город Ростов-на-Дону |
|
09 июня 2021 г. |
дело N А53-23138/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от Административной инспекции Ростовской области: представитель Шевцова К.С., по доверенности от 11.01.2021, паспорт;
от ООО "Управляющая компания "Петровская": представитель Бекрич Р.Э., по доверенности от 09.09.2020, паспорт,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Петровская"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 01.02.2021 по делу N А53-23138/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Петровская" (ИНН 6167146537, ОГРН 1146196012489)
к Административной инспекции Ростовской области (ИНН 6163106903,
ОГРН 1116195002802)
об оспаривании постановления и решения по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Петровская" (далее - заявитель, ООО "УК "Петровская", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Межрайонного отдела N 1 Административной инспекции Ростовской области от 03.06.2020 N Р-01278-20 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N273-ЗС "Об административных правонарушениях" и назначения административное наказание в виде штрафа в размере 70 000 руб., а также решения Административной инспекции Ростовской области от 09.07.2020 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении Р-01278-20 от 03.06.2020; прекратить производство по делу.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.02.2021 заявление ООО "УК "Петровская" оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "Петровская" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба и дополнение мотивированы тем, что должностным лицом нарушены положения Федерального закона от ФЗ N 294-ФЗ от 26.12.2008. Вменяемые нарушения не создают существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не влекут за собой угрозу жизни и здоровью граждан, а также не создают угрозу повреждения имущества. Проведение ремонтных и иных видов работ было невозможно по причине введения ограничительных мер по самоизоляции в соответствии с Распоряжением губернатора Ростовской области от 30.03.2020 N 61.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Административная инспекция Ростовской области просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
От Административной инспекции Ростовской области поступило ходатайство о приобщении дополнения к отзыву на апелляционную жалобу и копии постановления по делу об административном правонарушении N Р-03702-19 от 18.09.2019 к материалам дела.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство о приобщении дополнения к отзыву на апелляционную жалобу и копии постановления по делу об административном правонарушении N Р-03702-19 от 18.09.2019 к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Управляющая компания "Петровская" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель Административной инспекции Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.06.2020 постановлением начальника межрайонного отдела N 1 Административной инспекции Ростовской области Осипяна А.А. ООО "УК "Петровская" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.1. Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N273-3С "Об административных правонарушениях" и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 70 000 руб.
18.06.2020 ООО "УК "Петровская" подана жалоба на постановление по делу об административном правонарушении N Р-01278-20 от 03.06.2020 начальнику Административной инспекции Ростовской области Копичка Н.В.
09.07.2020 решением Административной инспекции Ростовской области (получено 17.07.2020) постановление начальника межрайонного отдела N 1 Административной инспекции Ростовской области N Р-01278-20 от 03.06.2020 оставлено без изменения, а жалоба ООО "УК "Петровская" без удовлетворения.
Заявитель с вынесенным решением и постановлением о назначении административного наказания не согласен, в связи с чем, обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 5.1 Областного закона N 273-ЗС предусмотрена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего Областного закона.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Согласно пункту 28 статьи 3 Устава города Азова к вопросам местного значения города Азова относится утверждение правил благоустройства территории города Азова, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории города Азова в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Азова.
В целях обеспечения благоприятных условии жизни населения и обеспечения чистоты и порядка на территории города Азова решением Азовской юродской Думы от 30.10.2017 N 2546 утверждены "Правила благоустройства и санитарного содержании территории муниципального образования "Город Азов", которые устанавливают единые порядок и требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду и содержанию, а также к ремонту и окраске фасадов зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, устанавливают требования по благоустройству и содержанию территории муниципального образования (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, покрытий, элементов благоустройства), а также требования и порядок деятельности в сфере внешнего благоустройства (дизайна) городской и исторической среды, знаков, рекламных и информационных носителей, фасадного и ландшафтного освещения, размещения и содержания малых архитектурных форм и нестационарных объектов, к установке ограждений, к содержанию и уборке территории города Азова. Цель Правил благоустройства - создание благоприятной для жизни и здоровья людей соответствующей нормам среды обитания, а также формирования комфортной, безопасной и привлекательной городской среды в контексте социальных, градостроительных, экологических, культурных и природных условий Юга России.
Таим образом, общество является субъектом административного правонарушения.
Судом первой инстанции установлено, что 27.05.2020 главным специалистом МРО N 1 Административной инспекции Ростовской области, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, были непосредственно обнаружены признаки, указывающие на наличие в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.1 закона N 273-ЗС.
