09 июня 2021 г. |
Дело N А83-290/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 июня 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Горбуновой Н.Ю.,
Чертковой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колбасовой К.И.,
при участии в заседании:
от истца
Крымская таможня Мельник Е.В. (дов. от 22.09.2020);
от ответчика
ГУП РК "Крымэнерго" Карпенко А.К. (дов. от 11.01.2021);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 марта 2021 года по делу N А83-290/2021,
УСТАНОВИЛ:
Крымская таможня обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымэнерго" (далее - ГУП РК "Крымэнерго") о взыскании пени в сумме 2 366 646,48 руб. за ненадлежащее исполнение обязательств по Договору N 443/015-1514-16 от 30.09.2016.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04 марта 2021 года исковые требования удовлетворены.
Взыскано с ГУП РК "Крымэнерго" в пользу Крымской таможни неустойку в сумме 2 366 646,48 руб.
Взыскано с ГУП РК "Крымэнерго" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 34 833,00 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, ГУП РК "Крымэнерго" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, судом первой инстанции необоснованно отказано в применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), что нарушает баланс соотношения предъявленной неустойки и последствий невыполнения должником обязательств по договору.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2021 апелляционная жалоба ГУП РК "Крымэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 марта 2021 года по делу N А83-290/2021 оставлена без движения.
От ГУП РК "Крымэнерго" поступили доказательства устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 15 час. 30 мин., 02.06.2021.
ГУП РК "Крымэнерго" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 02.06.2021 представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить, обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель истца в судебном заседании 02.06.2021 возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении, обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 30.09.2016 между Крымской таможней (Заявитель) и ГУП РК "Крымэнерго" (Сетевая организация) был заключен Договор (Государственный контракт) N 443/015-1514-16 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор).
30.09.2016 года между сторонами по делу был подписан протокол согласования разногласий к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 443/015-1514-16, в соответствии с которым истцом и ответчиком была согласована преамбула Договора в редакции заявителя, а также пункт 5 раздела 1 был принят в редакции, предложенной Заявителем, а именно: "Срок выполнения мероприятий по техническому присоединению по настоящему договору со стороны заявителя и сетевой организации составляет один год со дня заключения настоящего договора".
В соответствии с пунктом 1 Договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (далее - технологическое присоединение) электроустановки верхней станции канатной дороги, спального корпуса N 1, спального корпуса N 5, хозяйственных построек, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 920,0 (кВт); категория надежности вторая (920 кВт); класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,38 (кВ); максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств 400,0 (кВт).
Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора.
Пунктом 2 Договора установлено, что технологическое присоединение необходимо для электроснабжения верхней станции канатной дороги, спального корпуса N 1, спального корпуса N 5, хозяйственных построек, расположенных (которые будут располагаться) в Республике Крым, г. Ялта, пгт Гаспра, Севастопольское шоссе, 52.
Согласно пункта 4 Договора технические условия являются неотъемлемой частью настоящего договора и приведены в приложении N 1.
Срок действия технических условий составляет два года со дня заключения Договора.
В соответствии с пунктом 5 Договора, (в редакции протокола разногласий от 30.09.2016), срок выполнения мероприятий по техническому присоединению по настоящему договору со стороны заявителя и сетевой организации составляет один год со дня заключения Договора.
Согласно пункта 7.1. Договора сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по Договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.
В соответствии с пунктами 9.1. 9.2. Договора Заявитель обязуется принять к исполнению утвержденные технические условия, а также надлежащим образом и своевременно исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению, указанные в технических условиях.
Как установлено пунктом 9.14. Договора заявитель обязуется надлежащим образом и своевременно исполнять указанные в разделе 3 Договора обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение.
Согласно пункта 11.6. Договора сетевая организация имеет право в случае нарушения заявителем срока оплаты технологического присоединения по п. 13, 14 вправе приостановить исполнение своего обязательства по Договору, в том числе перенести срок выполнения технических условий со стороны сетевой организации в соответствии с п. 5 на срок неисполнения заявителем обязательств по п. 13, 14 Договора.
В соответствии с пунктом 12.1. Договора, заявитель имеет право проверять ход исполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.
