г. Пермь |
|
09 июня 2021 г. |
Дело N А60-40819/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Лесковец О.В., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,
при участии:
от истца - Озорина Е.Л., паспорт, доверенность от 31.12.2020, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "К2",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 марта 2021 года
по делу N А60-40819/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "К2" (ИНН 6685116318, ОГРН 1169658080701)
к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга (ИНН 6659015426, ОГРН 1026602961945),
третье лицо: Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800), Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области
об обязании заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "К2" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга об обязании заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта. В последующем истец уточнил заявленные требования, просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора, исключить из договора п.п. 2.3, 4.1.4, 4.2.2, 4.2.4, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3, 4.4.5, 4.4.10, 4.4.11, 4.4.12, 4.4.13, 4.4.14, 4.4.15, 4.4.16, 4.4.17, 4.4.18, 4.4.19, 5.2, 5.3, 6.4, 6.5, 6.6, 7.1, приложение N 2, изложить в редакции правообладателя п. 2.1, 3.2, 4.1.3, 6.2, 8.6 договора.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены Администрация города Екатеринбурга, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02 марта 2021 года требования удовлетворены, урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта, п.п. 2.1, 3.2, 4.1.3, 6.2, 8.6 договора изложены в редакции истца, п.п. 2.3, 4.4.3, 4.4.5, 4.4.11, 4.4.12, 4.4.13, 4.4.14, 4.4.15, 4.4.17, 4.4.18, 4.4.19, 7.1 и приложение N 2 изложены в редакции ответчика, п.п. 4.1.4, 4.2.2, 4.2.4, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.10, 4.4.16, 5.2, 5.3, 6.4, 6.5, 6.6 исключены из текста договора.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт приводит доводы о несогласии с изложением п.п. 2.3, 4.4.3, 4.4.5, 4.4.11, 4.4.12, 4.4.13, 4.4.14, 4.4.15, 4.4.17, 4.4.18, 4.4.19, 7.1 и приложение N 2 в редакции ответчика. В обоснование довода о необходимости автоматической пролонгации договоров, исключения п.п. 4.4.17, 7.1 договора ссылается на пп. б п. 1 распоряжения Правительства РФ N 208-р от 30.01.2021, отсутствие в постановлении Правительства Свердловской области от 14.03.2019 года N 164-ПП прямого запрета на продление договора. Изменение п. 4.4.3 мотивировано изменением данного пункта в договорах с другими контрагентами. Отмечает, что Порядком N 164-ПП, а также иными нормативными правовыми актами не установлен запрет на передачу истцом прав и обязанностей по настоящему договору, не может быть включено условие, ограничивающее его права, предусмотренные гражданским законодательством (ст. 392.3 ГК РФ, 382 ГК РФ), в связи с чем п. 4.4.5 подлежит исключению. Настаивает на исключении п. 4.4.11 договора, так как нахождение места размещения объекта в охранной зоне является основанием для исключения указанного места размещения из Схемы размещения и предоставления Правообладателю компенсационного места согласно п.п. 16 и 34 Порядка N 295-ПП. Необходимость исключения пунктов 4.4.12, 4.4.13, 4.4.14, 4.4.15, 4.4.18 обусловлено тем, что редакция этих пунктов не конкретизирована и нет необходимости включать в договор обязанности, которые предусмотрены действующим законодательством РФ. Апеллянт настаивает на исключении 4.4.19 и Приложения N 2, так как право собственности или иное вещное право на земельный участок, на котором размещен объект, у правообладателя по настоящему договору не возникает. Кроме того, апеллянт приводит доводы о несогласии с распределением судебных расходов.
До начала судебного разбирательства от ответчика и третьего лица, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области поступили письменные возражения на апелляционную жалобу. Ответчик полагает судебный акт законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области поддержал позицию апеллянта.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 оставлено в силе решение Арбитражного Суда Свердловской области от 19.09.2019 года по делу N А60- 9201/2019, которым удовлетворены требования общества "К2" об обязании Администрации города Екатеринбурга принять решение о включении места размещения: павильон "Непродовольственные товары" по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, д. 10 в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением от 19.12.2018 N 3092 "Об утверждении схем нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Во исполнение судебного акта в схему размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках в границах муниципального образования "город Екатеринбург" указанное место включено.