27.05.2020 с 14 час. 50 мин. до 15 час. 00 мин. по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Васильева, д. 92, ООО "УК Петровская", будучи организацией, управляющей многоквартирным домом, не осуществлен на отведенной территории покос сорной растительности, складируются бытовые и строительные отходы вне контейнеров (накопителей), фасад дома и сооружения имеет видимые загрязнения, повреждений, разрушений отдельных элементов, отделочного слоя, на площадке для установки мусоросборников отсутствуют сведения о сроках удаления отходов, наименование организации, выполняющей данную работу, и контакты лица, ответственного за качественную и своевременную работу по содержанию площадки и своевременное удаление отходов; информация предостерегающей владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры, что является нарушением п. 1.1.2. 1.1.3 главы 1. п. 3.1.4. 3.2.2. 3.2.3 главы 3, п. 5.12.1, 5.12.4 главы 5. п. 6.5.1, 6.5.3. 6.9.4. главы 6. п. 7.2.10. 7.2.12 главы 7 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования "Город Азов", утвержденных решением Азовской городской Думы от 30.10.2017 N 2546.
Согласно материалам административного дела, наличие события правонарушения зафиксировано актом об обнаружении признаков административного правонарушения от 27.05.2020 и фотоматериалом съемки, проведенной в ходе обследования территории, схемой. Акт оформлен с участием двух понятых, подписи которых имеются в акте.
29.05.2020 главным специалистом МРО N 1 с участием представителя юридического лица составлен протокол об административном правонарушении.
Определение вручено представителю юридического лица 29.05.2020.
03.06.2020 начальником Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области с участием представителя Общества рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление N Р-01278-20 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.1 закона N 273-ЗС в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Представитель юридического липа ООО "УК "Петровская" вину частично признал.
Заявитель в своем заявлении не отрицает вину в совершении административного правонарушения. При этом заявитель выражает свое несогласие с размером штрафных санкций установленных постановлением N Р-01278-20 от 03.06.2020.
Судом принято во внимание то обстоятельство, что Общество в ходе рассмотрения административного дела, предпринимало действия по устранению допущенного нарушения, а именно выполнило работы по покосу травы, что подтверждается актом приемки выполненных работ от 28.05.2020.
При этом факт вменённого Обществу административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении с приложением фотоматериалов. Апелляционная коллегия отклоняет доводы заявителя о том, что должностным лицом нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и суд не применил положения ПП РФ N 438 регулирующие порядок проведения проверок в 2020 году, как несостоятельные, так как в данном случае контрольное мероприятие в рамках названного закона должностным лицом не проводилось, протокол об административном правонарушении составлен при установлении достаточных данных (непосредственное обнаружение) о наличии состава административного правонарушения в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с Положением об Административной инспекция Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 08.05.2015 N 336, пунктом 2.1.1., Ростадминспекция организует и осуществляет выявление достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; рассматривает поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; рассматривает сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; составляет протоколы об административных правонарушениях; рассматривает дела об административных правонарушениях; привлекает граждан, должностных лиц и юридических лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Областным законом от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях"; обеспечивает всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств совершенного административного правонарушения, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений; подготавливает предложения по устранению выявленных административных правонарушений; принимает и реализует организационные, профилактические и иные меры, направленные на предупреждение административных правонарушений; производит исполнение вынесенных постановлений о назначении административного наказания; в установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке привлекает к административной ответственности лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания, а также лиц, не выполняющих законные требования должностного лица Инспекции, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Представленный предпринимателем с заявлением фотоматериалы с частичным устранением выявленных нарушений не свидетельствуют об их отсутствии на момент проверки.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 5.1 Областного закона N 273-ЗС.
Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в пределах санкции части 2 статьи 5.1 Областного закона N 273-ЗС в размере 70 000 рублей.
Обстоятельств, свидетельствующих о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не установлено.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Верховного суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценив конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения и роль правонарушителя, а также имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно пришел к выводу том, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.
В соответствии счастью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 3 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу с 11.01.2015, статья КоАП РФ дополнена частью 2, согласно которой при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 названного Кодекса в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен, если его наложение в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
По результатам судебного разбирательства, оценив доводы заявителя и представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно не нашел оснований для снижения размера административного штрафа.
Данная позиция суда подтверждается определением Верховного Суда РФ от 17.07.2018 N 306-АД18-9450.
На основании изложенного суд правомерно не нашел оснований для отмены постановления N Р-01278-20 от 03.06.2020, а также решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении N Р01278-20 от 03.06.2020.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.02.2021 по делу N А53-23138/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23138/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПЕТРОВСКАЯ"
Ответчик: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Межрайонный отдел N 1 Административной инспекции РО
Третье лицо: Административная инспекция Ростовской области межрайонный отдел N1