Согласно пункта 13 Договора установлено, что размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 30 декабря 2015 года N 82/6 и составляет 6 403 268,57 руб. в том числе НДС.
Порядок внесения платы за технологическое присоединение (график платежей) установлен пунктом 14 Договора, и осуществляется заявителем в следующем порядке:
1. 10% - 640 326,86 руб., в том числе НДС - 97 676,98 руб. в течение 15 календарных дней со дня заключения настоящего договора;
2. 30% - 1 920 980,57 руб., в том числе НДС - 293 030,93 руб. в течение 60 календарных дней со дня заключения настоящего договора, но не позже даты фактического присоединения;
3. 20% - 1 280 653,71 руб., в том числе НДС - 195 353,96 руб. в течение 180 календарных дней со дня заключения настоящего договора;
4. 30% - 1 920 980,57 руб., в том числе НДС - 293 030,93 руб. в течение 15 календарных дней со дня фактического присоединения;
5. 10 % - 640 326,86 руб., в том числе НДС - 97 676,98 руб. в течение 15 календарных дней со дня подписания акта о технологическом присоединении.
Пунктом 16 Договора установлено, что датой исполнения обязательства заявителя по оплате расходов на технологическое присоединение считается дата внесения денежных средств на расчетный счет сетевой организации.
Согласно пункта 17 Договора установлено, что заявитель несет балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, сетевая организация - до границ участка заявителя.
Пунктами 20, 21 Договора установлено, что в случае нарушения одной из сторон сроков исполнения своих обязательств (мероприятий, графика платежей) по настоящему договору такая сторона в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки уплачивает другой стороне неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения настоящего договора и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 27, 29 Договора, настоящий договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра настоящего договора в сетевую организацию и действует до момента исполнения сторонами своих обязанностей в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.
Обязательства сетевой организации по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям считаются выполненными после подписания сторонами акта о технологическом присоединении.
Сторонами были согласованы и подписаны Технические условия для присоединения к электрическим сетям N 443/015-1514-16, в соответствии с пунктом 10 которых Сетевая организация осуществляет:
1. В РУ-10 кВ I СШ РП-78 установить ячейку 10 кВ в вакуумном выключателе, полным комплектом защит, ОПН-10 кВ, по расчету. Объем работ определить проектом.
2. В РУ-10 кВ II СШ РП-78 установить ячейку 10 кВ с вакуумным выключателем, полным комплектом защит, ОПН - 10, по расчету. Объем работ определить проектом.
3. Установить двухтрансформаторную, двухсекционную ТП-10/0,4 кВ возле РП-78. Конструктивные особенности ТП, количество, тип и мощность силовых трансформаторов определить проектом.
4. При проектировании ТП-10/0,4 кВ предусмотреть: РУ-10 кВ с коммутационными аппаратами на номинальный ток по проекту; сертифицированный(е) силовой (ые) трансформатор(ы) в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Допускается установка сертифицированного(ых) сухого(их) трансформатора(ов); РУ-0,4 кВ с коммутационными аппаратами на номинальный ток по проекту; все присоединения к аппаратам выполнить с применением медно - алюминиевых переходов, соединение шин - сваркой.
5. Проектируемую ТП-10/0,4 кВ подключить по КЛ-10 кВ от I СШ и II СШ РУ-10 кВ РП-78.
6. К прокладке рекомендуется принять кабель в изоляции из сшитого полиэтилена, полиэтиленовой оболочкой с радиальными и продольными уплотнениями. Кабель проложить в траншее в соответствии с действующей нормативной документацией. Сечение кабеля проверить на термическую устойчивость к токам КЗ и падение напряжения. Защиту кабеля от механических повреждений осуществить в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
7.Требования к релейной защите и автоматике, компенсации токов однофазного замыкания в сетях с изолированной нейтралью и др.: произвести расчет уставок релейной защиты на питающих фидере ПС "Гаспра". Объем требований определить проектом.
8. Требования к телемеханике и связи: объем требований определить проектом.
9. Требования к изоляции, защите от перенапряжения: предусмотреть проектом установку ограничителей перенапряжения в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Проектом определить устройство контра заземления в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
10. Рекомендации относительно регулирования суточного графика нагрузки: нет.