Вышеуказанный объект, принадлежащий обществу "К2" размещен в указанном месте в 2017 году и эксплуатируется до настоящего времени. За пользование земельным участком общество "К2" производит оплату в адрес Администрации города Екатеринбурга.
Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2019 N 164-ПП (с изм. от 15.08.2019) утвержден Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловской области".
Согласно п. 6 Порядка размещение нестационарного торгового объекта осуществляется на основании договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта в определенном схемой месте, заключаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.
Примерная форма договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта, приведена в приложении к настоящему порядку
Согласно п. 7 Порядка договор заключается в случаях, предусмотренных порядком, хозяйствующим субъектом по результатам проведения торгов или без проведения торгов с: органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, на объектах, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п. 13 Порядка без проведения торгов договор заключается на основании заявления хозяйствующего субъекта о заключении договора в следующих случаях:
1) обращение хозяйствующего субъекта в срок, не превышающий 9 месяцев с даты утверждения настоящего порядка, в орган или бюджетное учреждение, указанные в пункте 7 настоящего порядка, с которым заключен договор для целей размещения нестационарного торгового объекта либо договор аренды земельного участка, предусматривающий размещение нестационарного торгового объекта в месте, включенном в схему, срок действия которого не истек. В данном случае договор заключается на срок три года, в случае, если ранее заключенный договор для целей размещения нестационарного торгового объекта либо договор аренды земельного участка, предусматривающий размещение нестационарного торгового объекта в месте, включенном в схему, заключен на неопределенный срок.
2) обращение в срок, не превышающий 9 месяцев с даты вступления в силу настоящего порядка, в орган или бюджетное учреждение, указанные в пункте 7 настоящего порядка, при подтверждении добросовестного внесения платы и (или) отсутствии задолженности за размещение нестационарного торгового объекта в месте, включенном в схему, в отсутствие заключенного договора на размещение нестационарного торгового объекта либо договора аренды земельного участка, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта. Договор заключается на срок три года. При этом орган или бюджетное учреждение, указанные в пункте 7 настоящего порядка, письменно уведомляет в течение 3 месяцев с даты утверждения настоящего порядка лиц, указанных в подпункте 1 и абзаце первом подпункта 2 настоящего пункта, о возможности переоформить (заключить) договор без торгов.
Согласно п. 14 Порядка срок рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта на заключение договора не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации такого заявления.
Пунктом 1 Постановления Администрации города Екатеринбурга от 20.05.2019 года N 1187 "Об определении органов, уполномоченных на заключение договоров, предусматривающих размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", полномочия по заключению договоров возложены на территориальные органы Администрации города Екатеринбурга.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 17.03.2020 N 7/32 утверждено Положение "Об условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", которым утверждены размер платы и порядок заключения договоров.
Согласно п. 11 Положения заключение договора с заявителем осуществляется уполномоченным органом в течение 20 рабочих дней со дня направления уведомления о результатах рассмотрения заявления и возможности заключения договора.
Во исполнение п. 13 Порядка общество "К2" направило в адрес администрации Железнодорожного района заявление от 20.12.2019 N 78 с просьбой заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО). К заявлению также приложен проект договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта (оферта), а также платежные документы, подтверждающие добросовестное внесение платы за пользование земельным участком.
В письме от 29.06.2020 N 63/20-17/001/612 администрация Железнодорожного района направила свой проект договора по электронной почте.
В ответ на полученный проект договора письмом от 02.07.2020 N 50 общество "К2" направило в адрес администрации Железнодорожного района протокол разногласий.
В ответе от 30.07.2020 N 63/20-17/001/722 администрация Железнодорожного района указала, что предложенные в протоколе разногласий изменения не могут быть приняты в полном объеме и направила новый проект договора с измененными условиями.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества "К2" в арбитражный суд с заявлением об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта: павильон "Непродовольственные товары" по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, д. 10.
По результатам рассмотрения заявленных требований суд первой инстанции урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта, п.п. 2.1, 3.2, 4.1.3, 6.2, 8.6 договора изложены в редакции истца, п.п. 2.3, 4.4.3, 4.4.5, 4.4.11, 4.4.12, 4.4.13, 4.4.14, 4.4.15, 4.4.17, 4.4.18, 4.4.19, 7.1 и приложение N 2 изложены в редакции ответчика, п.п. 4.1.4, 4.2.2, 4.2.4, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.10, 4.4.16, 5.2, 5.3, 6.4, 6.5, 6.6 исключены из текста договора.
Апелляционная жалоба содержит доводы о несогласии с изложением п.п. 2.3, 4.4.3, 4.4.5, 4.4.11, 4.4.12, 4.4.13, 4.4.14, 4.4.15, 4.4.17, 4.4.18, 4.4.19, 7.1 и приложение N 2 в редакции ответчика, в остальной части судебный акт не оспаривается, в связи с чем арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч. 5 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Статьей 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пункта 1 ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Судом установлено, что между Администрацией и обществом "К2" возникли разногласия при заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Пунктом 1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ установлены случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ).
В соответствии с ч.ч. 1- 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2019 N 164-ПП (ред. от 11.02.2021) "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловской области" утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловской области (прилагается).
Пунктом 5 Порядка установлено, что размещение нестационарного торгового объекта осуществляется в местах, определенных схемами размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - схема).
Согласно п. 6 Порядку размещение нестационарного торгового объекта осуществляется на основании договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта в определенном схемой месте, заключаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области. Примерная форма договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта, приведена в приложении к настоящему порядку.
Договор, предусматривающий размещение нестационарного торгового объекта, заключается с хозяйствующим субъектом по результатам проведения торгов или без проведения торгов отдельно на каждый нестационарный торговый объект, в договоре должны быть указаны место (адресный ориентир) нестационарного торгового объекта, площадь места, предоставляемого под размещение нестационарного торгового объекта, срок размещения нестационарного торгового объекта, категория хозяйствующих субъектов, размер, сроки и условия платы за размещение нестационарного торгового объекта (далее - договор).
В соответствии с п. 16 Порядка муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие условия размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, должны содержать:
1) требования к внешнему виду нестационарного торгового объекта;
2) исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о заключении договора;
3) основания для отказа в заключении договора;
4) основания для расторжения договора;
5) порядок проведения аукциона на право заключения договора, в том числе определения организатора аукциона, порядок расчета начальной цены права на заключение договора, извещение о проведении аукциона на право заключения договора, информацию об опубликовании извещения о проведении аукциона, перечень документов, которые представляет претендент для участия в аукционе, и срок для представления таких документов, основания для отказа в допуске претендента к участию в аукционе, порядок определения победителя аукциона;
6) порядок определения размера платы по договору, заключаемому без проведения торгов.
В п. 17 Порядка указано, что нестационарный торговый объект подлежит демонтажу собственником нестационарного торгового объекта за свой счет по следующим основаниям:
1) установка нестационарного торгового объекта в нарушение требований, предусмотренных настоящим порядком, в том числе в случае самовольного размещения нестационарного торгового объекта в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области;
2) досрочное расторжение договора;
3) истечение срока действия договора.
Вывод суда первой инстанции о необходимости изложения пункта 2.3 договора, в соответствии с которым по истечении срока действия договора договор прекращает свое действие и его автоматическое продление не производится, в редакции ответчика представляется правомерным.
В соответствии с п. 6 Порядка размещение нестационарного торгового объекта осуществляется на основании договора.
В пункте 4 Положения "Об условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 17.03.2020 N 7/32, указано, что договор заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев заключения договора без проведения торгов, предусмотренных главой 3 Порядка.
В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" сформулирован правовой подход, в силу которого в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. Договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Учитывая принцип публичности и прозрачности процедуры предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта, исключение п. 2.3 из проекта договора противоречит требованиям ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "О защите конкуренции", согласно которому заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Указание апеллянта на распоряжение Правительства РФ от 30.01.2021 N 208-р, которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов, отклоняется.
Пунктом 2 этого распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления для реализации пункта 1 настоящего распоряжения также рекомендовано принять соответствующие нормативные правовые акты. В настоящий момент на территории Свердловской области действует Положение, утвержденное решением Екатеринбургской городской Думы от 17.03.2020 N 7/32, в соответствии с которым договор заключается на торгах, иной нормативный акт не принят.
Истец настаивает на изложении п. 4.4.3 договора в иной редакции, с указанием допустимого периода нефункционирования торгового объекта.
В соответствии с указанным пунктом владелец торгового объекта обязан обеспечить функционирование объекта в течение всего срока действия настоящего договора.
Срок размещения объекта и обеспечение его функционирования в течение всего срока действия договора (п. 4.4.3, 4.4.4) предусмотрено целями, преследуемыми при разработке Схемы размещения, а именно удовлетворение потребности населения в доступности продовольственных и непродовольственных товаров (услуг) малыми форматами розничной торговли; достижение и последующее соблюдение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Свердловской области площадью нестационарных торговых объектов; соблюдение прав и законных интересов населения по обеспечению требований безопасности при размещении нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, формирование многоформатной торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли. Отсутствие объекта в предусмотренном схемой месте не отвечает данным целям.
Наличие иных обстоятельств, препятствующих размещению объекта (возможно обстоятельства непреодолимой силы), не исключают данную обязанность истца.
Учитывая, что размещения объекта связано исключительно с размещением НТО в соответствии с утвержденной в установленном порядке Схемой, на момент урегулирования разногласий объективные обстоятельства, препятствующие размещению объекта и ведению торговой деятельности, истцом не названы и судом не установлены, порядок заключения договора и пояснения истца подтверждают наличие НТО в месте его размещения и осуществление истцом торговой деятельности, суд правомерно отклонил доводы истца о необходимости изложения п. 4.4.3 договора в иной редакции.
Изложение этого пункта в другой редакции в правоотношениях с иными лицами не опровергает правильность выводов суда первой инстанции.
Истец настаивает на исключении из договора пунктов 4.4.5, 4.4.12, 4.4.13, 4.4.14, 4.4.15, 4.4.17, 4.4.18, 7.1.
Судом первой инстанции правомерно отказано в исключений из договора пункта 4.4.5 в силу следующего.
Данным пунктом установлен запрет на передачу правообладателем своих прав и обязанностей по настоящему договору третьим лицам, за исключением требования по денежному обязательству, не осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из настоящего договора.
В силу положений ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором. Перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным (п. 2 ст. 391 ГК РФ).
Поскольку истцом реализовано льготное право на заключение договора без проведения торгов (п.13 Порядка), в иных случаях право на размещение нестационарного торгового объекта может быть приобретено заинтересованным лицом только на торгах, Порядок не предусматривает передачу прав по договору в случае реализации нестационарного торгового объекта как движимого имущества, включение в договор п. 4.4.5 не противоречит приведенным положениям гражданского законодательства.
Также судом правомерно отклонены доводы истца о необходимости исключения из договора пунктов 4.4.12, 4.4.13, 4.4.14, 4.4.15, 4.4.17, 4.4.18, поскольку данными пунктами регламентированы обязанности владельца объекта, внесение указанных пунктов в договор направлено на устранение правовой неопределенности в отношения сторон, обусловлено предметом договора и целями его заключения.
Как указано выше, размещение нестационарного торгового объекта осуществляется в местах, определенных схемами размещения нестационарных торговых объектов.
Пунктом 3 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП установлены обязательные требования к разработке Схемы размещения осуществляется в следующих целях: удовлетворение потребности населения в доступности продовольственных и непродовольственных товаров (услуг) малыми форматами розничной торговли; достижение и последующее соблюдение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Свердловской области площадью нестационарных торговых объектов; соблюдение прав и законных интересов населения по обеспечению требований безопасности при размещении нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Свердловской области; обеспечение единства требований к размещению нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области.
В п. 16 Порядка N 295-ПП установлен запрет на включение в Схему размещения сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также правовых актов органов местного самоуправления.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Указанные Правила устанавливают единые требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, устанавливают требования по благоустройству территории муниципального образования "город Екатеринбург" (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм). В частности правилами установлены требования к содержанию торгового объекта, благоустройству территории, размещению вывески.
Необходимость размещения вывески также предусмотрена требованиями ст.ст. 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей", в силу которых изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, а также иные сведения, предусмотренные в этих нормах.
Поскольку предложенная ответчиком редакция пунктов 4.4.12, 4.4.13, 4.4.14, 4.4.15, 4.4.17, 4.4.18 соответствует приведенным выше требованиям нормативных актов, оснований для их исключения из проекта договора не имеется, суд правомерно принял эти пункты в редакции Администрации.
Пункт 7.1 договора предусматривает, что при невыполнении правообладателем обязанности по выносу объекта в пятидневный срок, указанный в пункте 4.4.17. договора, администрация оставляет за собой право произвести самостоятельно вынос объекта с возмещением стоимости затрат за счет правообладателя.
Как указано выше, истцу предоставляется место для размещения нестационарного торгового объекта на определенный срок, после истечения которого место должно быть освобождено, нестационарный торговый объект подлежит демонтажу собственником нестационарного торгового объекта за свой счет в случае истечения срока действия договора (п. 17 Порядка N 164-ПП). В случае, если собственник нестационарного торгового объекта добровольно не выполнит требование о демонтаже нестационарного торгового объекта, меры по освобождению места, занятого нестационарным торговым объектом, принимаются уполномоченным органом (п. 18 Порядка N 164-ПП).
Учитывая, что освобождение места размещения нестационарного торгового объекта является логическим завершением правоотношений по использованию (предоставлению) места размещения нестационарного торгового объекта, не выполнение правообладателем обязанности по демонтажу нестационарного торгового объекта (освобождению места размещения нестационарного торгового объекта) предоставляет администрации возможность выполнить демонтаж нестационарного торгового объекта и возместить понесенные расходы, что соответствует нормам действующего законодательства, суд первой инстанции правомерно отказал в исключении п. 7.1 из текста представленного договора.
В силу п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в частности из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (ст. 8 ГК РФ).
По правилам ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Учитывая, что права и обязанности сторон указаны в договоре, урегулированы нормами законодательства и приведенными выше нормативными актами, включая п. 16 Порядка N 295-ПП, фактически нестационарный торговый объект размещен истцом в 2017 году, эксплуатируется в настоящее время в соответствии с утвержденной схемой, предметом договора является право на размещение нестационарного торгового объекта, а не земельный участок, требования истца о необходимости исключения из договора п.п. 4.4.11, 4.4.19 и приложения N 2 представляются обоснованными.
Доводы о несогласии с распределением судебных расходов отклоняются, поскольку имеет место очевидная описка в резолютивной части решения в указании размера судебных расходов, которая может быть устранена в порядке ст. 179 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 марта 2021 года подлежит изменению на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ понесенные истцом судебные расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 марта 2021 года по делу N А60-40819/2020 изменить.
Исключить из договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного Администрацией Железнодорожного района г. Екатеринбурга и обществом с ограниченной ответственностью "К2", пункты 4.4.11, 4.4.19, Приложение N 2 к договору.
В остальной части судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "К2" судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
О.В. Лесковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40819/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА, АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "К2"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА, АДМИНИСТРАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА