г. Пермь |
|
09 июня 2021 г. |
Дело N А50-776/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Гуляевой Е.И., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,
при участии:
от истца - Мирошин К.В., паспорт, доверенность от 12.01.2021, диплом;
от ответчика - Ложкина Е.Н., паспорт, доверенность от 21.04.2021, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 16 марта 2021 года по делу N А50-776/2021
по иску индивидуального предпринимателя Никоряка Руслана Васильевича (ОГРНИП 306592119100053, ИНН 592104114600)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
о внесении изменений в договор аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Никоряк Руслан Васильевич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - ответчик) с требованиями внесении в договор аренды лесного участка от 13.01.2011 N 573 следующих изменений:
Пункт 4 Договора дополнить абзацем следующего содержания: "При выборочной санитарной рубке поврежденных и погибших насаждений в соответствии приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N СЭД-30-01-02-1011 от 2 27.11.2020, объем заготавливаемой древесины на лесном участке N2 составляет всего 11,281 тыс. куб. м., в том числе 11,281 тыс. куб. м. по хвойному хозяйству."
Пункт 7 Договора дополнить абзацем следующего содержания: "Размер арендной платы, рассчитанной исходя из объема заготовки древесины при выборочной санитарной рубке поврежденных и погибших насаждений в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N СЭД-30-01-02-1011 от 27.11.2020 на лесном участке N 2 составляет 325 100 рублей".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16 марта 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает, что решение подлит отмене в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением и неправильным применением судом норм материального права. Отмечает, что рубка погибших и поврежденных лесных насаждений на лесном участке в рамках санитарно-оздоровительных мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов в соответствии с ч. 3 ст. 60.3 ЛК РФ проводится на лесных участках, переданных в аренду, в соответствии с лесным законодательством, в том числе правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами, а также в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. На момент проведения лесопатологического обследования на лесном участке в 2020 г. действовали Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. N 607, которые с 1 января 2021 года утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N 1132. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 утверждены новые правила санитарной безопасности в лесах, которые действуют с 1 января 2021 г. по 1 января 2027 г. Определение и оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов осуществляются при государственном лесопатологическом мониторинге и проведении лесопатологических обследований в соответствии со шкалой категорий санитарного состояния деревьев, приведенной в приложении N 1 к Правилам N 2047. Пунктом 19 Правил N 2047 установлено, что мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов (в том числе санитарные рубки) осуществляются в сильно ослабленных, усыхающих и погибших лесных насаждениях, средняя взвешенная категория санитарного состояния (далее - СКС) которых от 2,51 и более. Коэффициент СКС рассчитывается по формуле, приведенной в приложении N 2 к Правилам N 2047. Внесённые изменения в договор аренды лесного участка в части санитарных (выборочных) рубок в объеме 11,281 тыс. куб. м., в том числе по хвойному хозяйству 11,281 тыс. куб. м, характеризуется СКС в пределах 1,8-2,30 (приложения N 2 к актам ЛПО NN 2020-496, 2020-495, 2020-531, 2020-542 - имеются в материалах дела), что не соответствует требованиям п. 19 Правил N 2047. По вопросу применения законодательства ответчик ссылается на письмо Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) N АА-09-27/1126 от 25.01.2021.
До начала судебного разбирательства от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, истец полагает судебный акт законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.01.2011 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и истцом (арендатор) был заключен договор аренды N 573, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок из земель лесного фонда площадью 29260,7932 га (п.2 договора), (л.д. 11-14).
Срок действия договора определен с 13.01.2011 по 12.01.2028 включительно (п.21 договора).
Указанный договор заключен по результатам аукциона на основании протокола N 13 от 22.12.2010. Государственная регистрация договора аренды произведена регистрирующим органом в установленном законом порядке.
При заключении договора согласно п.п. 4, 4.1 договора арендатору передается лесной участок для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 32,2 тыс.куб.м, в том числе 6,8 тыс.куб.м по хвойному хозяйству. Точный среднегодовой объем использования лесов определяется Проектом освоения лесов.
В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 05.07.2011 г. N 53 "О внесении изменений в Указ губернатора Пермского края от 29.12.2007 N 121 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Агентство по природопользованию Пермского края переименовано в Министерство лесного хозяйства Пермского края.
В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 22.06.2012 г. N 41 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Министерство природных ресурсов Пермского края и Министерство лесного хозяйства Пермского края преобразованы в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края по делу N А50- 31092/2019 от 22.02.2020 в договор внесены изменения в части установленного договором годового объема использования лесов, размера арендной платы, а также уточнено местоположение лесного участка.
В связи с проведением в 2020 г. лесопатологических обследований на лесном участке выявлено изменение количественных и качественных характеристик лесного участка по договору. Акты лесопатологических обследований лесного участка утверждены приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N СЭД-30-01-02-1011 от 27.11.2020.
В соответствии с указанными актами объем заготавливаемой древесины составил: при выборочной санитарной рубке поврежденных и погибших насаждений на лесном участке N 2 (Кизеловское лесничество) всего 11,281 тыс.куб.м, в том числе 11,281 тыс.куб.м по хвойному хозяйству (строка 9 расчёта арендной платы).
При этом размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. N 310, материально денежной оценкой указанного объёма, при выборочной санитарной рубке составил 325 100 рублей (строка 14 расчёта арендной платы).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с требованием о внесении изменений в договор.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. N 607, исходил из доказанности истцом существенного изменения количественных и качественных характеристик арендуемого лесного участка, что является основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В силу положений чч. 1 и 2 ст. 73.1 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Частью 2 ст. 74.1 ЛК РФ предусмотрено изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, в случае изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (ч. 3 ст. 74.1 ЛК РФ).
Толкование указанных норм позволяет сделать вывод о том, что внесение изменений в договор аренды, заключенного по итогам торгов, стало возможно в судебном порядке и при наличии установленных законом оснований.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2021 по делу N 307-ЭС20-17553 разъяснено, что поскольку в результате повреждения лесных участков по причине лесных пожаров, ветровалов, вредными организмами изменяются количественные и качественные характеристики лесного участка, что отражается в актах лесопатологического обследования, а затем в государственном лесном реестре, внесение изменений в договор аренды относительно количественных и качественных характеристик лесных участков и зависящих от данных показателей целей и объемов лесопользования, в том числе санитарных рубок, возможно по решению суда. Судебный контроль позволит предотвратить злоупотребления при осуществлении лесопользования (в том числе предотвратить вырубку ликвидной древесины под видом сплошной санитарной рубки), проверить наличие и отсутствие оснований, при которых законодатель связывает возможность внесения изменений в договор, соблюдение установленного приведенными нормами лесного законодательства порядка осуществления защитных (санитарных) мероприятий, размещение информации об актах лесопатологического обследования на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", направление такой информации в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства с целью контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, предусмотренных актами лесопатологических обследований, и обоснованностью мероприятий, указанных в актах.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 25, частям 1 и 8 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины - это предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины, которая осуществляется, если иное не установлено данным Кодексом, на основании договоров аренды лесных участков.
Как установлено частями 2, 3, 4 статьи 29 ЛК РФ, заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами; для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения; запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
В силу части 1 статьи 19 ЛК РФ на лиц, использующих леса, возложены мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.
Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов (часть 1 статьи 60.2 ЛК РФ).
Согласно статье 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 60.3 ЛК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.
В соответствии с п.п. а) п. 5 Правил N 2047 проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
При этом пункт 7 Правил N 2047 вводит требование, согласно которому обязательному представлению для внесения в государственный лесной реестр в установленном порядке подлежит документированная информация, получаемая при осуществлении мер санитарной безопасности в лесах, указанных в пункте 2 настоящих Правил: о выявленных при государственном лесопатологическом мониторинге и проведении лесопатологических обследований погибших (в том числе в результате лесных пожаров, воздействия ветров) лесных насаждениях; об изменениях количественных и качественных характеристик насаждений, произошедших в том числе в результате проведения в них мер предупреждения распространения вредных организмов и иных мер санитарной безопасности в лесах.
Необходимо отметить, что истцом не представлены доказательства внесения в государственный лесной реестр информации, получаемой при осуществлении мер санитарной безопасности в лесах, об изменениях количественных и качественных характеристик насаждений (ст. 65 АПК РФ).
В пункте 9 Правил N 2047 указано, что предупреждение распространения вредных организмов и иные меры санитарной безопасности в лесах организуются и осуществляются исходя из санитарного и лесопатологического состояния лесов. Определение и оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов осуществляются при государственном лесопатологическом мониторинге и проведении лесопатологических обследований в соответствии со шкалой категорий санитарного состояния деревьев, приведенной в приложении N 1.
Санитарное состояние лесов (лесных насаждений), как указано в п. 10 Правил N 2047, определяется на основании соотношений запасов произрастающих в них деревьев различных категорий санитарного состояния. Оценка санитарного состояния лесных насаждений на лесотаксационном выделе или его части осуществляется исходя из средневзвешенной категории санитарного состояния лесных насаждений на лесотаксационном выделе или его части, определенной исходя из категорий санитарного состояния деревьев каждой древесной породы в лесных насаждениях на соответствующем лесотаксационном выделе или его части. По санитарному состоянию лесные насаждения подразделяют на здоровые, ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие и погибшие. Ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие и погибшие лесные насаждения относят к лесным насаждениям с неудовлетворительным санитарным состоянием. Ослабленные, сильно ослабленные лесные насаждения относят к поврежденным лесным насаждениям. Усыхающие и погибшие лесные насаждения относят к погибшим лесным насаждениям. Расчет средневзвешенной категории санитарного состояния лесных насаждений приведен в приложении N 2.
Таки в соответствии с Приложением N 2 к Правилам N 2047 оценка санитарного состояния лесных насаждений на лесотаксационном выделе или его части определяется по вычисленной средневзвешенной категории санитарного состояния деревьев каждой породы, а затем всех лесных насаждений на лесотаксационном выделе или его части. На основании средневзвешенной категории санитарного состояния лесные насаждения распределяют в соответствии со шкалой определения санитарного состояния лесных насаждений. Установлена шкала определения санитарного состояния лесных насаждений: 1 - 1,5 - лесные насаждения без признаков ослабления, 1,51 - 2,5 - ослабленные лесные насаждения, 2,51 - 3,5 - сильно ослабленные лесные насаждения, 3,51 - 4,5 - усыхающие лесные насаждения, более 4,5 - погибшие лесные насаждения.
Пунктом 19 Правил N 2047 установлено, что мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов осуществляются в сильно ослабленных, усыхающих и погибших лесных насаждениях.
Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 910 утвержден Порядок проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования".
В пункте 1 данного Порядка указано, что при проведении лесопатологических обследований (далее - ЛПО) осуществляется комплекс мероприятий, включающий оценку санитарного состояния насаждений с нарушенной и утраченной устойчивостью и (или) обследование насаждений, поврежденных (пораженных) вредителями (болезнями) леса, проводимый визуальным (рекогносцировочным) и инструментальным (детальным) способами. ЛПО проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга (далее - ГЛПМ), а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов <1>.
В пункте 8 Порядка приведено, что ЛПО проводятся в целях получения информации о текущем санитарном состоянии лесных насаждения, лесопатологическом состоянии лесных насаждений, назначения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов.
Оценка санитарного состояния лесных насаждений на лесотаксационном выделе или его части осуществляется исходя из средневзвешенной категории санитарного состояния лесных насаждений на лесотаксационном выделе или его части, определенной исходя из категорий санитарного состояния деревьев каждой древесной породы в лесных насаждениях на соответствующем лесотаксационном выделе или его части.
По санитарному состоянию лесные насаждения подразделяют на здоровые, ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие и погибшие. Ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие и погибшие лесные насаждения относят к лесным насаждениям с неудовлетворительным санитарным состоянием. Ослабленные, сильно ослабленные лесные насаждения относят к поврежденным лесным насаждениям. Усыхающие и погибшие лесные насаждения относят к погибшим лесным насаждениям.
Лесопатологическое состояние лесов (лесных насаждений) определяется по наличию или отсутствию в них очагов вредных организмов.
Согласно актам лесопатологических обследований коэффициент средневзвешенной категории санитарного состояния лесные насаждения на арендуемом истцом лесном участке находится в пределах показателя 1,8-2,30, что с учетом требований Приложений N N 1 и 2 к Правилам N 2047 соответствует характеристике ослабленных лесных насаждений. Доказательств иного истцом не приведено.
Предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений (п. 2 ч. 1 ст. 60.7 ЛК РФ).
Правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 60.7 ЛК РФ).
Как указано в п. 12 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 912, основанием для назначения профилактических мероприятий являются результаты лесопатологических обследований (далее - ЛПО).
При этом не допускается осуществление мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов в случае, если такие мероприятия не предусмотрены соответствующим актом лесопатологического обследования (п. 7 Правил N 912).
В пункте 26 Правил N 912 указано, что к санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся рубка погибших (утративших жизнеспособность в результате воздействия неблагоприятных факторов) и поврежденных (имеющих видимые признаки воздействия неблагоприятных факторов) лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (уборка как поваленных, так и стоящих деревьев, древесина которых оставляется на перегнивание на лесосеке).
Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений проводится в форме сплошной (для погибших и поврежденных насаждений) и выборочной (для поврежденных насаждений) санитарной рубки (п. 34 Правил N 912).
Поскольку проведение работ по предупреждению распространения вредных организмов должно основываться на актах ЛПО при условии соблюдения норм и ограничений, установленных действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в данном случае п. 19 Правил N 2047, согласно которому мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов осуществляются только в сильно ослабленных, усыхающих и погибших лесных, между тем, основания для проведения таких санитарно-оздоровительных мероприятий как рубка лесных насаждений не установлены, учитывая результаты лесопатологических обследований, суд апелляционной инстанции исходит из отсутствия правовых оснований для внесения изменений в действующий договор аренды лесного участка, заключенный на торгах.
Требования истца признаны необоснованными и не подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Пермского края от 16 марта 2021 года подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку апелляционная жалоба подана ответчиком по делу, освобожденным от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобы не рассматривается (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 марта 2021 года по делу N А50-776/2021 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-776/2021
Истец: Никоряк Руслан Васильевич
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