11. Дополнительные требования и условия: установка средств измерительной техники для контроля качества электрической энергии (заполняется по согласию Заказчика) - нет; требования к автоматической частотной нагрузке (АЧР), системной противоаварйной автоматике (СПА) - нет; специфические требования относительно питания электроустановок заказчика. Которые касаются резервного питания, допустимости параллельной работы элементов электрической сети - нет.
В свою очередь, Заявитель, в соответствии с пунктом 11 Технических условий для присоединения к электрическим сетям N 443/015-1514-16, обязался осуществить:
1. Существующий ввод демонтировать.
2. На объекте установить вводно - распределительное устройство ВРУ - 0,4 кВ. Схему и тип определить проектом. Проектируемое ВРУ - 0,4 кВ подключить по ЛЭП - 0,4 кВ от точек присоединения через шкаф учета.
3. Требования к ЛЭП - 0,4 кВ: исполнение ЛЭП - 0,4 кВ, марку и сечение провода или кабеля определить проектом и проверить на падение напряжения. При воздушном исполнении выполнить на типовых сертифицированных опорах самонесущим изолированным проводом. При кабельном исполнении проложить в земле, рекомендуется применить кабель в изоляции из сшитого полиэтилена.
4. До средства учета установить ограничитель мощности (тока) на номинальный ток по проекту.
5. Требования к расчетному учету электрической энергии: учет электроэнергии осуществить электронным трехфазным электросчетчиком, обеспечивающим возможность подключения к автоматизированным системам коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) для считывания информации через RS порты по каналам связи; трансформаторы тока, применяемые для коммерческого учета должны быть класса точности не более 0,5S; счетчики необходимо устанавливать в специализированный двухдверный шкаф, дающий возможность опломбирования внутренних дверей, которые не должны препятствовать осмотру установленного внутри оборудования при этом закрывать доступ к первичным и вторичным цепям устройств, входящих в измерительный комплекс; счетчики должны подключаться к цепям измерения тока и напряжения через специализированное клеммное; в случае установки устройства автоматики АВР, устройства измерений (их первичные и вторичные цепи) должны подключаться после измерительных трансформаторов тока или счетчика со стороны поступления электроэнергии; точки размещения приборов коммерческого учета электроэнергии, необходимое количество, тип приборов, класс точности, схему подключения счетчиков структуру построения (АИИС КУЭ), организацию и вид применяемого канала связи необходимо определить проектом и согласовать на стадии проектирования схем электроснабжения в ГУП РК "Крымэнерго".
6. Требования к релейной защите и автоматике, компенсации токов однофазного замыкания в сетях с изолированной нейтралью и др.: определить проектом. Объем требований согласовать с ГУП РК "Крымэнерго".
7. Требования к телемеханике и связи: обеспечить возможность дистанционного ввода графиков временного отключения потребления с диспетчерского пункта ГУП РК "Крымэнерго".
8. Требования к изоляции, защите от перенапряжения: предусмотреть проектом установку ограничителей перенапряжения в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
9. Специфические требования относительно питания электроустановок заказчика, которые касаются резервного питания, допустимости параллельной работы элементов электрической сети: нет.
10.Требования к компенсации реактивной мощности: выполнить компенсацию в соответствии с требованиями п. 6.34. СП 31-110-2003.
11. Рекомендации относительно регулирования суточного графика нагрузки - нет.
12. Дополнительные требования и условия - нет.
В соответствии с пунктом 13 технических условий для присоединения к электрическим сетям N 443/015-1514-16 срок действия настоящих технических условий составлял два года со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, то есть по 30.09.2018 года.
27.10.2016 между истцом и ответчиком было заключено дополнительное соглашение N 443/015-1973-16 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 443/015-1514-16 от 30.09.2016 года, в соответствии с которым стороны внесли изменения в раздел 3 Договора, установив, что размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 30 декабря 2015 года N 82/6 и составляет 6 403 268,57 руб. Внесение платы за технологическое присоединение на 2016 год осуществляется заявителем в следующем порядке: 10% - 640 326,86 руб. в течение 15 календарных дней со дня заключения настоящего договора; 30% 1 920 980,57 руб. в течение 60 календарных дней со дня заключения настоящего договора, но не позже даты фактического присоединения. Итого - 2 561 307,43 руб.
Внесение паты за технологическое присоединение на 2017 года должно осуществляться заявителем в следующе порядке: 20% - 1 280 653,71 руб. в течение 180 календарных дней со дня заключения настоящего договора; 30% - 1 920 980,57 руб. в течение 15 календарных дней со дня фактического присоединения; 10% - 640 326,86 руб. в течение 15 календарных дней со дня подписания акта о технологическом присоединении. Итого за 2017 год - 3 841 961,14 руб.
Крымской таможней оплата стоимости технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с условиями договора N 443/015-1514-16 от 30.09.2016 и дополнительных соглашений к нему, была осуществлена своевременно, в установленном порядке и размере.
В свою очередь, исходя из объема обязательств, взятых на себя ГУП РК "Крымэнерго" по Договору с учетом протокола разногласий к нему, Сетевой организацией должны были быть выполнены мероприятия по технологическому присоединению объектов Заявителя в течение 1 года со дня заключения Договора N 443/015-1514-16, то есть срок выполнения мероприятий составлял 1 календарный год, по 30.09.2017.
Однако, в установленные Договором, Техническими условиями сроки со стороны ГУП РК "Крымэнерго" не был осуществлен перечень мероприятий, предусмотренный как самим Договором, так и пунктом 10 Технических условий для присоединения к электрическим сетям N 443/015-1514-16 от 29.08.2016.
Дополнительным соглашением N 460/015-1935-19 с учетом протокола разногласий от 16.01.2019 стороны пришли к соглашению о продлении срока действия технологических условий до 01.09.2020.
Все вышеуказанные обстоятельства были установлены также в рамках дела А83-7162/2018. Так, решением Арбитражного суда Республики Крым от 07.11.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа с ГУП РК "Крымэнерго" в пользу Крымской таможни была взыскана неустойка в связи с неисполнением Договора по 27.04.2018.
Также дополнительным соглашением N 460/015-1914-20 от 25.09.2020 стороны продлили срок действия технологических условий до 30.09.2021.
16.11.2020 за N 03-15/12966 Крымской таможней в адрес ГУП РК "Крымэнерго" было направлено требование об уплате неустойки на общую сумму 2 366 646,48 руб. Данное требование было получено ответчиком 23.11.2020 (согласно уведомления о вручении почтового отправления).
Письмом от 23.12.2020 года исх. N 448/36422 ответчик уведомил истца о том, со стороны ответчика разрабатывается проектно-сметная документация, проводятся закупочные процедуры.
В рамках настоящего дела, истец просит взыскать с ответчика неустойку за период с 28.04.2018 по 16.01.2019 (дата подписания дополнительного соглашения о продлении срока действия технологических условий).
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту - Федеральный закон "Об электроэнергетике") установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" договор технологического присоединения относится к публичным договорам.
В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливают правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.
Согласно части 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" сетевые организации заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, где удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (абз. 2 ст. 3 Федерального закона "О естественных монополиях).
Публичность договора об осуществлении технологического присоединения заключается в том, что на сетевую организацию как субъект естественной монополии возложена обязанность по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению в отношении любого обратившегося к такой организации заявителя при наличии технической возможности (п. 3 Правил).
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 года N 129 "О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утверждена форма типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно части 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Так, по своей сути, договор об осуществлении технологического присоединения квалифицируется как договор возмездного оказания услуг (Определения судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС17-11195 от 25.12.2017 года и N 304-ЭС16-16246 от 24.03.2017 года).
В силу норм части 1 статьи 779 ГК РФ исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из пункта 7 Правил N 861 следует, что технологическое присоединение - это состоящий из нескольких этапов процесс, целью которого является создание условий для получения потребителем электрической энергии через электроустановки сетевой организации, завершающийся фактической подачей напряжения и составлением актов о технологическом присоединении и разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Процедура технологического присоединения включает в себя, в частности, выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором (подпункт "в" пункта 7 Правил N 861).
Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX Правил N 861, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств;
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным условием договора технологического присоединения и исчисляется со дня заключения договора.
Подпунктом "в" пункта 16 Правил N 861 предусмотрено включение в договор технологического присоединения положения об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и названными Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе обязанность одной из сторон договора при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
По смыслу пункта 1 статьи 328 ГК РФ, пункта 16.3 Правил N 861 и Технических условий обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению являются встречными.
Согласно ст. 12 ГК РФ взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Как было установлено выше, в рамках дела А83-7162/2018 с ГУП РК "Крымэнерго" взыскана в пользу Крымской таможни неустойка из расчета по 27.04.2018.
Вместе с тем, Сетевой организацией технологическое присоединение не выполнено и на момент рассмотрения настоящего дела. Крымская таможня просит взыскать с ответчика сумму неустойки по 16.01.2019.
При этом из материалов дела не следует, что в период действия Договора сетевая организация заявляла о невозможности выполнения мероприятий по технологическому присоединению в связи с невыполнением Крымской таможней технических условий со своей стороны.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что ответчик допустил нарушения условий Договора, связанные с тем, что в сроки, предусмотренные Договором, Сетевая организация не передала Заказчику результат оказанных услуг. Такие нарушения являются существенными, поскольку в результате Заказчик лишился того, на что он был вправе рассчитывать при заключении Договора.
Принимая во внимание публичный характер договора об осуществлении технологического присоединения, одним из существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения является, в том числе: обязанность одной из сторон договора при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки (пп. "в" п. 16 Правил N 861).
Согласно Информационного письма Центрального Банка Российской Федерации от 16.09.2016 года ключевая ставка установлена Банком России в размере 10 %.
ГУП РК "Крымэнерго" в суде первой инстанции заявлено ходатайство на основании ст. 333 ГК РФ.
Как установлено в пункте 1 статьи 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды (пункт 2 статьи 333 ГК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21 декабря 2000 года N 263-О разъяснил, что предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования статьи 17 Конституции Российской Федерации, со гласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Как указано в пункте 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее по тексту - Постановление N 7) если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Согласно пункту 73 Постановления N 7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ). Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами (например, на основании статей 317.1, 809, 823 ГК РФ) сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
Аналогичные по сути положения содержатся и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 N 12035/11 по делу N А64-4929/2010.
Как вытекает из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления N 7 при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Президиума ВАС РФ от 31.05.2005 N 16697/04 по делу N А09-3141/04-2 положения статьи 333 ГК РФ предоставляют суду право уменьшить подлежащую уплате неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, но не обязывают его сделать это.
ГУП РК "Крымэнерго" в обоснование ходатайства о снижении её размера по правилам статьи 333 ГК РФ не представило доказательства ни явной несоразмерности предъявленной к взысканию неустойки, ни доказательства того, что взыскиваемая неустойка может привести к получению истцом необоснованной выгоды.
Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, а также о том, что уплата суммы пени в полном размере создаст угрозу для платежеспособности сетевой организации, очень затруднит текущую деятельность, сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки. Аналогичный подход содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 N 12035/11 по делу N А64-4929/2010.
Вместе с тем, ответчиком, не представлено никаких доказательств несоразмерности неустойки, исчисленной истцом в соответствии с положениями Договора.
Кроме того, как уже указывалось выше, Договор о технологическом присоединении является публичным договором, размер неустойки установлен Правилами N 861, при этом Заявитель не имеет возможности корректировать условия договора.
Заключая Договор, ответчик согласился с условиями и сроками, определенными в Договоре. Следовательно, при заключении Договора ответчик должен был осознавать возможность наступления последствий в виде взыскания неустойки за нарушение срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Размер договорной неустойки, определенный в пункте 18 Договора, соответствуют подпункту "в" пункта 16 Правил N 861, не является завышенным и не выходит за рамки обычной деловой практики, требований разумности и справедливости.
При этом, учитывая монопольность деятельности ответчика, суд отмечает, что истец не имел возможности обратиться в иную организацию для получения соответствующих услуг.
Расчет неустойки, произведенный истцом, судом проверен и признан арифметически верным.
С учетом изложенного, требования истца о взыскании с ответчика суммы пени за ненадлежащее исполнение принятых обязательств по договору в размере 2 366 646,48 руб. обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Суд первой инстанции достаточно полно установил фактические обстоятельства дела, исследовал представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на её заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 марта 2021 года по делу N А83-290/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-290/2021
Истец: КРЫМСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМЭНЕРГО"