г. Вологда |
|
09 июня 2021 г. |
Дело N А44-233/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 июня 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Селивановой Ю.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перегрин" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 марта 2021 года по делу N А44-233/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Перегрин" (ОГРН 1207700230682, ИНН 9701159469; адрес: 105066, Москва, улица Спартаковская, дом 19, строение 3А, этаж 1, помещение 118, офис 2и; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к отделу по вопросам миграции межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Новгородский" (адрес: 173507, Новгородская область, Новгородский район, деревня Сырково, улица Центральная, строение 2А; далее - отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 29.12.2020 N 147 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 250 000 руб., замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 17 марта 2021 года постановление от 29.12.2020 N 147 признано незаконным в части назначения административного наказания, обществу назначен штраф в размере 125 000 руб.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, административное наказание в виде штрафа заменить на предупреждение. Указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неточность указанной на первой странице решения суда позиции общества. Считает, что решения по делам N А44-234/2021 и А44-231/2021 не вступили в законную силу и не могут свидетельствовать о повторности совершения обществом однородных административных правонарушений. Ссылается на наличие правовых оснований для замены примененного к обществу наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, в ходе проведенных Прокуратурой Новгородского района совместно с Межмуниципальным отделом МВД России "Новгородский" проверочных мероприятий на объекте общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" - распределительный центр магазина "Пятерочка" по адресу: Новгородская область, Новгородский район, дер. Чечулино, ул. Царева, д. 4, установлен факт нарушения обществом требований миграционного законодательства, что выразилось в привлечении к осуществлению трудовой деятельности в качестве грузчика гражданина Республики Узбекистан, не имеющего разрешения на работу (патента) на территории Российской Федерации (Новгородской области), выданного в порядке, установленном Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Установив, что в нарушение пункта 4 статьи 13 указанного Закона общество привлекло к трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан при отсутствии у него патента, необходимого для осуществления трудовой деятельности на территории Новгородской области, 28.12.2020 и.о. заместителя прокурора Новгородского района с учетом предоставленных ему пунктами 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и статьей 28.4 КоАП РФ вынес постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ.
Постановлением отдела от 29.12.2020 по делу N 147 общество признано виновным в совершении административного правонарушения по названной норме Кодекса, заявителю назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, установив в деянии общества состав административного правонарушения, посчитал возможным снизить назначенный обществу административный штраф до 125 000 руб.
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к данной статье Кодекса в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Пунктом 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
В силу пунктов 2, 3 той же статьи Закона работодателем в соответствии с настоящим Законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Пунктом 1 статьи 13.3 Закона N 115-ФЗ установлено, что работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Законом.
Патент - это документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности (пункт 1 статьи 2 Закона N 115-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 13.3 Закона N 115-ФЗ установлено, что работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" и частью 3 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Согласно абзацу второму статьи 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Таким образом, общество при фактическом привлечении и использовании труда иностранного работника обязано соблюдать требования Закона N 115-ФЗ и ограничения, им предусмотренные.
Установленный судом первой инстанции факт незаконного привлечения обществом для выполнения работ на вышеназванном объекте иностранного гражданина заявителем в жалобе не опровергнут.
Оснований не согласиться с выводом суда о доказанности факта привлечения обществом к трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан без разрешающих документов, а также о наличии в деянии общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, не имеется.
На основании части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В данном случае обществом не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава правонарушения по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено.
Предусмотренный в статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Суд первой инстанции не усмотрел исключительных обстоятельств совершения правонарушения, в связи с чем не нашел оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным.
Апелляционный суд также не находит оснований для применения положений данной статьи Кодекса.
Доводы общества о возможности применения к нему наказания в виде предупреждения подлежат отклонению.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 настоящего КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Само по себе наличие статуса субъекта малого или среднего предпринимательства также не является достаточным основанием применения к заявителю наказания в виде предупреждения.
То обстоятельство, что рассматриваемое административное правонарушение и правонарушения, являвшиеся предметом исследования в рамках дел N А44-234/2021 и А44-231/2021, выявлены в один и тот же день не позволяет считать настоящее правонарушение совершенным повторно по смыслу КоАП РФ. Вместе с тем ошибочный вывод суда первой инстанции со ссылкой на названные судебные дела о повторном совершении правонарушения не подтверждает наличии оснований применения к обществу предупреждения.
Фактически обстоятельства, установленные судебными актами по упомянутым делам, свидетельствуют о систематическом, а не разовом совершении обществом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса.
Возможность причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также безопасности государства в данном случае выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Совершенное заявителем административное правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации.
Привлечение иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации без получения ими документов, разрешающих осуществление трудовой деятельности, влечет за собой развитие незаконной миграции.
В отсутствие совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Однако при оценке размера, приняв во внимание степень общественной опасности, характер и обстоятельства совершенного обществом административного правонарушения, признание вины и принятие мер к устранению правонарушения, суд первой инстанции посчитал возможным и необходимым назначить обществу наказание в сумме 125 000 руб.
Оснований для переоценки вывода суда о наличии оснований уменьшения размера штрафа апелляционная инстанция не усматривает.
Определенная судом первой инстанции сумма штрафа является справедливой, соразмерна тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 настоящего Кодекса.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции правовых норм, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 марта 2021 года по делу N А44-233/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перегрин" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-233/2021
Истец: ООО "Перегрин"
Ответчик: Межмуниципальный отдел МВД РФ "Новгородский", ОВМ МО МВД России "Новгородский"