -ФЗ) определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Исходя из пункта 1 5 части 1 статьи 10.1 Устава муниципального образования город Владикавказ, принятого Собранием представителей г. Владикавказа 27. 12.2005, в редакции решения Собрания представителей г. Владикавказа от 13.12.2019 N 5/43, органы местного самоуправления городского округа г. Владикавказ имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа г. Владикавказ.
В соответствии с Постановлением Администрации местного самоуправления г.Владикавказа от 13.12.2010 N 2283 "Об утверждении правил содержания домашних животных в г. Владикавказе" (далее - Правила) установлено, что безнадзорные животные в общественных местах подлежат отлову. Ответственность за своевременный отлов бродячих животных на территории муниципального образования несет администрация местного самоуправления муниципального образования. Порядок отлова и определения мест временного содержания отловленных животных определяется администрацией местного самоуправления муниципального района, городского округа (пункты I, 2 раздела V Правил).
Деятельность по обращению с безнадзорными животными без владельцев на территории г.Владикавказа осуществляло ВМБУ "Специализированная экологическая служба" на основании муниципальных заданий: от 12.01.2018 N 1 на 2018 год и от 14.01.2019N 1 на 2019 год, утверждённых Управлением благоустройства и озеленения АМС г. Владикавказа.
С 01.01.2020 по 30.06.2020 деятельность по обращению с животными без владельцев (безнадзорными животными) на территории г. Владикавказа осуществляло ВМБУ "Специализированный экологический сервис" в соответствии с муниципальным заданием от 27.01.2020 N 1 на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 года, утвержденным Управлением благоустройства и озеленения АМС г.Владикавказа.
В период 2018-2020 проведение закупок для муниципальных нужд на выполнение работ по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории г.Владикавказа не проводилось, сторонние физические и юридические лица для выполнения указанных работ не привлекались, так как ВМБУ "Спецэкосервис" (а в период 2018-2019 -ВМБУ "Спецэкослужба") осуществляли данную деятельность своими силами в рамках выполнения муниципальных заданий, при этом осуществление закупок для муниципальных нужд регламентируется Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 54 Закона N 131-ФЗ установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу положений части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 2 данной нормы содержит исчерпывающий перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): - конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс); - аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион); - запрос котировок; - запрос предложений.
Статьей 93 Закона о контрактной системе предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Суд первой инстанции, сославшись на положения Устава АМС г. Владикавказа предусмотрено, указал что она является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования г.Владикавказ, наделенным полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа г. Владикавказ федеральными законами и законами Республики Северная Осетия-Алания.
Согласно пункту 1.1. Положения об Управлении благоустройства и озеленения АМС г. Владикавказа, утвержденного решением Собрания представителей г. Владикавказа от 19.02.2016 N 20/115 (далее - Положение об УБиО) Управление благоустройства и озеленения является отраслевым структурным подразделением АМС г.Владикавказа с правами юридического лица, осуществляющим полномочия в области благоустройства и озеленения территории г. Владикавказа.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам. Центральному банку Российской Федерации запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий, в том числе:
- создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с решением антимонопольного органа следует, что бездействие АМС г. Владикавказа, выражается в неосуществлении муниципального контроля в сфере деятельности по обращению с животными без владельцев (безнадзорными собаками) на территории МО г. Владикавказ, непроведении конкурсных процедур в соответствии с Законом о контрактной системе, а также действия Управления по благоустройству и озеленению АМС г. Владикавказа, выражаются в выдаче ВМБУ "Спецэкосервис" муниципального задания от 27.01.2020 N 1, в том числе на "отлов бродячих собак", при том, что это не предусмотрено целями его уставной деятельности, без проведения конкурентных процедур, предусмотренных статьей 24 Закона о контрактной системе, что привело к недопущению конкуренции на товарном рынке по оказанию услуг по отлову и содержанию животных без владельцев (безнадзорных собак) на территории муниципального образования г. Владикавказ и содержат признаки нарушения требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (в том числе пункта 8 указанной нормы).
При таких обстоятельствах, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Северо-Осетинским УФАС России в адрес АМС г. Владикавказа и УБиО АМС г.Владикавказа было направлено предупреждение от 09.06.202 N 2126 о необходимости в срок до 15.07.2020 совершить следующие действия:
1. Отменить муниципальное задание от 27.01.2020 N 1, выданное УБиО АМС г. Владикавказа ВМБУ "Спецэкосервис" на отлов бродячих собак;
2. Провести электронный аукцион на право заключения договора на выполнение работ по отлову и содержанию животных без владельцев (безнадзорных животных) на территории г. Владикавказ, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, Республики Северная Осетия - Алания и г. Владикавказа, касающимися организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев
ВМБУ "Специалазированная экологическая служба" создано в пределах полномочий, предоставленных Законом N 131 -ФЗ, статьёй 12 Гражданского кодекса РФ, а также уставом МО г. Владикавказ.
В соответствии с муниципальным заданием N 1 на 2020 и плановый период 2021 и 2022, утверждённым УБиО АМС г.Владикавказа, деятельностью по обращению с безнадзорными животными без владельцев на территории г. Владикавказа занималось ВМБУ "Специализированный экологический сервис", однако на текущий момент в рамках реализации закона РСО-Алания от 12.12.2019 N 83-РЗ "Об ответственном обращении с животными в Республике Северная Осетия-Алания", постановления Правительства РСО-Алания от 24.12.2019 N 471 "Об утверждении Правил организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Республики Северная Осетия-Алания", осуществляется передача полномочий вышеуказанной деятельности Владикавказскому муниципальному казенному учреждению "Владпитомник", находящееся в ведении другого структурного подразделения администрации - Комитета жилищно-коммунального хозяйства и энергетики АМС г. Владикавказа. Таким образом, с 01.06.2020 вышеуказанная деятельность АМС г. Владикавказа была передана в ведение ВМКУ "Владпитомник".
ВМБУ "Спецэкосервис" указало, что осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Сферы охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, деятельность по обращению с безнадзорными животными без владельцев не является объектом классификации по ОКВЭД-2 как вид экономической деятельности и соответственно не является отдельной сферой деятельности.
Согласно части 1 статьи 53 устава МО г. Владикавказ Администрация местного самоуправления г.Владикавказа осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом и уставом МО г. Владикавказ.
В соответствии с частью 4 статьи 53 устава администрация является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление муниципального контроля в порядке, установленном законами Республики Северная Осетия-Алания.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248 -ФЗ "О государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации" под муниципальным контролем в Российской Федерации" понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений. Муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 3.1.6. положения об Управлении благоустройства и озеленения АМС г. Владикавказа управление для выполнения возложенных на него задач и функций имеет право выступать заказчиком товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в сфере деятельности управления.
Согласно сведениям из ЕГЮЛ основным видом деятельности ВМБУ "Спецэкослужба" является сбор отходов (код ОКВЭД - 38.1.), дополнительные виды деятельности - сбор и обработка сточных вод (код 37.00.), обработка и утилизация отходов (код 38.2.), аренда и лизинг прочего автомобильного транспорта и оборудования (код 77.39. 11.), деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (код 81.29.9).
Уставом ВМБУ "Спецэкослужба" установлено, что предметом его деятельности является организация сбора бытовых отходов и промышленных отходов на территории г. Владикавказа и их вывоза на полигон для захоронения, утилизации, при этом в пункте 2.2. устава среди видов деятельности учреждения указан "отлов бродячих собак".
В соответствии с материалами дела, управлением 27.01.2020 было выдано муниципальное задание N 1 на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годы ВМБУ "Спецэкосервис" на уборку территории и аналогичную деятельность, в котором установлено требование об осуществлении деятельности по отлову бродячих собак в количестве 2880. Управлением 30.06.2020 также выдам муниципальное задание N 2 на 2020 и плановый период 2021 и 2020, в котором указано запланированное для отлова количество собак на оставшийся период 2020 -1131 собака.
ВМБУ "Специализированная экологическая служба" за период с 2018 по 2019, ВМБУ "Специализированный экологический сервис" за период с 01.01.2020 по 31.05.2020, ВМКУ "Владпитомник" с 01.06.2020, являясь подведомственными АМС г. Владикавказа предприятими в определенный интервал времени являлись единственным участником товарного рынка по предоставлению услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории МО г. Владикавказ.
Согласно статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то круг потенциальных участников закупки не может быть ограничен только хозяйствующими субъектами, действующими на территории МО г. Владикавказ и в торгах на право заключения договора на выполнение работ по отлову и содержанию животных без владельцев (безнадзорных собак) могли бы участвовать и хозяйствующие субъекты как из других муниципальных образований республики, так и зарегистрированные в других субъектах Российской Федерации.
В соответствии с разделом 2 устава ВМБУ "Спецэкосервис" целью создания учреждения является обеспечение чистоты и санитарного порядка на городских улицах, местах массового отдыха, скопления бытовых и промышленных отходов. Предметом деятельности является организация работ по ручной и механизированной уборке улиц на территории г. Владикавказа, организация сбора бытовых и промышленных отходов на территории г. Владикавказа и их вывоза на полигон для их дальнейшего размещения, ликвидация стихийных свалок (пункт 2.1 Устава).
Таким образом, выполнение работ по отлову и содержанию животных без владельцев (безнадзорных животных) не относится к видам деятельности ВМБУ "Спецэкосервис", предусмотренным уставом учреждения.
Суд первой инстанции, сославшись на положения пункта 34 постановления Администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 30.12.2015 N 2582 "Об утверждении Положения о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания и Правил предоставления из бюджета МО г. Владикавказа субсидий бюджетным и автономным указал, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в пределах бюджетных ассигновании, предусмотренных в бюджете муниципального образования г. Владикавказ на указанные цели.
Решение СП г. Владикавказ о бюджете на 2020 год не содержит конкретной суммы, планируемой в качестве выделения бюджетных ассигнований для ВМБУ "Спецэкосервис" и, в частности, на выполнение работ по отлову и содержанию безнадзорных (бездомных) собак. Из представленных документов не представляется возможным установить источник финансирования и конкретную статью расходов бюджета МО г. Владикавказ на выполнение услуги.
При этом, работы по отлову бродячих собак в 2020 проводились ВМБУ "Спецэкосервис" в порядке выполнения муниципального задания структурного подразделения администрации - Управлением благоустройства и озеленения АМС г. Владикавказа за счет бюджетных средств МО г. Владикавказ без проведении конкурентных процедур и финансировались в порядке предоставления субсидий, при этом уставом учреждения указанная деятельность не предусмотрена.
В соответствии с решением Собрания представителей г. Владикавказ от 13.12.2019 N 5/42, которым утверждён бюджет МО г. Владикавказ на 2020 год, не заложены суммы расходов на выполнение работ по отлову и содержанию безнадзорных животных (отлов бродячих собак).
Следовательно, в спорный период конкурентные процедуры АМС г. Владикавказа и УБиО АМС г. Владикавказа не проводились, в открытых источниках информация о необходимости осуществления услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных не размещалась. Определение ВМБУ "Спецэкосервис" в качестве исполнителя услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных носило закрытый, непубличный характер, без учета положений, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Муниципальное задание от 27.01.2020 N 1 предусматривало выполнение работ по отлову бродячих собак без указания на необходимость их дальнейшего содержания в приютах, что предусмотрено требованиями главы 4 Федерального закона от 27. 12.2018 N 498 -ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", закона Республики Северная Осетия-Алания от 12.12.2019 N 83 -РЗ "Об ответственном обращении с животными в Республике Северная Осетия-Алания", постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.12.2019 N 471 "Об утверждении Правил организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Республики Северная Осетия-Алания", а также Правилами содержания домашних животных в г. Владикавказе, утвержденными постановлением АМС г. Владикавказа от 13. 12.2010 N 2283.
При таких обстоятельствах, отлов и содержание животных без владельцев (безнадзорных животных) является муниципальной нуждой, финансируется из муниципального бюджета, а следовательно, ее удовлетворение может быть осуществлено только путем проведения торгов в соответствии с Законом о контрактной системе. Бездействие АМС г. Владикавказа, выразившееся в неосуществлении муниципального контроля в сфере деятельности по обращению с животными без владельцев (безнадзорными собаками) на территории МО г. Владикавказ, непроведении конкурсных процедур в соответствии с Законом о контрактной системе, а также действие Управления благоустройства и озеленения АМС г. Владикавказа, выразившееся в выдаче ВМБУ "Спецэкосервис" муниципального задания от 27.01.2020 N 1 привело к недопущению конкуренции на товарном рынке по оказанию услуг по отлову и содержанию животных без владельцев (безнадзорных собак) на территории МО г. Владикавказ и нарушении требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, действия АМС г. Владикавказа, выразившиеся в передаче полномочий по отлову и содержанию животных без владельцев (безнадзорных собак) с 01.06.2020 в ведение иной подведомственной ей организации - ВМКУ "Владпитомник" - без проведения конкурентных процедур также содержат признаки нарушения требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с разъяснениями Федерального антимонопольной службы (письмо ФАС России от 13.07.2015 N АЦ/34893/15 "О направлении разъяснения по вопросу соответствия требованиям статей 15, 1 6 Федерального закона "О защите конкуренции" решений органов власти о создании бюджетных учреждений и предоставлении им субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", письмо ФАС России от 04.07.2018 N ИА/50876/18 "О действиях органов власти при создании некоммерческих организаций и предоставлении им субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"), субсидирование органами власти деятельности некоммерческих организаций на выполнение работ (оказание услуг) на конкурентных рынках может создать таким организациям преимущественные условия в осуществлении хозяйственной деятельности путем представления бюджетных средств без проведения конкурентных процедур, что может привести к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на данный рынок и, как следствие, к ограничению конкуренции на товарном рынке.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами положений антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданы в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Следовательно, для квалификации действий (бездействия) органов местного самоуправления в качестве нарушения запрета, установленного статьей 15 Закона о защите конкуренции, необходимо доказать, что действия (бездействия) этих органов приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, и они не основаны на законе.
Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, являются дискриминационными. Обеспечение потребностей муниципального образования в работах (услугах), удовлетворение их муниципальных нужд возможно исключительно путем размещения муниципального заказа в порядке, установленном Законом о контрактной системе. Расходование бюджетных средств в целях приобретения товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в специальном порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, путем проведения конкурентных процедур, за исключением случаев, прямо предусмотренных указанным законом.
Следовательно, из норм бюджетного законодательства не следует, что осуществление работ и услуг по муниципальному заданию является основанием для непроведения конкурентных процедур при определении исполнителя работ (услуг). Рынок по оказанию услуг по отлову безнадзорных животных является конкурентным на территории Республики Северная Осетия-Алания существуют организации, которые осуществляют подобную деятельность, в этой связи определять исполнителя работ (услуг) администрация была обязана в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 44-ФЗ закреплено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Также указанной нормой предусматривается возможность любого заинтересованного лица стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок. Необеспечение конкурентных процедур со стороны органов власти приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на выполнение работ или оказание услуг, к участию в размещении заказа.
Иное понимание совокупности положений указанных выше законодательных актов может привести к тому, что органы власти по своему усмотрению будут способны принимать решения о создании нового хозяйствующего субъекта, обеспеченного гарантированным рынком сбыта своих услуг, обладающего правом на осуществление деятельности, приносящей доход на товарном рынке, на котором соответствующий орган власти выступает заказчиком товаров, работ, услуг в целях решения вопросов местного значения.
Изложенная правовая позиция содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2020 N 306-ЭС19-25940, от 28.11.2019 N ЭС19-21736 и от 21.01.2020 N 306-ЭС19-25751.
Следовательно несоблюдение порядка выполнения работ для муниципальных нужд посредством проведения публичных конкурентных процедур содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку орган местного самоуправления предоставляет бюджетным учреждениям, являющимся соисполнителями муниципальных программ, неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления деятельности по выполнению работ по отлову безнадзорных животных в границах муниципального образования, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствует деятельности хозяйствующих субъектов на рынке выполнения указанных работ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что антимонопольный орган пришел к верному выводу о наличии в действия (бездействии) Администрации местного самоуправления г. Владикавказа и Управления благоустройства и озеленения АМС г. Владикавказа нарушений части 1 статьи 15 Закона о конкуренции и законности оспариваемого решения от 17.09.2020 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания.
Доводы апелляционных жалоб не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податели апелляционных жалоб не представили соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, иные доводы апелляционных жалоб о направленности действий антимонопольной службы на ликвидацию сектора муниципальной экономики, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 02.03.2021 по делу N А61-3702/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3702/2020
Истец: АМС г.Владикавказа, Управление благоустройства и озеленения Администрации местного самоуправления г.Владикавказа
Ответчик: УФАС по РСО-А
Третье лицо: ВЛАДИКАВКАЗСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЕРВИС"
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7710/2021
07.06.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4567/20
02.03.2021 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-3702/20
28.12.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4567/20
28.12.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4515/20